Формирование и развитие навыка аудирования во 2 классе на примере УМК
«Английский в фокусе» авторов В.Эванс, Дж. Дули, Н.Быковой,
М.Поспеловой.
Выполнила учитель английского
языка МОБУ СОШ №13
им. Б.Г. Гагина
г. Сочи
Сухова Юлия Владимировна
1 квалификационная категория
Как известно, иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы. Сегодня иностранный язык- один из важнейших предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с другими предметами он формирует коммуникативную культуру учащегося, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
В связи с принятием стандартов второго поколения в образовании, деятельность педагога направлена на достижение результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Формирование навыка аудирования относится к предметным результатам обучения. Цель аудирования: понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
Формирование и развитие навыка аудирования является одной из важнейших задач в начальной школе, так как создает базу для перехода к чтению, говорению и письму на английском языке.
Аудирование является средством и целью обучения, оно дает возможность обучающимся овладеть звуковой стороной языка, интонацией. Аудирование является также средством овладения лексическими и грамматическими средствами общения.
Важным условием для формирования и развития навыка аудирования является создание у ребенка положительной мотивации слушать тексты на английском языке. Мотивация возникает, если ребенок знает, зачем он слушает и что будет в результате этого. Поэтому прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей. Например: прослушай и отметь, что умеет/не умеет делать Лулу, Лари,Чаклз (рабочая тетрадь стр.40 № 2),прослушай и проведи линии, что любит есть Лулу и Лари (рабочая тетрадь стр.30 №2).
Тексты для аудирования соответствуют интересам и потребностям детей, а также уровню трудности, который они легко могут преодолеть.
Для развития умения аудирования используются две группы упражнений:
1.Упражнения, направленные на формирование механизмов аудирования, функционирование которых и позволяет понимать речь на слух.
Механизм: 1.развитие фонематического слуха;
2.память (запоминание);
3.прогнозирование;
Упражнения на развитие фонематического слуха:
Дифференциация звуков: долгих- кратких, межзубных и свистящих и т.д.
Хлопните 1 раз, если в слове звук краткий,2 раза, если долгий.
Выполните команду только тогда, когда услышите волшебное слово «please». Stand up, sit down ,swim«please, jump, run«please, dance и т.д. Повторяются глаголы движения.
Упражнения на запоминание.
Озвучивание видеофрагмента (мультфильма).
Приемы работы с видеофрагментом:
1.слушают весь текст с печатной опорой ;
2.переводят;
3.повторяют за диктором по строчке;
4.слушают целый текст;
5.читают (вместе с диктором, самостоятельно);
6.убирается звук и дети самостоятельно озвучивают видеофрагмент;
(учебник стр.19 № 3,стр.25 №3,стр.49 №3,стр.83 №3 и т.д.).
Из своего опыта могу сказать, что если над одним текстом работать в течение 2-3 уроков, то дети легко его запоминают, иммитируют интонацию, заучивают наизусть и можно с успехом озвучить видеофрагмент.
Это также могут быть словосочетания, рифмовки, поговорки, короткие стишки. Учащиеся должны прослушать и повторить их в нужной последовательности (учебник стр. 21 № 2,стр.23 №3 ).
Упражнения на развитие навыка прогнозирования.
Такие упражнения предполагают завершение предложений, начатых учителем. Например: What do you like ?– I like……(bananas ,chips…)
Посмотрите на картинку и прочертите линию, кто в какой комнате находится (рабочая тетрадь стр.20 №2).
2.Упражнения на восприятие на слух и
-понимание основного содержания;
-полное понимание;
В данном УМК (в рабочей тетради) все упражнения направлены на развитие умения понимать полное содержание текста с опорой на рисунок. Проверка понимания предполагает невербальную реакцию детей: выбор соответствующей картинки (рабочая тетрадь стр.50 №2 ),соедини линию (рабочая тетрадь стр.20 №2,стр.30 №2,стр.60 №2),поставь знак в соответствующей клетке (рабочая тетрадь стр. 40 №2 ).Тестовые формы контроля типа (Yes/No,Right /Wrong),тест множественного выбора ( Multiple Choice Test),тест на восстановление( Close Test Procedure) в данном УМК во 2 классе не встречаются. Для повышения эффективности извлечения содержания из прослушанного в данном УМК используются различные визуальные (рисунки, таблицы, видеоматериалы) и вербальные опоры (ключевые слова, образцы).
4