СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование и развитие творческих способностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может помочь при прохождении аттестации или участии в профессиональном конкурсе

Просмотр содержимого документа
««Формирование и развитие творческих способностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»













Представление педагогического опыта

ТЕМА:



«Формирование и развитие творческих способностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»


















Выполнила:
учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»

Безина О.В.






Троицк-2023



План

  1. Актуализация темы.

  2. Условие возникновения опыта.

  3. Основные педагогические идеи.

  4. Теоретическая база опыта.

  1. Понятие «Творчество»

  2. Понятие «Способности »

  1. Практическая часть.

  1. Формирование читательской компетентности учащихся.

  2. Формирование способностей анализа стихотворений.

  3. Формирование творческих поэтических способностей учащихся.


  1. Результативность.

  2. Список литературы.

  3. Приложения.
































  1. Актуализация темы.

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования России. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения позволило педагогам по- новому выстраивать школьное образовательное пространство. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, межпредметных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа и учитель должны готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является одной из основных задач современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог реализоваться , нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю развитию творчества через поэзию, её внедрение и использование как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно этот культурный пласт даёт большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое и поэтическое творчество.

В рамках реализации ФГОС III поколения системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Реализация деятельностного метода на практике обеспечивается системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности и принцип творчества. Подробнее остановлюсь на принципе ТВОРЧЕСТВА. Он означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  1. Условие возникновения опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой  личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». С этой целью в стандартах третьего поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе.

Цель педагогического опыта: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника , изучить процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Предполагаемый результат: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, Мной были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по теме.

2.Подобрать эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроке литературы и во внеурочной деятельности.

Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается необходимостью создания системы обучения и воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей.



III.Основные педагогические идеи.

Ребёнок с пустыми руками не рождается. У каждого ребёнка своя особая миссия. Вот во что я начал верить уже давно.

Ш. Амонашвили

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь системой воспитания гуманной педагогики Ш.Амонашвили.  Гуманная педагогика строится на началах гуманности и веры в ребенка. Основными направлениями являются развитие личности детей, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, построение доверительных отношений сотрудничества между детьми и учителем, служение добру и справедливости.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

Моя работа всецело построена на педагогике сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.


IV. Теоретическая база опыта

  1. Понятие «Творчество»

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. . 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. В психологии под творчеством понимается любая деятельность по преобразованию окружающего мира, в результате которой создается нечто качественно новое, ранее не существовавшее, отличающееся неповторимостью. Итогом такой деятельности являются не только произведения искусства или научные труды, но и любые иные материальные и духовные ценности.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира, восхищается или сопереживает. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Работая с детьми, я стремлюсь раскрыть их природные потенциалы и подготовить к проявлению своих творческих способностей в жизни. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

2. Понятие «Способности»

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести  мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.

Развивать творческие способности? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, умению анализировать и осмысливать факты, развитие воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих выразить индивидуальность ученика.

В-третьих, это организация такой системы работы на уроках литературы, русского языка и во внеурочной деятельности, которая способствует этому развитию.

Младший школьный возраст - это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

V.Практическая часть

Приемы развития творческих способностей

учащихся начальных классов на уроках литературы.

Компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности;

 

Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

  1. Словесное рисование образов произведения.

  2. Театральная творческая деятельность.

  3. Изобразительная творческая деятельность.

В своей работе по формированию и развитию творческого потенциала учащихся, для реализации педагогического опыта, я взяла направление- развитие творчества детей через поэзию. Почему именно поэтические произведения послужили толчком в моей педагогической деятельности? Во-первых, потому что - я творческий человек, пишу стихи более 10 лет и стараюсь приобщить ребят к этому искусству. Во-вторых, потому что именно через поэтические произведения выражается не только творческая индивидуальность ребенка, но и эстетическое, чувственное восприятие мира, любви к Родине, к природе и своим близким.

Задачами реализации этого направления является:

а) развитие речи учащихся на учащихся на уроках чтения;

б) изучение терминов, связанных с жанром «стихотворение»;

в) развитие умения анализировать стихотворение;

г) проявлять индивидуальные творческие способности в роли поэта и чтеца, выступать на творческих конкурсах школьного, муниципального и областного уровня.

Поэзия, т.е. поэтические произведения русских всемирно известных классиков (А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Плещеева), поэтов Серебряного века (А.Блок, И.Бунин, А.Белый) и др. включены в курс программы по литературному чтению начальной школы. Стихотворения тонкой нитью проходят и через содержание других предметных дисциплин – русский язык, окружающий мир, внеурочную деятельность.

Как я реализую свой педагогический и творческий опыт на практике? На уроках литературного чтения формирую читательскую компетентность, формирую и развиваю умение анализировать поэтическое произведение, развиваю чувство видения прекрасного в окружающем мире посредством поэзии. Формирование читательской компетентности младшего школьника- это формирование способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению произведения до прочтения и после прочтения. ( Н-р: предпосылки, «Как вы думаете, о чем будет стихотворение?»)

Как сформировать читательскую компетентность на уроке литературного чтения?

1)Первый этап- приобщение детей к чтению, направлен на овладение техникой чтения произведений. Формирование навыка чтения:

-умение правильно прочитывать слова;

- выразительность и громкость прочтения;

-эмоциональная окраска, интонация;

-постановка пауз и логического ударения;

-понимание смысла прочитанного;

-темп чтения;

На данном этапе формирования навыка чтения на уроках литературного чтения в 1 классе я использую слоговые таблицы и таблицы Шульте (Приложение 1). Для совершенствования навыка чтения, необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Помимо программных произведений нужно подбирать произведения, учитывая возрастные особенности учащихся.

6-7 лет- интерес к произведению связан с умением действовать самостоятельно (Хорош на уроке - прием инсценировки стихотворений и басен. Дети с удовольствием разыгрывают сценки в ролях). В этом возрасте привлекают ребят произведения- стихи и сказки, небольшие по объему, по содержанию- юмористические.

8-9 лет- учащиеся увлекаются произведениями о природе, о животных и растениях (Отлично используются на уроке межпредметные связи- с окр.миром)

9-10 лет- возраст, когда появляется глобальный интерес к миру людей, их характерам, анализу поступков. Привлекают детей произведения о приключениях и путешествиях.

Я учитываю эти возрастные интересы учащихся при подготовке к урокам литературного чтения и подбираю произведения по интересам учащихся. Например - рекомендую литературу для прочтения в летние каникулы. Чтобы реализовать самостоятельный выбор детьми произведения, я ввела на уроке литературы пятиминутки самостоятельного чтения любимой книги ( которую ребенок принес из дома. На первом этапе для совершенствования навыка чтения я использую на уроках следующие упражнения:

-рифмованные чистоговорки, скороговорки; (Приложение 2)

-жужжащее чтение на каждом уроке ( 5 минут);

- «самозамер» (дети за 1 минуту читают текст, подсчитывают количество слов, затем повторно читают этот же отрывок, результат улучшается).

Очень нравится ребятам на уроке такой приём, как оценивание ответа одноклассника по критериям чтения: громкость, выразительность, беглость, эмоциональность, правильность, осознанность. Учащиеся с удовольствием выступают в роли учителя, ставят субъективную оценку за домашнее задание.

Когда уже сформирован навык беглого и смыслового чтения, я перехожу ко второму этапу моей работы.

2) Второй этап- знакомство на уроках с особенностями того или иного жанра произведений. Со 2 класса я знакомлю учащихся с особенностями жанра «стихотворение», с понятием «рифма» и «ритм», с художественно- изобразительными средствами (т.е. с эпитетом, олицетворением, метафорой сравнением) Тексты произведений для прочтения и анализа стихотворений я использую как авторов программного материала учебника, так и написанные мной. (Приложение 3)

Этапы работы над стихотворением на уроке:

-прослушивание стихотворения ( аудио -запись или чтение учителем);

-первичное восприятие произведения (использую словарь настроений, дети выбирают нужное и доказывают свою точку зрения);

- словарная работа (поиск слов и объяснение их лексического значения);

- вторичное чтение детьми (жужжащее чтение);

- анализ стихотворения (деление на смысловые части, поиск художественно- изобразительных средств);

- творческое самовыражение детей (рисунки к произведению, инсценирование, декламирование стихотворений на конкурсах и на уроке);

Формирование творческого воображения учащихся на уроке литературного чтения я осуществляю путём подбора разных средств обучения: подбираю к данному стихотворению картины – пейзажи известных художников (И.Шишкина, И.Айвазовского, В.Васнецова), или подбираю музыкальные произведения соответствующей тематики (П.И. Чайковский «Времена года»). Затем дети сопоставляют прочитанное стихотворение с картиной художника или музыкальным произведением. Творческое мышление и воображение я развиваю, использую приём составления «мнемотаблиц» или «раскадровки» стихотворений. Стихотворение дети делят на смысловые абзацы и зарисовывают с помощью схем в таблицу. Этот прием эффективен для заучивания детьми стихотворений.

3 этап работы

На третьем этапе работы я не только учу анализировать поэтические произведения, но рифмовать стихи, пробовать себя в роли «поэта». Осуществляю я это через индивидуальную работу и задания на внеурочной деятельности. Использую следующие упражнения:

Игра "Весёлые рифмы"-сочиняем вместе

    Ра-ра-ра  -  начинается… (игра)

                              Ре-ре-ре - будет весело в… (игре)

                              Ру-ру -ру  - очень я люблю …(игру).

- Более сложное задание. Будем сочинять чистоговорки.

 Ча-ча-ча-ча - …

                            Ай-ай-ай -…

                            Жу-жу-жу-…

                            Со-со-со-…

                             Су-су-су-…

                             Чу-чу-чу-…

-Возможные вариантыЧа-ча-ча-ча  - мы увидели грача

                                        Ай-ай-ай - выпили горячий чай

                                        Жу-жу-жу  - я с тобою не дружу

                                        Со-со-со - у машины колесо

                                        Су-су-су - было холодно в лесу

                                        Чу-чу-чу - на луну я полечу

-Доскажи слова в стишках. Обратите внимание на рифмующиеся строчки.

                            Широка и глубока

                            По мостком текла ...(река)

                            Под корягой, под мостом

                            Жил в реке усатый ...(сом)

- Выбери рифму из предложенных мной

«Первый снег» Приложение

Ночью чистый и…..(умелый, несмелый, горелый)

Выпал он , и всё…(скакал, спал, лежал)

Ну, а утро наступило

По дорожке…( поскакал, побежал, поспал)


-Цепочки рифмующихся слов : (слова могут быть разных частей речи)

Котик-животик-проглотик

Дом-том-сом

Игрушка- хлопушка-пушка

Нос-мороз- принёс

-"Буриме"  (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Задана рифма:

….год

….народ  

…..январь

… календарь                     

(Скоро праздник - Новый год!

  Веселится весь народ.

  Зимний месяц январь

   Начинает календарь)


4 этап работы

Готовлю к выступлению на «Конкурсах чтецов», участию в поэтических конкурсах разного уровня - школьного, муниципального, областного. «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно», это нужно мне. На четвертом этапе я провожу идивидуальную или групповую работу с одаренными учащимися, у которых отлично получается рифмовать или декламировать стихи. На внеурочных занятиях вместе выбираем тему стихотворения ( в зависимости от темы конкурса), подходящие художественно- выразительные средства, бывает и так: ребенок приносит своё стихотворение, мы вместе редактируем произведение. Детей, склонных к театрализации, умеющих держаться на публике, подготавливаю к конкурсу чтецов: работаем над постановкой логического ударения и нужной интонацией.





































Результативность моего педагогического и творческого опыта.

В итоге опыта моей педагогической и поэтической работы, я получила следующие результаты: дети с увлечением и творческим подходом читают стихи, участвуют в мероприятиях.

Результатом стали награды учащихся: (Приложение 4)

*Школьного уровня:

-Грамота за III место в школьном Конкурсе чтецов стихотворений, посвященный 77-летию блокады Ленинграда ,-Мосолкова Даша, 2021 год;

- Грамота за III место в школьном Конкурсе чтецов стихотворений, посв. 77-летию блокады Ленинграда,- Орешкина Валерия;2021 год;

*Муниципального уровня:

-Грамота за II место в Конкурсе чтецов стихотворений «Нам завещаны память и слава»- Ярцева Татьяна, 2023 год;

-Грамота за I место в 23-м городском поэтическом турнире «Серебряное пёрышко»- Ярцева Татьяна, 2021 год;

- Грамота за II место в 24-м городском поэтическом турнире «Серебряное пёрышко»- Ярцева Татьяна, 2022 год;

*Областного уровня:

-Диплом регионального открытого конкурса творческих работ «Рождественская сказка» в номинации «Поэзия»- Панова Ярослава , 2023 год. Стихотворение « Одинокий клён» вошло в сборник стихов «Рождественская сказка».

- Почетная грамота за победу в конкурсе рисунков «Полицейский- звучит гордо!» Потапкина София, 2021 год

*Грамоты моих достижений:

-За активное творческое участие и популяризацию 16-го городского поэтического турнира «Серебряное пёрышко», посв. 70-летию победы и Году Культуры, Безина О.В.

- Диплом за участие в городском конкурсе « Самый классный классный»;

-Благодарность Главы г. Троицка «За добросовестный труд и большой вклад в развитие семейного воспитания» , Безиной О.В.

И в завершение своего выступления я хотела бы прочитать своё стихотворение « Учитель».










Приложение 2

Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.

1. Осень пёстрая ……….(пришла)
    И рябины подожгла.
    Возле них дрозды снуют
    И плоды – огонь ……….(клюют)

2.        ……. роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.

 
Потерялась первая буква.
3.        ….синку красила
….сень
….синка мне нравится
….чень.
….на позолотом блистает,
….дно только жаль – 
….блетает.

4.        …леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на клумбах в саду
…лые тени дрожат на пруду.

Всем группам. Подобрать рифмы.

   Утром мы во двор идем
  Листья сыплются дождем.
 ………………….. листопад
  ………………….. сад.



Литература.

  1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.

  2. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.

  3. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.

  4. Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.

  5. Брудная Е.Д. Учитель.- М., «Политиздат», 1991 г.

  6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., «Знание», 1980 г.

  7. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.

  8. Начальная школа 1991, 1995, 1997, 1998 г.

  9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.

  10. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.

  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.

  12. Истомина Н.Б. Подготовка учителя к уроку математики. «Начальная школа», №1 – 1984 г.

  13. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. «Начальная школа», №4 – 1997 г.

  14. Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

  15. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.

  16. Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996 г.

  17. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. - №1, 1997 г.

  18. Начальное образование в России, инновация и практика. – М., Школа, 1994 г.

  19. Начальная школа: поиск оптимального варианта. – М., 1992 г.

  20. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М., 1986 г.

  21. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.

  22. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли. Вопросы психологии. - №1, 1957 г.

  23. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.

  24. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.

  25. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,ИНТОР, - 1996 г.

  26. Философско –психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – М.,ИНТОР, - 1994 г.

  27. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 19990 г.

  28. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 г.