Разрабатывать систему работы в данном направлении я начала с поиска путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческого потенциала детей. В ходе исследования выделились основные аспекты развития творческих способностей: развитие наблюдательности, речевой и общей активности, культуры общения, памяти, воли, воображения и способности анализировать и осмысливать факты; развитие потребности творить; систематическое создание ситуаций, позволяющих учащимся самовыразиться; организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. Это значит, что для развития творческих способностей обучающихся необходимо создавать образовательную среду, способствующую этому развитию. Что такое образовательная среда? Изучив различные определения этого понятия, я выделила для себя следующие: образовательная «среда – это ситуация, когда ребёнок сам (самостоятельно) создаёт себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение» (по В.В.Рубцову, 1996 г.) «развивающая (образовательная) среда – совокупность условий, стимулирующих разнообразную творческую деятельность, и система отношений вокруг ребёнка, способствующая проявлению и дальнейшему развитию одарённости личности… Среда – это не статичная данность,… а система в постоянном развитии…» (по Л.И.Новиковой, 1989 г.). Таким образом, урок и внеурочная деятельность – это части образовательной среды, в которые я как учитель могу вносить изменения, исходя из задач, решения которых пытаюсь достигнуть в своей педагогической деятельности. Образовательная среда, способствующая развитию творческих способностей обучающихся, включает в себя следующие компоненты: модифицированную систему использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы; серию заданий творческой направленности для уроков русского языка и для уроков литературы; комплекс творческих домашних заданий; система работы по подготовке и проведению литературных гостиных; работа объединения дополнительного образования детей «Школьный театр»; постановки спектаклей. Основной формой решения учебных задач является урок. Но, по моему мнению (а оно, я думаю, солидарно с мнением многих творчески работающих учителей), традиционное ведение урока (проверил домашнее задание, закрепил старое, объяснил новое, дал новое домашнее задание) уже давно не актуально, и оно не способствует развитию творческих способностей детей. Однообразие в современном мире недопустимо, а тем более, недопустимо оно в процессе обучения. Конечно же, не нужно совсем отказываться от традиционных форм и методов педагогической деятельности. Но надо идти в ногу со временем и дополнять уже сложившуюся систему преподавания новыми педагогическими технологиями, формами ведения урока, использованием интересных приёмов, обогащая её чем-то новым, креативным. Наряду с традиционными формами и методами преподавания я стараюсь разнообразить построение урока нетрадиционными формами его ведения: Я использую в своей работе следующие современные педагогические технологии: технологии личностно-ориентированного обучения; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); технологии проблемного обучения; технологию педагогических мастерских. Не в каждом классе и не на каждом уроке можно применять эти технологии в «чистом виде». Поэтому в зависимости от цели и задач урока и на определённых его этапах я использую различные элементы (методы и приёмы) данных технологий. На этапе введения в урок я использую такие приёмы, как - ассоциативные зрительные ряды однотемного или противоположного по теме характера; - обращение к личному опыту обучающихся; - прогнозирование; - морфологические загадки на основе игры «Да – нет»; - лингвистическое мини-исследование. Например, на уроке литературы в 7 классе при изучении рассказа А.П.Чехова «Тоска» демонстрирую сначала ряд фотографий с изображением весёлых, радостных людей и предлагаю ребятам назвать ассоциации, которые у них возникают при просмотре этих фотографий. Далее представляю их вниманию ряд фотографий с изображением грустных людей и прошу записать в тетради (или рабочие листы) существительные, называющие чувства этих людей. После этого обращаюсь к личному опыту обучающихся: - Ребята, а когда вы радуетесь? - А какие жизненные ситуации вызывают у вас чувство грусти, тоски? Затем подвожу детей к прогнозированию через вопросы: «Каким будет рассказ с названием «Тоска»? О чём в нём пойдёт речь? Будет ли этот рассказ похож на другие, известные вам произведения А.П.Чехова?». На уроке русского языка в 7 классе по теме «Склоняемые части речи» на стадии вызова, когда нужно воспроизвести знания детей для дальнейшей работы, предлагаю детям угадать, какую часть речи я загадала. Для этого учащимся нужно задавать мне вопросы об этой части речи, на которые я буду отвечать только ДА или НЕТ. Например, Это самостоятельная часть речи? (Да) Это изменяемая часть речи? Да) Она обозначает предмет? (Нет) Она обозначает признак предмета? (Да) Она отвечает на вопросы какой? чей? (Да) Это имя прилагательное? (Да) Таким образом, совокупность перечисленных приёмов на первом этапе урока позволяет решать следующие образовательные задачи: - вызвать у обучающихся познавательный интерес к изучаемому материалу (литературному произведению, лингвистическому понятию); - развивать воображение, образное мышление; - развивать умение сопоставлять образы, явления, факты и на основании этого самостоятельно формулировать тему и цели урока. На этапе формулирования темы и целей урока эффективно используются следующие приёмы: - тема с пропусками; - недописанная тема; - опорные слова (для постановки целей урока); - букет целей. Например, на уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» на доске записываю: «Уроки французского» – уроки…» и, таким образом моделируя проблемную ситуацию, предлагаю ребятам сформулировать цели урока по опорным словам («повторить…», «проанализировать…», «исследовать…», «удивиться…» и т. д.). Цели записываются на «цветах» и крепятся к «букету». В конце урока на этапе рефлексии мы возвращаемся к «Букету целей» и анализируем результаты достижения этих целей. Таким образом, посредством применения данных приёмов у обучающихся развиваются следующие метапредметные УУД: - умение планировать решение учебной задачи (выстраивать последовательность необходимых действий); - умение удерживать цель деятельности до получения её результата – а данные умения способствуют развитию творческих способностей детей. На этапе актуализации знаний мною используются такие приёмы: - верные-неверные утверждения; - мозговой штурм; - маркировка текста; - кластер; - заполнение первой колонки таблицы «Знаю – узнал – хочу узнать»; - тестовые задания; - обращение к личному опыту обучающихся. Эти приёмы направлены на развитие умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Этап изучения нового материала был преобразован применением следующих приёмов: - заполнение второй колонки таблицы «Знаю – узнал – хочу узнать»; - заполнение таблицы «Кто? Какой? Что делает? Почему?» (в ходе чтения и анализа текста таким образом анализируются герои произведения и их поступки); - чтение с остановками (применяю при изучении небольших по объёму произведений на уроках литературы) с последующим прогнозированием дальнейших событий и фиксированием выводов в рабочих листах; - исторический экскурс (один из учеников заранее готовит сообщение или презентацию) с целью объяснить, показать условия времени, в которых живут герои (например, герой из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» или Настя и Митраша из «Кладовой солнца» М.М.Пришвина); - экскурс в понятие (индивидуальная работа с толковыми и этимологическими словарями) с целью исследования значения слова (например, «сочувствие», «сострадание»); - поиск возможных путей решения проблемы; - работа с лексикой, характеризующей героя, его действия, нравственные качества. Данные приёмы направлены также на решение следующих задач: - повышение уровня познавательной активности учащихся; - развитие критического мышления; - развитие навыков самостоятельного поиска, отбора нужной информации в тексте, анализа этой информации, выбора форм её воспроизведения. На этапе рефлексии обязательно довожу до логического завершения такие приёмы, как прогнозирование (- Сбылись ли ваши предположения (ожидания, прогнозы)? – Если не сбылись, то почему?); недописанная тема или тема с пропусками (в ходе исследования тема дописывается, пропуски заполняются); букет целей (снимаем цветы, на которых написаны цели урока и анализируем степень их достижения); заполнение третьей колонки таблицы «Знаю – узнал – хочу узнать», если эти приёмы использовались. Использую и другие приёмы проведения рефлексии: - «Толстые и тонкие вопросы» (прошу ребят задать друг другу по одному такому вопросу в паре или всему классу); - написание синквейна, буриме или эссе (это вид творческого подведения итогов урока); - обращение к личному опыту обучающихся (- А в вашей жизни были такие ситуации? А как бы вы поступили на месте героя? Какой совет вы дали бы герою?); - «Радуга настроения» (в начале урока раздаю полоски разного цвета, а в конце урока ребята прикрепляют к доске полоски того цвета, которые отражают их настроение); - «Цветометки» (это оценивание своей работы, работы в паре, работы всего класса и работы учителя с помощью фигур разного цвета). Приёмы рефлексии я использую не только в конце урока, но и после выполнения отдельных заданий. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка При обучении русскому языку творческие способности формируются, в основном, на уроках развития речи. Именно на этих уроках проявляется индивидуальность каждого ученика при выполнении им творческих работ. Изложение. Кроме написания изложений традиционных видов (подробных и сжатых, полных и выборочных) я предлагаю ребятам изложение текста с творческим заданием: изложение с изменением лица рассказчика; изложение с добавлением описания героя или душевного состояния героя, описания пейзажа, интерьера и т. д.; изложение с продолжением; изложение с оценкой произошедшего; изложение с подбором пословицы . Сочинение. При написании сочинений различных жанров более всего реализуется развитие творческого начала каждого ученика. Мне нужно лишь правильно и одновременно ненавязчиво направить его творчество в нужное русло. С целью развития творческих (в данном случае текстоведческих) способностей учащихся учу их писать сочинения разных видов: сочинения-миниатюры ( описание предмета, пейзажа; миниатюры этимологического характера: «Секрет названия», «Что в имени тебе моём…»; размышления «Почему я люблю (не люблю)…» и т. д.); сочинения полной формы на различные темы и различной жанровой направленности; сочинения на основе иллюстративного материала (описание картины художника; словесное рисование; рассказ по картине (рисункам); восстановление пропущенной части по рисункам и т. д.). сочинения «Что я вижу, слушая эту музыку» на основе музыкальных произведений . Я предлагаю ребятам задания творческого характера и на обычных уроках: ситуативные упражнения «Представьте себе»; редактирование текстов; морфологические загадки на основе игры «Да – нет»; лингвистические сказки. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Уроки литературы предоставляют учителю большие возможности в плане формирования и развития творческих способностей обучающихся. Именно на уроках литературы создаётся личностное, преображённое, своё. Эти уроки прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Поэтому на уроках литературы я стараюсь не только ввести своих учеников в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и зарубежной художественной литературы, воспитать у них потребность в чтении, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество. Для этого я использую различные задания творческого характера. Литературные творческие задания следует отличать от творческих сочинений, создаваемых обучающимися с опорой на художественный текст. К творческим сочинениям относятся: домысливание сюжетной линии; домысливание дальнейшей судьбы героя; дневник литературного героя; письмо от имени литературного героя; встреча с литературным героем и т. д. Творческие литературные задания развивают творческого читателя и интерпретатора художественного произведения. На уроках я предлагаю своим ученикам задания следующего характера: устное словесное рисование (предлагаю ребятам устно описать героя, если описания этого героя нет в тексте (например, Ивана-царевича из русской народной сказки или Васютку из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»), описать комнату или жилище героя (например, дворец царя Салтана из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина или угол, отведённый для Юшки, на кухне в доме кузнеца из рассказа А.П.Платонова «Юшка») и т. д.); экспромт-инсценирование басни, отрывка из сказки или рассказа (это задание я предлагаю ребятам после разбора образов героев и если остаётся время на уроке); чтение по ролям; конкурс на лучшее выразительное чтение (стихотворения, прозаического отрывка); кастинг на исполнение роли героя (для этого задания подбираю небольшие монологи героев и ставлю перед учениками задачу: «Представьте, что вы проходите кастинг на роль (например, Мцыри из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»). Мысленно перенесите себя в условия, в которых оказался герой, и сыграйте этот монолог»); написание синквейна; интервью с героем (использую этот приём при работе в парах: например, после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе или после изучения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе). Урок ограничен временными рамками, и многого за 45 минут не успеешь, поэтому я предлагаю обучающимся творческие домашние задания: написание сказок, басен, былин с сохранением жанровых особенностей, присущих создаваемому произведению; составление кроссвордов; творческие пересказы (нужно передать содержание сказки, рассказа от лица одного из героев или предметов, присутствующих в заданных произведениях (например, рассказать историю пожара из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» от лица зайца или доктора или передать историю наступления невиданного холода от лица мельницы из рассказа К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)); иллюстрирование художественных произведений (дети сами рисуют иллюстрации или ищут их в интернете). Данные задания развивают творческие способности учащихся, обеспечивают самостоятельное вхождение их в мир искусства. Развитие творческого потенциала учащихся во внеклассной работе Необходимость проведения внеклассных занятий по русскому языку и литературе очевидна. 45 минут урока не могут вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что способствует формированию у них любви к предмету, выявлению их индивидуальных творческих способностей и возникновению желания развивать эти способности. Рамки внеклассной работы позволяют детям проявить себя. Учитель в процессе внеклассной деятельности решает следующие задачи: развитие коммуникативной культуры обучающихся; выявление и поддержка одаренных учащихся; поддержка учеников, слабоуспевающих по литературе, и воспитание в них веры в свои силы ; развитие творческих способностей учащихся; Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако, все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Ребята с удовольствием участвуют в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Форм проведения внеклассной работы довольно много. Участие в различных предметных и сверхпрограммных олимпиадах, творческих, литературных и краеведческих конкурсах – одна из самых востребованных форм внеклассной работы сегодня. С большим успехом в нашей школе функционирует школьный театр «Маска», художественным руководителем которого я являюсь. Первые занятия начались с бесед на тему: «Что такое театр», какие бывают виды театра, ребята познакомились с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, литературы), узнали о профессиях в театре (актёр, художник, композитор), о том, как создаются театральные декорации. На занятиях по технике речи дети учились пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра. Также на занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Этюды помогали ребятам осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствовали формированию самоконтроля, повышали уверенность в себе. Дети учились строить диалоги между героями, развивали связную речь, расширяли образный строй речи, учились распределять роли. Были созданы максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у обучающихся. Специально организованные театрализованные занятия позволили сформировать партнерские отношения у ребят. Обучающиеся познакомились с различными видами театров: теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной, театр масок, мягкая игрушка. Велась работа над развитием творчества, детям предлагались театрализованные игры, сценки, где они могли показать свои артистические возможности. Постановки школьного театра были показаны на различных мероприятиях: День учителя, Юбилей школы, Новый год, День Победы, мероприятиях, проводимых в рамках предметной недели русского языка и литературы. № | Событие | Название мероприятия | Форма проведения | Уровень | Дата | 1. | День Учителя | «Как Иван школу для Марьи-царевны искал» | Спектакль-сказка | Школьный | 06.10.2022 | 2. | Юбилей школы | «Домовые» | Сценическая миниатюра | Школьный | 23.12.2022 | 3. | Юбилей школы | «Помещики Повалишины в истории школы» | Мини-спектакль | Школьный | 23.12.2022 | 4. | Встреча с представителями добровольческого волонтёрского движения «Для наших» из города Смоленска | «Помещики Повалишины в истории школы» | Мини-спектакль | Школьный | 24.12.2022 | 5. | Новый год | «Снежная королева» | Спектакль-сказка | Школьный | 30.12.2022 | 6. | Неделя русского языка и литературы | «Три жизни, три сестры и три загадки» | Театрализованная литературно-музыкальная гостиная | Школьный | 07.04.2023 | 7. | День Победы | «Непокорённые» | Театрализованная литературно-хореографическая композиция | Школьный Муниципальный | 13.05.2023 20.05.2023 | 8. | День Памяти и скорби | «Непокорённые» | Театрализованная литературно-хореографическая композиция | Региональный | 18.06.2023 | № | Событие | Название мероприятия | Форма проведения | Уровень | Дата | 1. | День Учителя | «Дом моего сердца» | Спектакль-сказка | Школьный | 05.10.2023 | 2. | Конкурс театрального мастерства | «Непокорённые» | Театрализованная литературно-хореографическая композиция | Международный | 30.11.2023 | 3. | 90 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина | «И всё-таки он полетел!» | Спектакль | Школьный | 11.03.2024 08.04.2024 | 4. | 90 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина | «И всё-таки он полетел!» | Спектакль | Муниципальный | 02.03.2024 | 5. | 90 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина | «И всё-таки он полетел!» | Спектакль | Региональный | 09.03.2024 12.04.2024 | 6. | День Победы | «Дети войны» | Литературно-музыкальное эссе | Школьный | 20.05.2024 | 7. | День Победы | «Что же такое мы?» | Театрализованная миниатюра | Муниципальный | 09.05.2024 | Результаты работы: Разработаны образовательные продукты: - цикл уроков-мастерских по предмету «Литература» в 7-11 классах, направленных на развитие творческого мышления обучающихся; - серия упражнений, развивающих культуру письменной речи учеников; - комплекс творческих литературных заданий, способствующих формированию вдумчивого читателя и развитию текстотворческих способностей учеников; - программа кружка «Школьный театр» с целью формирования у обучающихся навыков художественного чтения; - серия литературных гостиных, способствующих введению обучающихся в мир литературы и искусства; - сценарии для спектаклей по произведениям российских писателей; - комплекс экскурсий, направленных на формирование у подростков культурных и нравственных ценностей. Формируется устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету. Развиваются коммуникативные умения и навыки учащихся. Развивается творческое отношение к любому виду деятельности. Формируется позитивный взгляд на жизнь и осознание ответственности перед собой и обществом за результаты своего труда. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся я сформулировала для себя принципы деятельности в этом направлении: Творить самому. Развивая творческие способности ребят, учитель должен сам быть творцом. Если просто говорить о необходимости творчества, а самому при этом не создавать ничего нового, неожиданного, креативного, не показывать на личном примере творческой активности, то развить в детях потребность творить самим не представляется возможным. Каждый имеет право на собственное мнение. Дети могут подвергать сомнению общепринятые предположения. Творчески мыслящему человеку свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Но свою точку зрения нужно уметь выдвинуть и доказать. Работаем творчески. Я использую на уроках и в домашних работах задания, которые позволяют учащимся демонстрировать их творческие способности. Стараюсь проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Инициатива приветствуется. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности – один из главных принципов работы над развитием творческого потенциала обучающихся. Предлагая учащимся задания, нацеливаю их на то, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Радость творческого открытия. Результат работы должен приносить удовлетворение, поэтому я учу детей переживать радость творческого открытия, таким образом воспитывая потребность к творчеству. Творчество – дело нелёгкое. Стараюсь донести до детей мысль, что творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания, таким образом готовя их к препятствиям, встречающимся на пути творческой деятельности. Творчество – дело добровольное. Ни в коем случае нельзя заставлять обучающихся выполнять творческие задания, тем более нельзя за невыполнение таких заданий ставить неудовлетворительные отметки. Нет шаблонам! При выпонении творческих заданий учителю ни в коем случае нельзя ограничивать детей жёсткими рамками и алгоритмами. Свобода в процессе творческой деятельности – главное условие для творчества. Творчество – процесс бесконечный. Если человеку присуще творческое начало, он будет творить и дома, и на работе (а ребята – в школе), и в непринуждённой обстановке. Подвести итог вышесказанному хочу словами Виталия Бианки, которые он сказал своему ученику Николаю Сладкову: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых, ставят их на хорошую песню. Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Из всех своих птичьих сил стараются петь как можно чище и лучше. Главное – чище! Чистота свиста ценится у них превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!» |