Формирование языковых навыков: проблемы и решения
В.А. Булатова
ПРОБЛЕМЫ
- Отсутствие мотивации
- Боязнь сделать ошибку, боязнь критики со стороны учителя и учеников
- Когнитивный диссонанс: желание перенести лексические и грамматические закономерности родного языка на второй
- Нежелание расширять активный словарь, использовать новые слова в речи, стремление ограничиваться минимумом лексических средств
- Непонимание грамматического строя второго языка
- Дисбаланс между поставленными коммуникативными задачами и языковыми средствами
РЕШЕНИЯ
- Осознание проблем
- Системный подход, понимание интегративного характера видов РД
- Когнитивно-коммуникативный метод
- Функциональный подход к обучению грамматике и лексике
- Ориентация на активную учебно-познавательную деятельность
- Отработка языковых навыков в продуктивных заданиях
- Новые подходы к оцениванию
Задачи обучения: разное понимание
- Обучение лексике или формирование лексических навыков?
- Обучение грамматике или формирование грамматических навыков?
Современный подход в рамках коммуникативного метода – это формирование навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативно-значимом контексте
Коммуникативный или грамматико-переводной метод?
- «Знание» лексики и грамматики без сформированных навыков их употребления бессмысленно
- Заучивание списков слов вне словосочетаний, вне контекста, вне выхода в продукцию бессмысленно.
- Заучивание грамматических правил и их тренировка в отдельных предложениях без осознания функций и выхода в продукцию бесполезно.
Грамматический навык
«Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов говорения, аудирования, чтения и письма.
Умение грамотно соединять слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения».
Е.Н. Соловова
Подумайте о том, как вы обучаете грамматике.
Функциональный подход к обучению грамматике
Метод
Определение
Коммуникативно – с начала общение, потом правила
Ученики практикует общение, а затем изучает грамматические правила.
Исходя из темы и необходимых функций
Сначала выбирается коммуникативная ситуация и речевые интенции, затем определяются языковые модели, которые необходимо усвоить
Дедуктивно и/или индуктивно
В первом подходе, преподаватель объясняет правила наряду с примерами. Затем студенты применяют знания на практике. Во втором подходе, преподаватель дает примеры и просит студентов выработать правила самим.
ТТТ - Test teach test
Проверить – учить – проверить
ТТТ – подход в обучении второму языку: Преподаватель сначала дает учащимся выполнить самостоятельную проверочную работу. Результаты позволяют выяснить, что студенты знают, чтобы затем учить тому, чего они не знают. Затем студенты делают еще одну проверочную работу, чтобы проверить, как они могут использовать новые знания.
Дедуктивный метод От общего – к частному. От правила – к действию.
- 1 . Изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.
- 2. Студенты находят данное грамматическое явление в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют его значение.
- 3. Подстановочные упражнения по аналогии с образцом.
- 4.Упражнения на трансформацию в соответствии с правилом.
(По Е.Н. Солововой)
Индуктивный метод (от единичного к общему)
- Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.
- Контекст должен быть однозначен, понятен и прозрачен.
- Уместно использовать различные подсказки в тексте подчеркивание/выделение разными цветами особенностей формы).
(По Е.Н. Солововой)
Дедуктивный Индуктивный метод МИНУСЫ метод
• грамматика отрабатывается
на «безликих»
• может занимать много
времени;
предложениях, вне связного
речевого контекста, вне
• не все языковые явления
можно объяснить
актуализированной лексики
и тематики общения
индуктивно
• грамматический навык
существует сам по себе, вне
формируемых речевых
умений.
Дедуктивный Индуктивный метод ПЛЮСЫ метод
• способствует формированию
• обеспечивает реализацию
учебных умений и навыков;
проблемного обучения;
большей автономии
• стимулирует
учащихся;
самостоятельное языковое
• обеспечивает
пооперационную отработку
наблюдение;
• развивает догадку по
грамм.навыка;
• может быть использован при
контексту;
• способствует лучшему
самостоятельной работе.
запоминанию изучаемого
материала.
Дифференцированный подход
используются оба метода
НО ВСЕГДА:
• грамматика и лексика в контексте
• выход в продукцию
• реализация проблемного обучения
• самостоятельное языковое наблюдение
• функциональный подход
Иные формулировки
1. Как спросить и ответить? 2. Как сказать "нет" 3. Как обратиться к людям 5. Как указать на людей и вещей 6. Как описать людей и предметы 7. Как описать деятельность и события 8. Как подсчитать и измерить 9. Как обозначить место 10. Как говорить о настоящем, прошлом и будущем 11. Как определить и измерить время 12. Как выразить желание, пожелание и приказ 13. Как говорить о том, что необходимо и возможно 14. Как выражать свои мысли, убеждения и подозрения
Например
В теме № 6 « Как описать людей и предметы» изучается вопрос Какой?
- прилагательные,
- причастие,
- существительное в родительном падеже,
- сложные глаголы,
- придаточное предложение
Формирование языковых навыков
- Связь 4-х видов РД
- Системность
- Семантические поля
- Лексическая сочетаемость
- Выход в продукцию
Лексический навык
«Что же такое лексический навык?
Лексический навык есть способность автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения).»
Р.К. Миньяр - Белоручев
Работа над лексикой: способы семантизации, роль контекста, сочетаемость, продуктивные задания
Формирование лексических навыков: семантизация лексики. Роль контекста
• Связь разных видов РД
• Системность
• Семантические поля
• Антонимы
• Выход в продукцию
Развитие языковой догадки: примеры заданий
- Какие русские слова напоминают тебе эти английские слова? Попробуй догадаться об их значении самостоятельно, а потом проверь себя по словарю.
- К какой части речи относятся подчеркнутые слова? Как можно об этом догадаться?
- Выдели части сложного слова « землетрясение ». Можешь ли ты догадаться о значении всего слова, зная значение его частей?
Формирование лексических навыков:
• Связь разных видов РД
• Семантические поля
• Лексическая сочетаемость
• Выход в продукцию
Система заданий по лексике и
грамматике создает основу для
успешного формирования
языковых навыков
и предметных речевых умений
на их базе