ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Белова Т.Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
Основы ИКТ - компетентности это не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), но и формирования
осознанного и грамотного подхода
к выбору и применению
средств ИКТ.
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для её поиска, организации, обработки, оценки, продуцирования, передачи и распространения.
Важным элементом формирования мыслительной деятельности и УУД на ступени начального образования является ориентация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять. Использование ИКТ компетентности учащихся даёт возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению
учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также
является важнейшим условием повышения качества образования.
В соответствии с ФГОС НОО можно выделить следующие критерии и показатели сформированности информационной компетентности выпускника начальной школы:
1. Работа с информацией (умение использовать знаково-символические средства представления информации, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, овладение навыками смыслового чтения, умение составлять тексты в устной и письменной формах, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации).
2. Использование компьютерных технологий (умение использовать современные средства информации для решения познавательных задач (компьютер, интерактивная доска и т.д.), умение использовать информационные технологии (Интернет, электронная почта, аудио-
и видеозапись).
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Математика в начальной школе —достаточно сложный, познавательный предмет курса начального образования. Развивать мыслительную деятельность поможет использование средств математического образования. Темы дисциплины могут изучаться в процессе создания соответствующих им информационных объектов. Для этой цели могут быть использованы описанные ниже технологии:
1. Технология сбора данных. Могут использоваться изображения, графики, таблицы, произведенные в процессе деятельности на уроке, в рамках внеурочной деятельности и домашних заданий. Собранные данные обязательно должны публиковаться учащимися в информационной среде. Для этого можно использовать такие инструменты среды, как форум, глоссарий, база данных.
2. Технология цифровой фото- и видеофиксации. Для дисциплины «Математика» актуальным является освоение доступных способов фото- и видеофиксации
хода образовательного процесса, результатов работы на уроке.
3. Презентации, созданные на базе Microsoft PowerPoint, позволяют всем участникам образовательного процесса представить информации в наглядной форме.
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
В рамках формирования информационной компетентности можно использовать следующие приемы:
1. Восприятие новых знаний и способов деятельности (при изучении нового материала ученики, используя различные источники, находят трактовки и происхождение определений, а также дополнительные материалы о известных математиках).
2. Приёмы повышения наглядности изучаемой темы за счёт использования интерактивной доски или проектора и ПК.
3. Фотофиксация и видеофиксация.
4. Упражнения на сравнение и классификацию на интерактивной доске.
5. Отработка вычислительных навыков при помощи интерактивных тренажёров и карточек.
6. Улучшение восприятия условия задачи с помощью виртуальных моделей для ее решения.
7. Использование интерактивных таблиц и диаграмм.
8. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
9. Работа с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами.
10. Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм на
компьютере.
11. Целесообразно формировать информационную компетентность не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В настоящее время широко развито направление метода проектов, который в свою очередь развивает познавательные навыки обучающихся, умения самостоятельной работы, критическое и творческое мышление, формирует навыки работы с информацией, а именно: самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизирование, преобразование, сохранение и передачи информации.
Проект – это продукт, созданный учеником или группой школьников под руководством педагога, который может считаться показателем сформированности информационной компетентности.
Метод учебных проектов подразумевает:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.
12. Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ.
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.
13. Создание учащимися мультфильмов.
Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере.
14. Объяснение, сравнение и обобщение информации.
15. Дидактические игры.
16. Электронные учебники и энциклопедии, тесты, логические
игры.
17. Онлайн-олимпиады.
18. Демонстрация фильмов, мультфильмов, видеороликов.
19. Использование дидактического материала на электронных носителях.
20. Системы виртуального эксперимента.
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной
и внеурочной деятельности, активизирует мыслительную деятельность и
увеличивает возможности для формирования универсальных учебных
действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта.