СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ИКТ компетентности обучающихся 1 ступени на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ компетентности обучающихся 1 ступени на уроках русского языка»









Формирование ИКТ компетентности обучающихся 1 ступени на уроках русского языка



Брюховецкая Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4 г. Оленегорска























Формирование ИКТ компетентности обучающихся

1 ступени на уроках русского языка

Современные условия диктуют новые требования к образовательному процессу. Ведь школа должна готовить к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. В результате обучения нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению знаний и умений, не исполнительность, а инициатива, творчество и самостоятельность.

Необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы обучающихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента

в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям. Важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Информационно-коммуникационные технологии помогают сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Это

делает урок наглядным и динамичным для детей.

Уроки с использование презентационного материала имеют высокую плотность, интенсивность смены видов деятельности детей, они приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме,

что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;

  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

  5. Мобилизовать внимание обучаемого;

  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

  8. Выходить в мировое информационное сообщество;

  9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес;

  10. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность учебного процесса, дает возможность привлечения большого арсенала дидактического материала;

  11. Обучающиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;

  12. Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, усиливает положительную мотивацию обучения.

Я хочу рассказать о своём опыте применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка. Считаю, что содержание учебного материала должно быть источником творчества, взаимодействия, поиском самостоятельного решения проблемы.

В своей работе я использую:

  • ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

  • СООБЩЕНИЯ

  • ПАМЯТКИ

  • ТЕСТЫ

Использование ИКТ позволило качественно изменить процесс обучения, сделать уроки более содержательными, яркими, насыщенными.

Неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Она содержит энциклопедические статьи, яркие иллюстрации, интерактивные таблицы. Пособие знакомит с пятью видами словарей. Кроме толкования лексического значения слова, энциклопедия представляет и красочные иллюстрации.



Почти на каждом уроке мы работаем со словарными словами, где традиционные методы дополняются ИКТ - технологиями.

Я предложила ребятам объяснить словарное слово. Выяснилось, что объяснить смогли не все, а те, кто попытался, имели варианты, сильно отличающиеся друг от друга. Тогда в процессе обсуждения мы решили посмотреть в толковом словаре и в Интернете. Эта работа увлекла ребят. Но и этот словарь был не очень удобен т. к. содержал огромный объём информации, которым мы не пользовались. Тогда ребята предложили создать толковый словарь для 2 класса. Мы решили, что для лучшего усвоения добавим на страницу кроме толкования слова, загадки и детские стихи. В этой работе сочетались индивидуальные, парные и групповые формы. Затем на классном часе мы просмотрели материал, который дети приготовили в электронном виде. ( Мы сразу отказались от рукописного варианта) Этот просмотр показал, что все страницы

совершенно по-разному оформлены и при использовании это отвлекает и мешает. Тогда мы пришли к необходимости единого оформления работы. Каждый лист мы решили оформить одинаково (шрифт, цвет, рамки)

Результатом стал наш толковый словарь, которым мы пользуемся с особым интересом. Ведь это работа класса, при которой никто не остался в стороне. С агитбригадой по материалам словаря мы выступили в детском саду.

С целью расширения словарного запаса на уроках учащиеся знакомятся с одним из интереснейших разделов русского языка . - фразеологией. Но, к сожалению, современные дети редко используют фразеологизмы в своей речи. Это происходит потому, что не понятен смысл, не ясны речевые ситуации. Здесь на помощь учителю приходит ИКТ, позволяющие не только найти в словаре значение, но и сделать наглядными ситуации, где могут быть употреблены фразеологизмы. На одном из уроков я предложила ребятам объяснить фразеологический оборот. Дети уже имели опыт работы с словарём. Поэтому сразу стали искать значение в словаре и обнаружили, что толковый словарь не подходит. Тогда через Интернет выяснили, что необходим фразеологический словарь. Полное изумление вызвал объём фразеологизмов русского языка. Потребовалось время, чтобы сориентироваться и найти нужное выражение. Тогда, продолжая опыт работы с толковым словарём, мы решили создать свой словарь фразеологизмов. В него вошли те выражения, которые дети отобрали сами при первом знакомстве со словарём фразеологизмов. Ребята разделились на группы. Каждая группа получила задание отобрать по 2 фразеологизма, которые покажутся им наиболее интересными. В процессе этой работы выяснилось, что некоторых обучающихся очень заинтересовала эта тема. Они не только нашли объяснение, но и приготовили сообщение по истории выражений. Ребята выступили перед классом, отвечали на вопросы, учились вести диалог, таким образом у них формировалась коммуникационная компетентность. Это оказалось так увлекательно, что заинтересовало и остальных ребят. По материалам этих сообщений была выпущена газета, а затем был оформлен сборник сообщений, причём ребята сразу предложили делать его в едином стиле. Эта работа не только расширила словарный запас, сделала уроки более информативными, но и сдружила ребят, дала толчок к общению, учила дискуссии.

Сейчас уже никто не сомневается в необходимости создавать и использовать алгоритмы. Эту работу необходимо продолжать и на уроках русского языка. Но чтобы ребёнок свободно пользовался алгоритмом, необходимо, чтобы в его создании принимал участие сам ученик. В классе на уроке я часто использую групповую и парную работу. Она в организации в корне отличается от индивидуальной и требует своих правил. Их я предложила составить детям. В процессе обсуждения в группах у нас появились памятки. Памятки помогают при работе в паре (группе), при выполнении списывания и домашней работы, работы над ошибками.

самоконтроля.

Одним из рациональных средств мониторинга являются тесты. Они помогают отследить динамику усвоения материала. При работе с тестами я использую творческие задания, где дети сами составляют вопросы и дают к ним варианты ответов, среди которых один должен быть верным. В первых работах выявились следующие ошибки:

- вопрос был составлен не по теме

- вопрос был сформулирован некорректно

- было дано 2 верных варианта ответа

- в вариантах ответа не было верного

Мы отобрали для теста только те задания, которые соответствовали требованиям и получили тесты по основным темам русского языка во 2 классе. В редактировании и анализе принимали участие все желающие. При этом дети учились говорить, слушать и отстаивать свою точку зрения. Эти тесты привлекают детей ощущением собственной причастности, возможностью творить. При этом они помогают лучше усвоить материал, дают возможность применить свои знания. Эта работа помогает формированию ИКТ компетентности обучающихся на уроках русского языка.

В заключение замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя существенно изменяется. Из

носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников:

из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.



Литература:

1.Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.

2.Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г

3.Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» №2 2009г.

4. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.

5.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г.

6.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.

7.Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.

8.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.





4