СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование икт-компетенций младшего школьника в условиях реализации требований фгос ноо

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование икт-компетенций младшего школьника в условиях реализации требований фгос ноо»

2


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Аннотация. В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Проанализированы особенности формирования ИКТ-компетентности младших школьников.

Понятие «информационные технологии» определяется как совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей [1, c.46].

Анализ данного определения показывает, что применение информационных технологий способствует как улучшению качества жизни граждан (например, оплата услуг через личный кабинет на сайте банка или запись к врачу через специализированные Интернет-сайты), так и повышению эффективности организаций благодаря внедрению систем электронного документооборота.

Формирование у человека базовых умений и навыков начинается ещё в начальной школе. В стандарте выделены личностные, предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В ФГОС НОО выделена отдельная предметная область «Математика и информатика» [2].

К предметным результатам, которые должны быть сформированы у учащихся младшей школы, относится «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», а к метапредметным ­­­– ­ использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Также в документе выделен и личностный результат – освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и других, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод о важности формирования у школьников навыков, связанных с осознанным использованием информационных технологий.

В ходе образовательного процесса в начальной школе у младших школьников важно сформировать не только первоначальные представления об основных информационных процессах (извлечение, транспортирование, обработка, хранение, представление и использование информации [1, c.47]), но и навыки использования программных (в частности, программ, входящих в состав пакета MS Office) и технических средств реализации этих процессов (персональных компьютеров). Кроме этого, важно научить школьников грамотно использовать для решения учебных задач возможности сети Интернет).

Технические и программные средства реализации информационных процессов, объединённые с помощью сети Интернет, составляют основу ИКТ.

В работе [3] понятие «ИКТ-компетентность» определяется как «способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий».

Как указано в статье [4], с учётом возрастных особенностей младших школьников, первый год обучения в школе является особенным в процессе формирования ИКТ-компететности. В этот период школьники начинают знакомство с основными инструментами учебной деятельности, в том числе с персональным компьютером и базовым набором программного обеспечения. Учитывая, что компьютеры, мобильные телефоны и планшеты есть почти в каждой семье, учащиеся младшей школы, начиная с первого класса, легко применяют эти технологии, в том числе и для решения учебных задач. Младшие школьники активно работают с этими средствами, поскольку почти мгновенное получение результата способствует повышению заинтересованности учеников к решению учебных задач.

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников является длительным процессом, который осуществляется на каждом уроке в ходе практической деятельности учащихся в процессе обучения школьников с помощью средств ИКТ.

Учитывая особенности информационного общества [1, c.33], формирование ИКТ-компетентности является одной из основных задач подготовки школьников к будущей успешной жизни и профессиональной деятельности.

Анализ различных источников (в том числе информационных ресурсов, размещённых в сети Интернет, например, [5]), позволяет сделать вывод, что ИКТ-компетентность включает в себя такие навыки работы с информацией, как как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).

Кроме содержания ИКТ-компетентности, в научных работах осуществляется исследование её модели, которая включает: определение информации, доступ к информации, управление информацией, интегрирование информации [6].

Как указано в статье [7], компонентами модели ИКТ-компетентности являются:

  • обобщение, сравнение и противопоставление данных;

  • оценивание информации ­ умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

  • создание информации ­ умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

  • сообщение информации ­ способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.

Для успешного формирования ИКТ-компетентности младших школьников учитель должен на уроках грамотно использовать информационные технологии. Формированию ИКТ-компетентности учащихся способствует комплексное использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения, а поэтому учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду школы, в которой каждому учащемуся было бы комфортно.

Следовательно, для формирования ИКТ-компетентности учащихся, учитель должен досконально усвоить содержание своего предмета, используя при этом различные методы обучения.

В ФГОС НОО [2] указано, что в процессе разработки основной образовательной программы начального общего образования необходимо выделить целевой, содержательный и организационный разделы. В свою очередь при разработке содержательного раздела необходимо разработать программу формирования универсальных учебных действий (УУД).

Таким образом, уровень сформированности у младших школьников ИКТ-компетентности является одним из факторов, определяющих успешность формирования других УУД, указанных в ФГОС НОО.

В заключение отметим, что ФГОС НОО разработан на основе системно-деятельностного подхода, который эффективно может быть реализован главным образом с использованием средств ИКТ с учётом психолого-педагогических аспектов формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов.