2
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Аннотация. В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Проанализированы особенности формирования ИКТ-компетентности младших школьников.
Понятие «информационные технологии» определяется как совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей [1, c.46].
Анализ данного определения показывает, что применение информационных технологий способствует как улучшению качества жизни граждан (например, оплата услуг через личный кабинет на сайте банка или запись к врачу через специализированные Интернет-сайты), так и повышению эффективности организаций благодаря внедрению систем электронного документооборота.
Формирование у человека базовых умений и навыков начинается ещё в начальной школе. В стандарте выделены личностные, предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В ФГОС НОО выделена отдельная предметная область «Математика и информатика» [2].
К предметным результатам, которые должны быть сформированы у учащихся младшей школы, относится «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», а к метапредметным – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Также в документе выделен и личностный результат – освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и других, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод о важности формирования у школьников навыков, связанных с осознанным использованием информационных технологий.
В ходе образовательного процесса в начальной школе у младших школьников важно сформировать не только первоначальные представления об основных информационных процессах (извлечение, транспортирование, обработка, хранение, представление и использование информации [1, c.47]), но и навыки использования программных (в частности, программ, входящих в состав пакета MS Office) и технических средств реализации этих процессов (персональных компьютеров). Кроме этого, важно научить школьников грамотно использовать для решения учебных задач возможности сети Интернет).
Технические и программные средства реализации информационных процессов, объединённые с помощью сети Интернет, составляют основу ИКТ.
В работе [3] понятие «ИКТ-компетентность» определяется как «способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий».
Как указано в статье [4], с учётом возрастных особенностей младших школьников, первый год обучения в школе является особенным в процессе формирования ИКТ-компететности. В этот период школьники начинают знакомство с основными инструментами учебной деятельности, в том числе с персональным компьютером и базовым набором программного обеспечения. Учитывая, что компьютеры, мобильные телефоны и планшеты есть почти в каждой семье, учащиеся младшей школы, начиная с первого класса, легко применяют эти технологии, в том числе и для решения учебных задач. Младшие школьники активно работают с этими средствами, поскольку почти мгновенное получение результата способствует повышению заинтересованности учеников к решению учебных задач.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников является длительным процессом, который осуществляется на каждом уроке в ходе практической деятельности учащихся в процессе обучения школьников с помощью средств ИКТ.
Учитывая особенности информационного общества [1, c.33], формирование ИКТ-компетентности является одной из основных задач подготовки школьников к будущей успешной жизни и профессиональной деятельности.
Анализ различных источников (в том числе информационных ресурсов, размещённых в сети Интернет, например, [5]), позволяет сделать вывод, что ИКТ-компетентность включает в себя такие навыки работы с информацией, как как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
Кроме содержания ИКТ-компетентности, в научных работах осуществляется исследование её модели, которая включает: определение информации, доступ к информации, управление информацией, интегрирование информации [6].
Как указано в статье [7], компонентами модели ИКТ-компетентности являются:
обобщение, сравнение и противопоставление данных;
оценивание информации умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
создание информации умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
сообщение информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
Для успешного формирования ИКТ-компетентности младших школьников учитель должен на уроках грамотно использовать информационные технологии. Формированию ИКТ-компетентности учащихся способствует комплексное использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения, а поэтому учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду школы, в которой каждому учащемуся было бы комфортно.
Следовательно, для формирования ИКТ-компетентности учащихся, учитель должен досконально усвоить содержание своего предмета, используя при этом различные методы обучения.
В ФГОС НОО [2] указано, что в процессе разработки основной образовательной программы начального общего образования необходимо выделить целевой, содержательный и организационный разделы. В свою очередь при разработке содержательного раздела необходимо разработать программу формирования универсальных учебных действий (УУД).
Таким образом, уровень сформированности у младших школьников ИКТ-компетентности является одним из факторов, определяющих успешность формирования других УУД, указанных в ФГОС НОО.
В заключение отметим, что ФГОС НОО разработан на основе системно-деятельностного подхода, который эффективно может быть реализован главным образом с использованием средств ИКТ с учётом психолого-педагогических аспектов формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов.