СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационных компетенций младших школьников путём создания электронного портфолио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по выпускной квалификационной работе

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационных компетенций младших школьников путём создания электронного портфолио»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Необходимо создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для успешного образования и, в первую очередь, самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, одной из которых является информационная. В качестве приоритетных направлений образования сейчас на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам.

Современные стандарты образования требуют достижения как предметных, так и метапредметных результатов в процессе школьного обучения. Одним из метапредметных результатов является компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий. Под  информационно-коммуникационной компетентностью  подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих  вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность  обобщённых  познавательных, этических и технических навыков.

В научно-педагогической литературе  проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности отражена в работах таких ученых и педагогов как  С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной,  К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.

На основе изучения теоретических знаний об современных информационных коммуникативных технологиях нами было определено направление которое поможет сформировать ИК компетентность, это портфолио младшего школьника. Актуальность данной темы обусловливается тем, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень творческой и интеллектуальной деятельности.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярней. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XIX века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования.

Я занималась исследовательской деятельностью по разработке и апробации электронного портфолио для младшего школьника. Анализ существующих портфолио в бумажном варианте учащихся 3 класса позволил выявить противоречие между необходимостью использования электронного портфолио и недостатком таких средств.

Это определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки электронного портфолио для младших школьников.

На основе данной проблемы была определена и тема исследования, которая звучит следующим образом: «Электронное портфолио как способ формирования информационно-коммуникативных компетенций младшего школьника» Целью исследования – было на основе анализа современных методических подходов разработать электронное портфолио младшего школьника и выявить эффективность его применения в оценке информационно коммуникативных компетенций.

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченкова термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию.

Особую актуальность в технологии «портфолио», по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.

Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании «портфолио» учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно, такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса».

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:

· информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

· коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

· самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

· самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Мейер Д. рассматривает технологию «портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.

Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:

· педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;

· педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;

·  педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

· педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.

Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.

Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:

·  по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;

· по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;

· портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;

·  по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;

·  комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.

Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

Изучив классификации портфолио. Нами было выбрано создание электронного портфолио.

В целях выявления эффективности применения электронного портфолио младшего школьника была проведена апробация на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа №1» Брединского района, п. Бреды

Реализация данного электронного портфолио происходила в рамках преддипломной практики с учащимися 3 «А» класса

Апробация проходила в два этапа:

1 этап – констатирующий срез, на котором проводилось исследование уровня теоретических знаний о портфолио и уровнем развития информационно – коммуникативных компетенций.

2 этап – контрольный срез.

В ходе проведения диагностики, на констатирующем этапе опытной проверки проверялись знания младших школьников. Знания проверялись в тестовой форме в виде ответов на тестовые задания.

Для работы с электронным портфолио нами было разработана памятка в помощь учащимся и их родителям по созданию и моделированию портфолио. С данной памяткой вы можете ознакомится (она представлена в бумажном варианте) Апробация по применению электронного портфолио, в процессе проведения занятий показала следующее:

1. Электронное портфолио вызвало положительный интерес у родителей и учащихся.

2. Родителям и учащимся было легко работать с сайтом благодаря разработанной памятке.

Учащиеся 3 класса благодаря разработанному электронному портфолио совместно с родителями разработали свои электронные портфолио.

Электронное портфолио — созданное на платформе сайта обеспечивающее возможность младшему школьнику и его родителям самостоятельно или с помощью преподавателя оформить и систематизировать имеющие достижения и работы своих детей.

Подводя итог можно выделить следующее, электронное портфолио положительно влияет на формирование информационно – коммуникативных компетенций.