Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Необходимо создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для успешного образования и, в первую очередь, самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, одной из которых является информационная. В качестве приоритетных направлений образования сейчас на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам.
Современные стандарты образования требуют достижения как предметных, так и метапредметных результатов в процессе школьного обучения. Одним из метапредметных результатов является компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий. Под информационно-коммуникационной компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
В научно-педагогической литературе проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности отражена в работах таких ученых и педагогов как С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной, К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.
На основе изучения теоретических знаний об современных информационных коммуникативных технологиях нами было определено направление которое поможет сформировать ИК компетентность, это портфолио младшего школьника. Актуальность данной темы обусловливается тем, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень творческой и интеллектуальной деятельности.
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярней. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XIX века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования.
Я занималась исследовательской деятельностью по разработке и апробации электронного портфолио для младшего школьника. Анализ существующих портфолио в бумажном варианте учащихся 3 класса позволил выявить противоречие между необходимостью использования электронного портфолио и недостатком таких средств.
Это определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки электронного портфолио для младших школьников.
На основе данной проблемы была определена и тема исследования, которая звучит следующим образом: «Электронное портфолио как способ формирования информационно-коммуникативных компетенций младшего школьника» Целью исследования – было на основе анализа современных методических подходов разработать электронное портфолио младшего школьника и выявить эффективность его применения в оценке информационно коммуникативных компетенций.
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченкова термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.
Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию.
Особую актуальность в технологии «портфолио», по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.
Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании «портфолио» учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно, такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса».
Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:
· информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
· коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
· самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
· самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Мейер Д. рассматривает технологию «портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.
Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:
· педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;
· педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;
· педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;
· педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.
Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.
Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.
Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.
Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:
· по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;
· по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;
· портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;
· по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;
· комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.
Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
Изучив классификации портфолио. Нами было выбрано создание электронного портфолио.
В целях выявления эффективности применения электронного портфолио младшего школьника была проведена апробация на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа №1» Брединского района, п. Бреды
Реализация данного электронного портфолио происходила в рамках преддипломной практики с учащимися 3 «А» класса
Апробация проходила в два этапа:
1 этап – констатирующий срез, на котором проводилось исследование уровня теоретических знаний о портфолио и уровнем развития информационно – коммуникативных компетенций.
2 этап – контрольный срез.
В ходе проведения диагностики, на констатирующем этапе опытной проверки проверялись знания младших школьников. Знания проверялись в тестовой форме в виде ответов на тестовые задания.
Для работы с электронным портфолио нами было разработана памятка в помощь учащимся и их родителям по созданию и моделированию портфолио. С данной памяткой вы можете ознакомится (она представлена в бумажном варианте) Апробация по применению электронного портфолио, в процессе проведения занятий показала следующее:
1. Электронное портфолио вызвало положительный интерес у родителей и учащихся.
2. Родителям и учащимся было легко работать с сайтом благодаря разработанной памятке.
Учащиеся 3 класса благодаря разработанному электронному портфолио совместно с родителями разработали свои электронные портфолио.
Электронное портфолио — созданное на платформе сайта обеспечивающее возможность младшему школьнику и его родителям самостоятельно или с помощью преподавателя оформить и систематизировать имеющие достижения и работы своих детей.
Подводя итог можно выделить следующее, электронное портфолио положительно влияет на формирование информационно – коммуникативных компетенций.