СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационно- образовательной среды обучения географии на основе использования ЭОР

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Формирование информационно-образовательной среды обучения географии на основе использования ЭОР"

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно- образовательной среды обучения географии на основе использования ЭОР»

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ  НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР  Педагогический проект учителя географии филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке совхоза «Селезнёвский» Тамбовского района Мордовиной Наталии Сергеевны

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР

Педагогический проект

учителя географии филиала

МБОУ «Комсомольская СОШ»

в поселке совхоза «Селезнёвский»

Тамбовского района

Мордовиной Наталии Сергеевны

Актуальность проекта  Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет:

Актуальность проекта

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет:

«... появление ЭОР должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволят перейти учителю от изложения материала к дискуссии и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным»        А. В. Осин   Новизна проекта - элемент реализации приоритетного направления модернизации образования, отражающий информатизацию учебной деятельности по географии; практическая направленность;  часть Концепции формирования ЕИОС нашей школы, разработанной с учётом тенденций современного образования с опорой на программу развития образования Тамбовского района.

«... появление ЭОР должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволят перейти учителю от изложения материала к дискуссии и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным»

А. В. Осин

Новизна проекта

- элемент реализации приоритетного направления модернизации образования, отражающий информатизацию учебной деятельности по географии;

  • практическая направленность;
  • часть Концепции формирования ЕИОС нашей школы, разработанной с учётом тенденций современного образования с опорой на программу развития образования Тамбовского района.
 Цель проекта:     создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии. создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии. Задачи  проекта : - изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; - выявить уровень интереса учащихся к обучению географии с использованием ЭОР; - развивать информационно-коммуникационную компетентность школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности; - интенсифицировать учебный процесс, его плотность и эффективность через использование ЭОР; - определить эффективность формирования новой информационно-образовательной среды обучения.

Цель проекта:    

  • создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии.
  • создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Задачи проекта :

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- выявить уровень интереса учащихся к обучению географии с использованием ЭОР;

- развивать информационно-коммуникационную компетентность школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности;

- интенсифицировать учебный процесс, его плотность и эффективность через использование ЭОР;

- определить эффективность формирования новой информационно-образовательной среды обучения.

Гипотеза проекта Применение ЭОР в обучении географии развивает УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.

Гипотеза проекта

Применение ЭОР в обучении географии развивает

УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.

Методы исследования проекта:     Теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика (наблюдение, тестирование).  Практическая значимость проекта предложенные пути реализации могут быть использованы учителями разных предметов в процессе интенсификации обучения, формирования мотивационной сферы обучающихся, УУД и развития у детей познавательного интереса.

Методы исследования проекта:  

  •   Теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования.
  • Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика (наблюдение, тестирование).

Практическая значимость проекта

предложенные пути реализации могут быть использованы учителями разных предметов в процессе интенсификации обучения, формирования мотивационной сферы обучающихся, УУД и развития у детей познавательного интереса.

 Объект исследования : формирование новой информационно-образовательной среды при обучения географии на основе использования ЭОР.  Предмет исследования : процесс интенсификации учебной деятельности путём включения в него средств, способствующих формированию УУД обучающихся.  Целевая группа проекта:  учащиеся 6-11 классов всех уровней развития.

Объект исследования : формирование новой информационно-образовательной среды при обучения географии на основе использования ЭОР.

Предмет исследования : процесс интенсификации учебной деятельности путём включения в него средств, способствующих формированию УУД обучающихся.

Целевая группа проекта:

учащиеся 6-11 классов всех уровней развития.

 Предполагаемые образовательные результаты интенсификация учебного процесса; создание новой информационно-образовательной среды обучения географии на основе применения ЭОР; формирование УУД обучающихся; высокий уровень мотивации к изучению предмета; повышение качества знаний в процессе преподавания предмета; рост интереса к внеурочной деятельности по географии через использование ЭОР

Предполагаемые

образовательные результаты

  • интенсификация учебного процесса;
  • создание новой информационно-образовательной среды обучения географии на основе применения ЭОР;
  • формирование УУД обучающихся;
  • высокий уровень мотивации к изучению предмета;
  • повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
  • рост интереса к внеурочной деятельности по географии через использование ЭОР
Этапы реализации проекта I этап  Подготови-тельный 2012/ 2013 учебный год изучение научно – методической литературы по данной теме; изучение концепции ИЕОС школы прохождение курсов повышения квалификации по проблеме «Использование ЭОР в образовательной деятельности»; изучение возможностей приёмов и методов работы с ИД; проведение анкетирования, определение уровня мотивации и уровень владения различными ИКТ-компетентностями учащихся; разработка проекта; создание банка ЭОР педагога; создание каталога Интернет-ресурсов; определение условий для успешной реализации проекта.

Этапы реализации проекта

I этап

Подготови-тельный

2012/ 2013 учебный год

  • изучение научно – методической литературы по данной теме;
  • изучение концепции ИЕОС школы
  • прохождение курсов повышения квалификации по проблеме «Использование ЭОР в образовательной деятельности»;
  • изучение возможностей приёмов и методов работы с ИД;
  • проведение анкетирования, определение уровня мотивации и уровень владения различными ИКТ-компетентностями учащихся;
  • разработка проекта;
  • создание банка ЭОР педагога;
  • создание каталога Интернет-ресурсов;
  • определение условий для успешной реализации проекта.
Этапы реализации проекта II этап Практико - внедренческий 2013-2014 учебный год апробирование модели; систематизация банка ЭОР педагога; систематизация каталога Интернет-ресурсов; использование ЭОР в разных видах учебной деятельности; размещение материалов на сайте и в сети творческих учителей; создание исследовательских и творческих работ учащихся, в том числе с помощью Интернет-сервисов; разработка критериев оценивания работ учащихся; промежуточная диагностика (сентябрь 2013, декабрь 2013)

Этапы реализации проекта

II этап

Практико - внедренческий

2013-2014 учебный год

  • апробирование модели;
  • систематизация банка ЭОР педагога;
  • систематизация каталога Интернет-ресурсов;
  • использование ЭОР в разных видах учебной деятельности;
  • размещение материалов на сайте и в сети творческих учителей;
  • создание исследовательских и творческих работ учащихся, в том числе с помощью Интернет-сервисов;
  • разработка критериев оценивания работ учащихся;
  • промежуточная диагностика (сентябрь 2013, декабрь 2013)
Этапы реализации проекта:     III этап – Рефлексив-ный Июнь 2014 года оценка эффективности модели; анализ достигнутых результатов: - анкетирование учащихся; - итоговая диагностика (май, 2014; обобщение и распространение опыта; определение перспектив дальнейшего развития.

Этапы реализации проекта:  

III этап – Рефлексив-ный

Июнь 2014 года

  • оценка эффективности модели;
  • анализ достигнутых результатов:

- анкетирование учащихся;

- итоговая диагностика (май, 2014;

  • обобщение и распространение опыта;
  • определение перспектив дальнейшего развития.

Определение уровня мотивации и уровня владения различными компьютерными навыками среди учащихся

Определение уровня мотивации и уровня владения различными компьютерными навыками среди учащихся

Модель включения ЭОР в образовательный процесс Внеурочная деятельность Дополнительное образование Образовательный  процесс Урок

Модель включения ЭОР в образовательный процесс

Внеурочная

деятельность

Дополнительное

образование

Образовательный

процесс

Урок

Урок презентация; электронный учебник; интерактивные карты; интерактивный опрос; интерактивный контроль; ОМС (И, П, К); видеофрагмент; анимация; виртуальная экскурсия; электронный тренажёр; клипы и слайд-шоу; тесты; таблицы и схемы

Урок

  • презентация;
  • электронный учебник;
  • интерактивные карты;
  • интерактивный опрос;
  • интерактивный контроль;
  • ОМС (И, П, К);
  • видеофрагмент;
  • анимация;
  • виртуальная экскурсия;
  • электронный тренажёр;
  • клипы и слайд-шоу;
  • тесты;
  • таблицы и схемы
Федеральный  центр информационно- образовательных ресурсов – http :// fcior . edu . ru ; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http :// school - collection . edu . ru . Аннотированный каталог ЭОР  Примеры уроков: «Основные формы рельефа Земли» «Вулканы» «Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды»
  • Федеральный центр информационно-

образовательных ресурсов – http :// fcior . edu . ru ;

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http :// school - collection . edu . ru .
  • Аннотированный каталог ЭОР

Примеры уроков:

  • «Основные формы рельефа Земли»
  • «Вулканы»
  • «Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды»
Внеурочная деятельность предметный кружок  «По странам и континентам»; - предметные недели; проектная деятельность; исследовательская деятельность; НПКУ; олимпиады и конкурсы; экологический отряд «Родник»; экскурсии; игры

Внеурочная деятельность

  • предметный кружок

«По странам и континентам»;

- предметные недели;

  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • НПКУ;
  • олимпиады и конкурсы;
  • экологический отряд «Родник»;
  • экскурсии;
  • игры
Дополнительное образование объединение дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Меридиан; проектная деятельность исследовательская деятельность; НПКУ; электронная газета «Меридиан»; виртуальная экскурсия

Дополнительное образование

  • объединение дополнительного

образования туристско-краеведческой

направленности «Меридиан;

  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность;
  • НПКУ;
  • электронная газета «Меридиан»;
  • виртуальная экскурсия
Результаты проекта

Результаты проекта

Результаты проекта   Для учителя: -участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат) Для учителя: -участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат) - создание банка ЭОР и размещение их в сети творческих учителей http://nsportal.ru/nobe/ и на школьном образовательном портале proshkolu.ru  - создание каталога Интернет-ресурсов публикация работы (урок с использованием ЭОР) в материалах Всероссийского интернет конкурса педагогического творчества2012/2013 года www . educontest . net (лауреат) - публикация статьи «Электронные образовательные ресурсы в преподавании географии» в сборнике статей районной заочной педагогической конференции

Результаты проекта

Для учителя:

-участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат)

  • Для учителя: -участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат)

- создание банка ЭОР и размещение их в сети творческих учителей http://nsportal.ru/nobe/ и на школьном образовательном портале proshkolu.ru 

- создание каталога Интернет-ресурсов

  • публикация работы (урок с использованием ЭОР) в материалах Всероссийского интернет конкурса педагогического творчества2012/2013 года www . educontest . net (лауреат)
  • - публикация статьи «Электронные образовательные ресурсы в преподавании географии» в сборнике статей районной заочной педагогической конференции
Результаты проекта   Для обучающихся:

Результаты проекта

Для обучающихся:

Участие обучающихся в конкурсах МИЧГАУ – Интеллектуальный марафон – призёры  (3 человека); Районная НПКУ «Путь в науку» – 3 место; Областные «Клеймёновские чтения» (проект «Охота за мусором») - 1 место; Всероссийский конкурс социальных проектов – участники; Районная экологическая НПКУ (проект «В памяти поколений») – диплом II степени; Конкурс информационных буклетов ЭНОЦ ТГУ  имени Г. Р. Державина «Осторожно отходы»  (диплом 1 степени); Международная дистанционная олимпиада по географии «Воды суши» - диплом призёра

Участие обучающихся в конкурсах

  • МИЧГАУ – Интеллектуальный марафон – призёры

(3 человека);

  • Районная НПКУ «Путь в науку» – 3 место;
  • Областные «Клеймёновские чтения» (проект «Охота за мусором») - 1 место;
  • Всероссийский конкурс социальных проектов – участники;
  • Районная экологическая НПКУ (проект «В памяти поколений») – диплом II степени;
  • Конкурс информационных буклетов ЭНОЦ ТГУ

имени Г. Р. Державина «Осторожно отходы»

(диплом 1 степени);

  • Международная дистанционная олимпиада по географии «Воды суши» - диплом призёра
Результаты проекта

Результаты проекта

 Таким образом, гипотеза подтвердилась  - применение ЭОР в обучении географии развивает УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.  Цель проекта достигнута - создана новая среда обучения через внедрение современных ЭОР на уроках географии.

Таким образом, гипотеза подтвердилась - применение ЭОР в обучении географии развивает УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.

Цель проекта достигнута - создана новая среда обучения через внедрение современных ЭОР на уроках географии.

Масштабность и  воспроизводимость проекта   Проект является комплексным и может быть реализован в образовательных учреждениях разного типа. Проект мобилен, так как изменение учебного содержания, конкурсов, проектов позволяет реализовывать его в образовательных учреждениях разного профиля, разных предметов для реализации конкретных образовательных и воспитательных задач. Материалы данного проекта адресованы учителям естественного цикла, реализующим компетентностный подход в образовательной деятельности.

Масштабность и воспроизводимость проекта

  • Проект является комплексным и может быть реализован в образовательных учреждениях разного типа.
  • Проект мобилен, так как изменение учебного содержания, конкурсов, проектов позволяет реализовывать его в образовательных учреждениях разного профиля, разных предметов для реализации конкретных образовательных и воспитательных задач.
  • Материалы данного проекта адресованы учителям естественного цикла, реализующим компетентностный подход в образовательной деятельности.
Риски реализации проекта   Ограниченные возможности предоставления свободного доступа к сети Интернет. Злоупотребление педагогами ЭОР Нарушение санитарных норм работы с мультимедийными комплексами.

Риски реализации проекта

  • Ограниченные возможности предоставления свободного доступа к сети Интернет.
  • Злоупотребление педагогами ЭОР
  • Нарушение санитарных норм работы с мультимедийными комплексами.
Информационные источники: Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011 Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя   http:// www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 /   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html   http://www.openclass.ru/pages/184517   http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://www.edu.ru/ https://sites.google.com/site/eorvraboteucitelageografii/ http://pedsovet.su/load/ http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.html

Информационные источники:

  • Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах
  • Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011
  • Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве
  • Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
  •   http:// www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 /
  •   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html
  •   http://www.openclass.ru/pages/184517  
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/
  • http://www.edu.ru/
  • https://sites.google.com/site/eorvraboteucitelageografii/
  • http://pedsovet.su/load/
  • http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.html