ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР
Педагогический проект
учителя географии филиала
МБОУ «Комсомольская СОШ»
в поселке совхоза «Селезнёвский»
Тамбовского района
Мордовиной Наталии Сергеевны
Актуальность проекта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет:
«... появление ЭОР должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволят перейти учителю от изложения материала к дискуссии и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным»
А. В. Осин
Новизна проекта
- элемент реализации приоритетного направления модернизации образования, отражающий информатизацию учебной деятельности по географии;
- практическая направленность;
- часть Концепции формирования ЕИОС нашей школы, разработанной с учётом тенденций современного образования с опорой на программу развития образования Тамбовского района.
Цель проекта:
- создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии.
- создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности по географии.
Задачи проекта :
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- выявить уровень интереса учащихся к обучению географии с использованием ЭОР;
- развивать информационно-коммуникационную компетентность школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности;
- интенсифицировать учебный процесс, его плотность и эффективность через использование ЭОР;
- определить эффективность формирования новой информационно-образовательной среды обучения.
Гипотеза проекта
Применение ЭОР в обучении географии развивает
УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.
Методы исследования проекта:
- Теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика (наблюдение, тестирование).
Практическая значимость проекта
предложенные пути реализации могут быть использованы учителями разных предметов в процессе интенсификации обучения, формирования мотивационной сферы обучающихся, УУД и развития у детей познавательного интереса.
Объект исследования : формирование новой информационно-образовательной среды при обучения географии на основе использования ЭОР.
Предмет исследования : процесс интенсификации учебной деятельности путём включения в него средств, способствующих формированию УУД обучающихся.
Целевая группа проекта:
учащиеся 6-11 классов всех уровней развития.
Предполагаемые
образовательные результаты
- интенсификация учебного процесса;
- создание новой информационно-образовательной среды обучения географии на основе применения ЭОР;
- формирование УУД обучающихся;
- высокий уровень мотивации к изучению предмета;
- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
- рост интереса к внеурочной деятельности по географии через использование ЭОР
Этапы реализации проекта
I этап
Подготови-тельный
2012/ 2013 учебный год
- изучение научно – методической литературы по данной теме;
- изучение концепции ИЕОС школы
- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме «Использование ЭОР в образовательной деятельности»;
- изучение возможностей приёмов и методов работы с ИД;
- проведение анкетирования, определение уровня мотивации и уровень владения различными ИКТ-компетентностями учащихся;
- разработка проекта;
- создание банка ЭОР педагога;
- создание каталога Интернет-ресурсов;
- определение условий для успешной реализации проекта.
Этапы реализации проекта
II этап
Практико - внедренческий
2013-2014 учебный год
- апробирование модели;
- систематизация банка ЭОР педагога;
- систематизация каталога Интернет-ресурсов;
- использование ЭОР в разных видах учебной деятельности;
- размещение материалов на сайте и в сети творческих учителей;
- создание исследовательских и творческих работ учащихся, в том числе с помощью Интернет-сервисов;
- разработка критериев оценивания работ учащихся;
- промежуточная диагностика (сентябрь 2013, декабрь 2013)
Этапы реализации проекта:
III этап – Рефлексив-ный
Июнь 2014 года
- оценка эффективности модели;
- анализ достигнутых результатов:
- анкетирование учащихся;
- итоговая диагностика (май, 2014;
- обобщение и распространение опыта;
- определение перспектив дальнейшего развития.
Определение уровня мотивации и уровня владения различными компьютерными навыками среди учащихся
Модель включения ЭОР в образовательный процесс
Внеурочная
деятельность
Дополнительное
образование
Образовательный
процесс
Урок
Урок
- презентация;
- электронный учебник;
- интерактивные карты;
- интерактивный опрос;
- интерактивный контроль;
- ОМС (И, П, К);
- видеофрагмент;
- анимация;
- виртуальная экскурсия;
- электронный тренажёр;
- клипы и слайд-шоу;
- тесты;
- таблицы и схемы
- Федеральный центр информационно-
образовательных ресурсов – http :// fcior . edu . ru ;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http :// school - collection . edu . ru .
- Аннотированный каталог ЭОР
Примеры уроков:
- «Основные формы рельефа Земли»
- «Вулканы»
- «Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды»
Внеурочная деятельность
«По странам и континентам»;
- предметные недели;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- НПКУ;
- олимпиады и конкурсы;
- экологический отряд «Родник»;
- экскурсии;
- игры
Дополнительное образование
- объединение дополнительного
образования туристско-краеведческой
направленности «Меридиан;
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность;
- НПКУ;
- электронная газета «Меридиан»;
- виртуальная экскурсия
Результаты проекта
Результаты проекта
Для учителя:
-участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат)
- Для учителя: -участие в конкурсе «Мой виртуальный урок» www.it-n.ru (лауреат)
- создание банка ЭОР и размещение их в сети творческих учителей http://nsportal.ru/nobe/ и на школьном образовательном портале proshkolu.ru
- создание каталога Интернет-ресурсов
- публикация работы (урок с использованием ЭОР) в материалах Всероссийского интернет конкурса педагогического творчества2012/2013 года www . educontest . net (лауреат)
- - публикация статьи «Электронные образовательные ресурсы в преподавании географии» в сборнике статей районной заочной педагогической конференции
Результаты проекта
Для обучающихся:
Участие обучающихся в конкурсах
- МИЧГАУ – Интеллектуальный марафон – призёры
(3 человека);
- Районная НПКУ «Путь в науку» – 3 место;
- Областные «Клеймёновские чтения» (проект «Охота за мусором») - 1 место;
- Всероссийский конкурс социальных проектов – участники;
- Районная экологическая НПКУ (проект «В памяти поколений») – диплом II степени;
- Конкурс информационных буклетов ЭНОЦ ТГУ
имени Г. Р. Державина «Осторожно отходы»
(диплом 1 степени);
- Международная дистанционная олимпиада по географии «Воды суши» - диплом призёра
Результаты проекта
Таким образом, гипотеза подтвердилась - применение ЭОР в обучении географии развивает УУД школьников, их познавательный навык, творческое мышление, повышает интенсивность и качество учебного процесса.
Цель проекта достигнута - создана новая среда обучения через внедрение современных ЭОР на уроках географии.
Масштабность и воспроизводимость проекта
- Проект является комплексным и может быть реализован в образовательных учреждениях разного типа.
- Проект мобилен, так как изменение учебного содержания, конкурсов, проектов позволяет реализовывать его в образовательных учреждениях разного профиля, разных предметов для реализации конкретных образовательных и воспитательных задач.
- Материалы данного проекта адресованы учителям естественного цикла, реализующим компетентностный подход в образовательной деятельности.
Риски реализации проекта
- Ограниченные возможности предоставления свободного доступа к сети Интернет.
- Злоупотребление педагогами ЭОР
- Нарушение санитарных норм работы с мультимедийными комплексами.
Информационные источники:
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах
- Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011
- Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве
- Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
- http:// www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 /
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html
- http://www.openclass.ru/pages/184517
- http://school-collection.edu.ru/catalog/
- http://www.edu.ru/
- https://sites.google.com/site/eorvraboteucitelageografii/
- http://pedsovet.su/load/
- http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.html