СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся на уроках литературного чтения: учимся работать с текстом.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке предложен практический материал по формированию отдельных компетентностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся на уроках литературного чтения: учимся работать с текстом.»

Формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся на уроках литературного чтения: учимся работать с текстом.

Фурлетова Л.П.

учитель начальных классов МБОУ Лицей № 16 г.Димтровграда



Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального образования. Для того, чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребёнок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками. Одним из основныхтребований к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы является формирование умения составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий), а также развитие творческих способностей учащихся: умение составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Выбор метода работы на уроке чтения зависит от специфики текста, в первую очередь, от его принадлежности к какому-либо виду и жанру. При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом.

Для организации чтения познавательных произведений целесообразно использовать метод объяснительного чтения, что предполагает обеспечение максимального извлечения из текста полезной информации.



Логика работы с литературным текстом

1 этап

В зависимости от характера произведения решается одна или несколько из следующих задач:

- оживить представления, связанные с прочитанным;

- объяснить значение тех непонятных слов, которые наиболее важны для понимания читаемого;

- организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста, который предстоит читать;

- вызвать у детей соответствующий содержанию эмоциональный настрой (чаще всего это делается при прогнозировании характера текста).

2 этап

Первичное знакомство с произведением (выбор способа знакомства с текстом зависит от читательских умений учащихся).

Желательно, чтобы во всех случаях, когда это посильно для детей, они самостоятельно знакомились с произведением.

Способы знакомства с текстом:

- чтение учащимися вслух законченных по смыслу отрывков;

- чтение детьми про себя;

- комбинированное чтение, когда наиболее трудные фрагменты читает учитель.

Этапы анализа и синтеза произведений (нет смысла искусственно разделять задания аналитического и синтетического характера, если они органично переплетаются, дополняя друг друга; работа с текстом проходит живее и интереснее).

Виды работ аналитического характера, которые целесообразно использовать в начальных классах:

  1. Анализируется характер героя с опорой на сюжет. Героя характеризует его речь и ремарки автора (пояснения, касающиеся внешности, особенностей поведения действующих лиц).

  2. Рассматриваются взаимоотношения героев. Важно, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения.

  3. Описание пейзажа или интерьера (если есть), рассматривается их роль в тексте.

  4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию позиции автора-собеседника, потому что – это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

  5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).



Виды работ синтетического характера

  1. Составление плана.

В начале обучения составлению плана дети выполняют задания подготовительного характера – разнообразные упражнения с картинным планом, например:

- от такой «доброй» хозяюшки разбежались её друзья. Помоги установить порядок в сказке. Поставь рядом с изображением каждого персонажа номер (цифру 1, 2, 3, …) в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке. Для этого внимательно перечитай сказку. (В. Осеева «Добрая хозяюшка»);

- животные из этого стихотворения разбежались в разные стороны. Помоги им найти своё место. Для этого около каждой картинки поставь цифру, которая соответствует отрывку из текста. (Даны изображения лягушки, кошки, курицы, щенка, пса с булкой, уточки). Если картинки поставишь по очереди, то получится картинный план стихотворения. По плану легко рассказать текст: не забудешь ни о ком и расскажешь на вразброс, а по порядку. (Э. Мошковская «Жадина»);

- перечитай рассказ и определи, какой картинки не хватает. Нарисуй её словами и дай ей название. (Н. Носов «На горке»);

- подбери к каждой картинке отрывок из текста. Дай название каждой картинке. Перескажи рассказ, пользуясь картинным планом. (В. Осеева «Хорошее»).



  1. Деление текста на части, относительно законченные по смыслу.

Озаглавливание частей.

Восстановление деформированного плана.

Перечисление основных событий по порядку.

- Найди ту часть, которая относится к картинке. Точно определи, где начало и конец отрывка. (В. Сухомлинский «Вьюга»).



Когда учащиеся (обычно в 3-м или 4-м классе) впервые составляют план в полном объёме, учитель может воспользоваться памяткой.



Памятка для составления плана

  1. Прочитаю произведение.

  2. Разделю его на части (одна часть отличается от другой содержанием).

  3. Прочитаю первую часть, выделяя в ней главное.

  4. Озаглавлю эту часть.

  5. Эту же работу (третий и четвёртый пункт) проделаю по другим частям.

  6. Проведу самопроверку. (Прочитаю план целиком и решу, отражает ли он главное и помогает ли вспомнить содержание текста.Для этого ещё раз просмотрю текст.)

  1. Цитатный план.

А.И. Куприн «Слон»

- Восстанови последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй. Задай к каждой части уточняющий вопрос.

План Вопросы

… «Я уже совсем здорова». ____________________________________

… «Слон такой большой!» ____________________________________

… «Он пришёл?» _____________________________________

… «Здравствуйте, Томми». _____________________________________

… «В эту ночь во сне…» _____________________________________

… «Он очень любит булки». ______________________________________

… «Знакомые уходят». ______________________________________

… «Давайте играть, Томми». ______________________________________

… «Они пообедают вместе». ______________________________________



Е. Шварц «Два брата»

- Составь цитатный план сказки.

1. «Где твой младший брат?»

2. ________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6. _________________________________________

4. Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ проводится как воспроизведение эпизода одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен.

Памятка составления пересказа о герое и воспроизведении одной сюжетной линии

  1. Прочитай произведение. Выпиши имена героев.

  2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них ты хочешь рассказать?

  3. Перечитай про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

  4. Определи, о чём говорится в каждом отрывке.

  5. Расположи отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (поставь порядковые номера).

  6. Продумай последовательность своего рассказа, ещё раз перечитай отмеченные отрывки.

  7. Определи, какие чувства вызывает этот персонаж (это событие).

  8. Составь рассказ (вслух или мысленно).

  9. Проверь по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

  10. Расскажи, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по изменённому плану:

а) с изменением последовательностей событий; «Расскажи, что произошло дальше после того, что изображено на рисунке» (В. Сухомлинский «Вьюга»).

б) с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места событий, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста, - предшествовавших сюжету или продолжающих его); «Переделай сказку таким образом, чтобы козы оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми» (К. Ушинский «Два козлика»).

изменение лица рассказчика:«Расскажи» об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский «Заячьи лапы»). «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть от своего имени». «Изложите данный фрагмент текста от 3-го лица».(Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»).



Повествование от 1-го лица: «Ах, как мне было стыдно! Мне хотелось заплакать, так мне было стыдно.Но не от сознания своей виновности – я не чувствовала никакой вины за собою, - а потому только, что меня оклеветали перед этой милой ласковой начальницею гимназии, так живо напоминавшей мне мою мамочку». Повествование от 3-го лица:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(Необходимо поменять местоимения 1-го лица на местоимения 3-го лица).

Сделай вывод: что потерял текст в изложении от 3-го лица?

_____________________________________________________________________________________

Для составления краткого пересказа текста подходит памятка:

  1. Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок текста).

  2. Прочитай произведение. Определи главную мысль.

  3. Раздели текст на смысловые части.

  4. Перечитай каждую часть, отмечая главные моменты.

  5. Перескажи, выделяя главные моменты каждой части.

  6. Проверь себя по книге: не упущен ли в твоём пересказе какой-то важный эпизод.

Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типачитательской деятельности. Осуществляется литературное образование учащихся, и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.











Список рекомендуемой литературы

  1. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся в начальной школе. – Самара: издательский дом «Фёдорова», 2010.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей пректов учащихся. / Под ред. Е.А. Когана – Самара: Издательский дом «Фёдорова», 2006.