Формирование инклюзивной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки
Будущее страны в подрастающем поколении. Наверное, только новое поколение может жить в открытом обществе дающем максимальную степень свободы, совместимую с социальной справедливостью и равными правами всех членов. Ведь известно, что общество «теряет» если часть населения не может участвовать в его жизни, и выигрывает, когда все люди независимо от их способностей и различий вносят в клад в его развитие.
Этому способствует инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это подход, при котором все дети, независимо от своих физических, интеллектуальных и других способностей, включены в общую систему образования.
Термин «инклюзия» в мировой образовательной практики пришел сегодня на смену термину «интеграция». Интеграция есть объединение в одно целое, то есть включение. Так она предполагает адаптацию ребенка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации самой системы к потребностям ребенка.
Отличия понятий «интеграция» и «инклюзия» представлены в таблице:
интеграция | инклюзия |
Внимание направлено на проблемы особых детей. Необходимое требование - изменение ребенка с проблемами; Преимущества от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Профессиональная, специализированная экспертиза и формальная поддержка. Возможность использования специальных методов в обучении и терапия. | Внимание направлено на всех детей дошкольного учреждения, школы. Изменяется детский сад, школа Преимущество получают все дети. Неформальная поддержка и экспертиза воспитанников детского сада, учителями массового класса. Качественное обучение и воспитание всех детей, учеников школы. |
Исходя из этого, под инклюзивным образованием понимается более широкий спектр интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления его к различным потребностям детей.
Как правило дети с ограниченными возможностями обучаются в отдельных специализированных учреждениях, коррекционных школах и детских садах, школах интернатах. Это приводит к социальной изоляции детей и, что немаловажно, - к устранению родителей от воспитания собственного ребенка.
Однако в последнее время имеет место включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, параллельно существуют две системы обучения таких детей:
Система спецучреждений: интернат для детей с нарушениями интеллекта, интернат для глухих и слабослышащих детей, вспомогательная школа.
Система частичной интеграции детей с различными нарушениями в общеобразовательные детские сады и школы. Причем, данная частичная интеграция имеет две формы: первую введение одного, двух классов детей с различными проблемами общеобразовательные детские сады и школы. Вторую: включение одного, двух и трех, а то и пяти детей с ограниченными возможностями в массовые классы и детские сады
Имеющийся небольшой опыт инклюзивного образования показывает, что для его практического осуществления необходимо решить ряд проблем, связанных не только с материальной базой, но и различными позициями членов общества и прежде всего не готовностью педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях.
Инновациооные подходы к образовательной сфере меняют стратегию подготовки специалистов, в том числе и будущих воспитателей дошкольного образования.
Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и фасилитатора сопровождающего ребенка в его развитии, познании окружающего мира»
Стандарт выводит педагога на путь повышения качества его профессиональной компетентности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода. Интересен опыт педагогов города Костаная.
Руководствуясь требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего профессионального образования Республики Казахстан по специальности «Дошкольное воспитание» преподавателями Костанайского педагогического колледжа была создана структурно-функциональная модель подготовки специалистов для дошкольного образования на основе компетентностного подхода. В ней выделены блоки и структура курсовой подготовки, условия реализации и критерии оценки профессионального уровня, а также определены основные компетентности: общая компетентность, специальная профессиональная компетентность, частные профессиональные компетентности.
Инклюзивную компетентность отнесли к специальным профессиональным компетентностям. В модели определены компоненты инклюзивной компетенции: содержательно-мотивационный, когнитивный, рефлексивный, а также этапы их формирования.
1 этап – информационно - ориентировочный.
2 этап – содержательный.
3 этап – деятельностный.
В процессе моделирования были сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному формированию инклюзивной компетентности будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки:
- использование потенциала содержания педагогических дисциплин для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения, приобретения знаний об особенностях развития, обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и о специфике профессиональной деятельности воспитателя в условиях инклюзивного обучения;
- обеспечение преемственности этапов формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов дошкольных учреждений, развитие и применение сформированных ключевых компетентностей в практической деятельности;
- включение в содержание обучения будущих воспитателей спецкурса «Инклюзивное обучение в дошкольных организациях», предполагающего реализацию профессиональной деятельности, направленной на освоение способов и опыта выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения.
Основной задачей спецкурса является изучение имеющегося научного потенциала по проблеме, с целью овладения методикой организации работы в инклюзивных группах , создание условий для включения детей с отклонениями в развитии в учебный процесс. Возможности для изучения этой проблемы содержатся и в курсах методических дисциплин «Дошкольная педагогика», «Психология», частные методики в рамках вопроса «индивидуальный подход к детям».
Разработка теоретических основ данного спецкурса предлагает формирование определенной позиции по ряду вопросов, неоднозначно решаемых в современной психолого-педагогической литературе:
- отношение окружающих к инвалидам;
- польза инклюзивного обучения для детей, семей, педагогов и местных сообществ;
- решение проблемы соотношения учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в развитии и остальными (обычными) детьми.
Для решения выше обозначенных проблем разработана стратегия умственного воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями в развитии. На основе общетеоретических положений, сформулированной концепции появляется возможность разработки конкретных форм работы в инклюзивных классах и группах.
При этом содержание данного спецкурса включает следующие структурные компоненты:
- общетеоретические основы проблем;
- психолого-педагогические обоснование концепции; основы включения детей с отклонениями в развитии в обычные учебные заведения; установление отношений партнерства с семьями;
- методика работы в инклюзивных группах и классах;
- проведение оценки, этическая ответственность по оценке, ведение записей.
Программа спецкурса рассчитана на 76 часов и предполагает использование в ходе лекций, семинаров, практических занятий активных методов обучения: неимитационных (проблемные лекции и семинары, дискуссия); имитационных (анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач; ситуативно-ролевые игры, предполагающие создание ситуаций вариативно-профессионального поведения), а также задания исследовательского характера, выполняемые учащимися в процессе педагогической практики.
Таким образом, проблеме формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов дошкольных учреждений уделяется огромное внимание. Педагоги с высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности четко осознают значимость включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и возможности выбора ими способа получения образования, рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обладают полными, глубокими и систематизированными знанвиями о специфике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Способны анализировать и адекватно оценивать опыт осуществления профессиональной деятельности в процессе инклюзивного обучения.
Литература:
Учимся демократии (из опыта работы) – Алматы, 2002., 136 с.
Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения.
Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.
Хафизуллина И.Н. К вопросу об инклюзивной компетентности учителя общеобразовательной школы / И.Н. Хафизуллина // Сборник материалов II межрегионального семинара «Государственная социальная политика по защите детства: теория и практика».