Просмотр содержимого документа
«Формирование интеллектуальных умений учащихся по распознаванию важнейших неорганических веществ при подготовке к ГИА (ОГЭ).»
Слайд 1.Формирование интеллектуальных умений учащихся по распознаванию важнейших неорганических веществ при подготовке к ГИА (ОГЭ).
Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит результат наших учеников. За время моей работы в школе больше всего учащихся выбирали для сдачи предмет химия именно в девятом классе, поэтому мне сегодня хотелось остановиться именно на подготовке 9ов к ОГЭ.
Слайд 2. У каждого из нас сложилась своя определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Я начинаю работу с планирования различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных органов образования, федерального института педагогических измерений, информационную работу с учащимися и их родителями, в том числе психологический настрой, организация и контроль самоподготовки обучающихся, диагностическая и тренинговая работа.
(Это дает возможность учащимся:
Во-первых, выявить темы, по которым имеются наибольшие пробелы в знаниях. Сначала необходимо отработать по ним теоретический материал, а потом прорешать типовые задания, выработав практические навыки.
Во-вторых, учащийся сможет сориентироваться по времени. На выполнение заданий по химии в 9 классе отводится 120 минут. Если объективно оценивать сложность заданий, разноуровневую подготовку детей, то многим из них просто не хватает времени на выполнение всех заданий. Поэтому, сначала нужно начинать работу с самых простых вопросов.)
Слайд 3. Давайте вспомним структуру экзаменационной работы.
Однозначно определить какие задания вызывают сложность, достаточно сложно, связано это с индивидуальными особенностями. Проанализировала результаты экзамена по химии прошлых лет выпускников 9 класс, я заметила, что у детей наибольшую трудность вызывают задания № 18 слайд 4 (на определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов, качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония), получение газообразных веществ, качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Это задание повышенного уровня сложности, с кратким ответом, которое оценивается в 2 балла, при условии - правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются - 0 баллов.
Подобное задание также включено в ГИА в 11 классе (с дополнение по органической химии) слайд 5. Это задание является элементом содержания блока «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Анализ результатов ЕГЭ за последние три года показывает. Слайды 6,7
Слайд 8. И хотя в целом результаты выполнения заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока оцениваются как удовлетворительные. Если посмотреть задание № 25 – то средний процент составляет чуть более 36%. Что еще раз подтверждает актуальность обращения к этой теме.
Проанализировав все причины низкого уровня выполнения этого задания: мы выявили одну из них. Почему?
Слайд 9. Нет единой темы объединяющей все изученные качественные реакции. Знания по этой теме «разбросаны» по всему курсу. И детям сложно самостоятельно систематизировать эти знания.
Для того чтобы решить данную проблему в нашей школе организована работа, которую можно разделить на два этапа.
Слайд 10. Подготовительный этап (8-9 класс).
Практические работы. (например: при изучении серной кислоты) Н+, SO4
Лабораторные опыты (проблемные эксперименты). (например: 8 класс тема «Классы соединений» кислоты и основания – работа с индикаторами – 3-5 минут).
Опыты по идентификации соединений.
Составление таблицы «Качественных реакции» - они есть, но если дать готовые таблицы то результат низкий. Мы эту таблицу составляем сами по мере изучения качественных реакции – когда ребята оформляют таблицу сами (анализируют, систематизируют знания).
Работа с таблицей растворимости.
Слайд 11. Тренинговый этап (2 полугодие 9 класса) – когда уже изучены основные темы и реакции, необходимые для выполнения тестовых заданий.
Рассматриваем алгоритм выполнения заданий № 18.
Отрабатываем задание по теме блоком. (банк-данных сайтов решу-ОГЭ, незнайка.про и др.) – репродуктивный метод (натаскивание).
Решаем пробный ОГЭ.
Корректируем работу – по проблемным темам (в том числе задание №18).
В принципе такая работа ведется по всем заданиям!!!