Формирование интереса детей к музыкальному искусству через выразительное и непринужденное пение
«Песня - это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеётся звонко и радостно, когда мы веселимся.
Главное – это настроение, которое дарит исполнителю и слушателю мелодия песни. Встреча с любимой песней - особый праздник. Постарайтесь наполнить каждый день жизни ваших детей».
Т. Б. Лидина (Автор книги о пении: «Большая книга для маленьких детей», «Я умею петь»).
Работая музыкальным руководителем в ДОУ по программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 1» п. Парфино, разработанной в соответствии с ФГОС ДО реализую цели и задачи образовательной области по художественно-эстетическому развитию детей, которые ориентируются на разностороннее, полноценное музыкальное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и творческими возможностями, личностное развитие каждого из детей, формирование его нравственно-эмоциональной сферы, музыкального воображения и мышления.
Как считают авторы методики обучения пению детей дошкольного возраста Т. М. Орлова и С. И. Бекина: «Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня».
Автор книги «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников» А. Д. Войнова отмечает, что «Исполняя песни дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Но воспитывающее и развивающее влияние пения возрастает и углубляется, когда дети правильно передают мелодию».
Поэтому понятна важность задачи развивать чистоту интонации в пении начиная с дошкольного возраста.
Выявив методом наблюдения, бесед с родителями и воспитателями, что желание петь у детей велико, так как они с удовольствие напевают любимые песни дома и в саду, радостно бегут в музыкальный зал, в группе играют в «Концерт», «Музыкальное занятие», а диагностика развития музыкальных способностей показала, что навыки чистого пения у детей не сформированы, я занялась решением проблемы приобщения и формирования интереса детей к музыкальному искусству через выразительное и непринужденное пение.
Большая роль в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста отводится музыкально-дидактическим играм. Автор книги «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н. Г. Кононова считает что «Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы». Подобранные и систематизированные мною музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают ребенку в игровой и интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Такие игры как «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки.
Немаловажную роль в развитии у детей музыкального слуха, голоса и ритма играют распевки, упражнения-игры, проводимые до разучивания какой-либо песни. С этой целью в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, где подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребенка той или иной песенкой. Ценно и то, что все задания в букваре даны в игровой форме, и следовательно, они доступны детям.
Не отрицая значения распевания в начале занятия, придаю не менее важное значение систематическому применению приемов, настраивающих слух детей на тональность каждой поющейся песни. Применение таких приемов тональной настройки, как пропевание терций тонического трезвучия перед пением песни в той же тональности: «ауканье», «кукушка», «дудочка», пение детских имен, «эхо», а так же слушание и повторение начального звука мелодии песни с предварительным проигрыванием вступления или тонического трезвучия, значительно повышают качество чистоты интонирования. Ладовая настройка приучает детей чисто интонировать устойчивые звуки лада, обостряя мелодический слух.
Пения звуков тонического трезвучия перед исполнение песни развивает чувство тональности, помогая детям быстрей ориентироваться в ней.
Первоначальное значение уделяю подбору музыкальных произведений для детского исполнения, как правило это высоко-художественные, яркие, привлекательные по форме произведения, понятные детям по содержанию, в удобном диапазоне, что бы они смогли уловить мелодический рисунок и воспроизвести его. Началу разучивания песни с детьми предшествует эмоциональное, выразительное исполнение песни мною – это является залогом того, что дети полюбят его, будут петь охотно и выразительно. «Ведь только чистота интонирования и правдивое, художественно-выразительное исполнение произведения способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций» (Орлова, Бекина «Учите детей петь»). Перед разучиванием песни провожу краткую беседу с детьми, которая помогает им осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне, соответствующие настроение. Приступая непосредственно к разучиванию песни отдельно останавливаюсь на трудных мелодических или ритмических оборотах. Для успешного их освоения использую такие приемы, как пропевание музыки без сопровождения, привлекаю к пению чисто поющих детей, предлагаю всем спеть мелодию без слов, на каком либо звуке, проигрывание мелодии на фортепьяно, металлофоне, прохлопывание сложных в ритмическом отношении мест, проигрывание на ложках, бубнах.
Разучивание песни на начальных стадиях проходит без использования аккомпанемента, играю только мелодию или предлагаю заполнить ее с голоса. Чередование разнообразных методов и приемов таких как, пение с частичным сопровождением инструмента или голоса, пение хором, сольно, подгруппами, по цепочке, по музыкальным фразам помогает развить у детей музыкальную память, внимание, слух и способствует выработке светлого, чистого звучания детских голосов.
Используя свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, элементарные представления о жанре и песенной форме, дети начинают самостоятельно находить песенные интонации различного характера, импровизировать простейшие мелодии на заданный текст или придуманный самостоятельно. Такие занятия развивают у детей самостоятельность, инициативу и творческую активность.
Мною разработаны сценарии досугов, развлечений, праздников, где дети могут продемонстрировать свои умения, способности и достижения. В результате этой работы значительно увеличилось количество детей, поющих правильно, чисто, эмоционально. У детей повысилась точность чистоты интонирования, что подтверждается показателями качества пения у детей (диагностика). Они стали проявлять больший интерес к музыке, музыкальным занятиям. По свидетельству родителей и воспитателей песня легко и непринужденно звучит в повседневной жизни детей, в детском саду и дома. Они с удовольствием инсценируют любимые песни, ставят музыкальные сказки, сочиняют свои песенки. Воспитатели широко используют музыкальный материал в других образовательных областях, в совместной деятельности, в режимных моментах.
Мои воспитанники регулярно и довольно успешно выступают на районном фестивале детского творчества, который ежегодно проводится в п. Парфино. Так же увеличилось количество детей поступающих и успешно обучающихся в парфинской школе искусств.
Опыт работы в данном направлении, разработанная система методов и приемов могут быть полезны и интересны для музыкальных руководителей, работающих на разделом «пение» углубленно, а так же для заинтересованных воспитателей.
1