СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании».

Нажмите, чтобы узнать подробности

.  Развитие национального воспитания у детей в начальной школе может осуществляться посредством реализации программы «Разговор о правильном питании» (М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой). Материал публикации содержит опыт работы по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании».»

Формирование интереса к изучению национальной культуры через

реализацию программы «Разговор о правильном питании».


Для человека национальность - и не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе,значит,
несчастна эта страна!

Роберт Рождественский

Оренбуржье – многонациональный край, где проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Развитие национального воспитания у детей в начальной школе может осуществляться посредством реализации программы «Разговор о правильном питании» (М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой)

Цель: выявление возможности воспитания основ национальной культуры в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Задачи:

- охарактеризовать понятие национальной культуры; - выявить влияние программы «Разговор о правильном питании» на воспитание основ национальной культуры; - разработать технологические карты занятий внеурочной деятельности в рамках программы «Разговор о правильном питании», необходимых для формирования интереса к изучению национальной культуры

- расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

Планирование реализации содержания программы

«Разговор о правильном питании»

Вторая часть программы «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 3-4 классов и включает в себя 15 занятий. Материал «Двух недель в лагере здоровья» реализуется комбинированно – часть тем включается во внеклассную работу, а часть материалов рассматривается в ходе уроков. Предлагаем тематическое планирование, составленное в соответствии с темами рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» для школьников.


Тема

Область реализации

Формы

Методы

1

«Давайте познакомимся»

Родительское собрание

Час общения

Урок технологии

Встречи с интересными людьми

Беседа

Словесный

Наглядный

Демонстрационный

Игровой

2

«Из чего состоит наша пища»

Урок математики (работа с диаграммами, решение текстовых задач)

Час общения

Конструирование

Проект

Ролевая игра

Викторина

Исследовательский

Поисковый

Аналитический

3

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Информационные минутки перед первыми уроками

Час общения

Беседа

Работа с пословицами

Конкурс рисунков

Конкурс упражнений для утренней зарядки

Словесный

Демонстрационный

Аналитический

Убеждение

Метод воспитывающих ситуаций

4

«Закаляйся, если хочешь быть здоров»

Час общения

Урок русского языка (работа по развитию речи)

Тематическое занятие

Беседа

Деловая игра

Словесный

Аналитический

Демонстрационный

Убеждение

Игровой

5

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

Урок математики (решение текстовых задач)

Час общения

Моделирование

Беседа

Ролевая игра


Поисковый

Демонстрационный

Наглядный

Метод воспитывающих ситуаций

6

«Где и как готовят пищу»

Кружок «Моё Оренбуржье»

Экскурсия

Проект

Викторина

Познавательная игра

Игровой

Словесный

Демонстрационный

Аналитический

7

«Блюда из зерна»

Кружок «Моё Оренбуржье»

Урок окружающего мира

Экскурсия

Просмотр видеофильма

Конкурс рисунков

Словесный

Демонстрационный

Аналитический

8

«Молоко и молочные продукты»

Кружок «Моё Оренбуржье»

Урок русского языка (при изучении родственных и однокоренных слов)

Экскурсия

Тренинг

Беседа

Поект

Словесный

Демонстрационный

Аналитический

9

«Что можно есть в походе»

Родительское собрание

Час общения

Беседа

Работа с загадками

Коммуникативный тренинг

Экскурсия за город в сопровождении родителей

Словесный

Аналитический

Игровой

10

«Вода и другие полезные напитки»

Кружок «Моё Оренбуржье»

Урок окружающего мира

Беседа

Проект

Словесный

Поисковый

Демонстрационный


11

«Что и как приготовить из рыбы»

Урок окружающего

мира

Беседа

Словесный

Наглядный

Исследовательский

12

«Дары моря»

Час общения

Урок окружающего мира

Ролевая игра

Наглядный

Словесный

Поисковый


13

«Кулинарное путешествие по России»

Внеклассное занятие с участием родителей

Родительское собрание

Час общения

Кружок «Моё Оренбуржье»

Ярмарка

Семейный праздник

Проект

Классный час

Постер

Исследовательский

Демонстрационный

Наглядный

Аналитический

14

«Спортивное путешествие по России»

Час общения

Просмотр видеофильма

Демонстрационный

Аналитический

15

«Олимпиада здоровья»

Час общения

Урок математики (решение текстовых задач)

Урок окружающего мира

Ролевая игра

Моделирование

Беседа

Игровая программа

Демонстрационный

Словесный

Аналитический

Игровой


Одним из принципов построения программы является культурологическая сообразность – в содержании программного материала учитываются исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа

Национальная культура - это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

В решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, межэтнической и религиозной толерантности, уважения национальных ценностей своего и других народов приоритетную роль играет профессиональная направленность подготовки поликультурного учителя. Именно учитель способен заложить фундамент в формирование мировоззрения детской души, от личности учителя в определенной мере зависит, какое поколение вырастет, что принесет оно человечеству в будущем.

Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят воспитательный и образовательный характер через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Формирование интереса к изучению национальной культуры




Материал «Двух недель в лагере здоровья» использовался нами комбинированно. Предметы базового плана имеют возможность включить некоторые темы программы «Разговор о правильном питании». Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Водоемы родного края» использовался материал по теме «Вода и другие полезные напитки» (занятие 10), при изучении темы «Зона степей» дети получили возможность узнать о том, что и как готовят из зерна (занятие 7). На уроках математики при работе с диаграммами реализовалась тема «Из чего состоит наша пища» (занятие 2). В рамках занятий внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» организована экскурсия в Агропроминвест МК Бугурусланский, которая дала возможность детям познакомиться с темой «Где и как готовят пищу» (занятие 6), с технологией изготовления сыра, узнать особенности условий работы сыроваров. После представленной презентации о пользе сыра дети изменили свое отношение в пользу «сырной» тарелки, которая регулярно появляется в школьной столовой во время завтрака.

Исследовательская и проектная деятельность – одно из направлений работы, которую использую в работе с учащимися. Метод проектов реализует образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. В рамках программы мы с детьми реализовали несколько проектов: «Все о чае» (Кукаев Александр), «Особенности татарской кухни» (Тазетдинова Самира), «Книга рецептов русской кухни» Водоватов Арсений «Немецкие крепли»(Алькин Никита), «Кулинарная книга по сказкам народов мира» (Григорьева Софья), «Как сохранить татарские традиции» (Зиганщин Алмаз). Данные проекты выполнены индивидуально, презентовались в классе на занятиях внеурочной деятельности «Школа исследователей», на школьном этапе конкурса исследовательских работ и творческих проектов, затем на муниципальном уровне

В ходе работы по теме «Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании», использую формы и методы, соответствующие психологическим особенностям детей данного возраста и носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий условия постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса в работе по программе, стимулирующей их интерес к изучаемому материалу, дающей возможность проявить свои творческие способности. Особый интерес вызывает у обучающихся конструирование и моделирование постера по теме «Народы, проживающие в Оренбургской области».

Средства обучения – объекты, используемые для повышения эффективности процесса обучения. Важным средством в нашей работе является игра - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой. Содержание рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» носит игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников.

Работа с родителями организуется в рамках программы: проводятся семейные праздники, выставки семейного кулинарного творчества «Осенняя ярмарка». Родители оказывают помощь детям в сборе информации, изготовлении костюмов. Особый интерес у детей и родителей вызвал фотоконкурс «Я учусь готовить ужин», где обязательным условием была совместная работа ребенка и представителей старшего поколения.

В систему работы над формированием интереса к изучению национальной культуры при реализации программы «Разговор о правильном питании» включено занятие внеурочной деятельности:

Тема: Семья – что может быть важнее? Семейные традиции.

Цель: создание условий для ознакомления учащихся со значимостью семейных традиций, с правилами семейного общения через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей.

Задачи: формировать интерес к изучению национальной культуры;

развивать интеллектуальные и творческие способности детей и их родителей;

способствовать развитию сотрудничества семьи и школы;

прививать обучающимся чувство любви и уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

прививать интерес детей и взрослых к совместному проведению досуга.

Формируемые УУД:

Личностные: обогащение нравственного опыта, развитие нравственных чувств, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: понимание учебной задачи занятия, работа в заданном темпе, оценивание и контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей, умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

Коммуникативные: участие в обсуждении, умение работать в группе, вести диалог по заданной теме.

Прогнозируемые результаты:

  • активное участие родителей в жизни класса;

  • понимание детьми значимости использования правил в семейном общении и соблюдения семейных традиций;

  • создание атмосферы взаимопонимания между родителями и детьми


Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы, схема для построения высказывания по определению темы и цели занятия, правила семейного общения на карточках, модели ромашек, буквы на листах (семья), аудиозапись музыки для танцевальных номеров, национальные костюмы.


Технологическая карта занятия

Содержание занятия

Деятельность учащихся

УУД

Приложение 2

1. Организационный момент

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Проверка готовности рабочего места


Эмоциональный настрой

Л-1

2. Целеполагание

В карточках даны слова. Нужно в словах вставить пропущенные буквы и назвать слова.

Р…ССИЯ

…УГУРУСЛАН

РО…А

ОР…НБУРГ

ГИМ…АЗИЯ

М…Р

…ЕРЁЗА

РОССИЯ

БУГУРУСЛАН

РОЩА

ОРЕНБУРГ

ГИМНАЗИЯ

МИР

БЕРЁЗА


- Связаны ли между собой слова?

Россия – наша страна, Бугуруслан – родной город, Оренбург – наш областной центр, роща – красивый природный объект за окнами нашего класса, гимназия – учебное заведение, в котором мы учимся, мир – должен быть везде, берёза – символ России.

- Какое слово получилось из вставленных букв?

ОБЩЕНИЕ

-Предположите, о чем пойдет речь на занятии?

А о каком общении нам предстоит поговорить

У родителей в руках буквы Ь Я М С Е. Детям предлагается расшифровать слово (СЕМЬЯ)

- Определите тему и цель нашего занятия.

На доске: Семья – что может быть важнее? Семейные традиции.

Работа в группах



Фронтальная беседа

(дети характеризуют понятия своими словами)





Работа по схеме (Приложение 3)

Л-1, Л-2

К-8,К-6





К-12, П-17






П-2, Р-7

3. Работа над усвоением нового материала

Семья в жизни наших предков имела большое значение. Всей семьей собирались, чтобы обсудить и решить важные проблемы, и не только быта, но и работы. В семье обязательно был старший, его все слушались. Он поддерживал в семье порядок. Главу семьи называли домостроителем. Младшие поступали под опеку взрослых и учились их ремеслу. Старики были окружены почетом и заботой.

С 1993 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией учредила праздник, посвященный семьям – Международный день семьи. Ежегодно этот праздник отмечается 15 мая.

Послушайте сказку, приготовленную для вас родителями.

Сказка

Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один, никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами ифруктами. Но было этому мальчику очень грустно.Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-  Куда ты идешь? - спросил старик

-  Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-  Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

.Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-      Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью.а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.


- Сегодня мы поговорим о семейных традициях, правилах семейного общения.

- Ребята, а что такое правило?

- Посмотрите на общение дочери и мамы. Какое правило можно вывести?

Сценка

(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама - Света! Положи, пожалуйста, продукты в холодильник!

Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама - Ты когда вернешься?

Света - А что?

Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда мне.

Мама - До свидания, дочка

- Понравилась ли вам Света? Почему? ( Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, не помогает, уходит и не говорит, когда придет.А мама будет ждать, беспокоится.)

-Как нужно относиться к родителям?

(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)

- Какое правило напрашивается?

На доске: Уважай и люби старших.


Предлагаю проанализировать поведение старшего и младшего братьев.

Сценка

(Два брата дома одни, сидят за столом)

Старший – Конфеты не трогай – это для маленьких вредно! Съешь лучше морковку, в ней витаминов роста много.

Младший – А ты почему ешь конфеты? Тебе не вредно?

Старший – Я уже большой, а тебе расти нужно!

Младший - Ну хотя бы покажи, какую конфету ты шеь!

 Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.

 

- Обсудим увиденное. Что может быть примером из этой ситуации, а что брать не нужно для себя?.

-      Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе?

Какое правило напрашивается? (Позаботься о младших)


Готовясь к занятию, я спросила старшеклассников о правилах, которые они считают важными в семейном общении. Давайте мы с вами их разберем.

  • Развлекай себя сам

  • Не упрямься

  • Умей договариваться

- А какие правила общения существуют в вашей семье?

- Нужны ли правила общения?

- Что они дают семье?

- А почему важно, чтобы семья была счастливой?

- Чем семьи отличаются друг от друга?

На доске: ДИ Я ЦИ ТРА

- Соберите, пожалуйста, слово. Что получилось? Дайте определение этому слову

Традиция (от латинского «предание», обычай) - множество преставлений, обрядов, привычек…передаваемых из поколения в поколение.

- Различаются ли традиции в семьях разных национальностей?

- Можно ли выбрать из представленного самое лучшее национальное блюдо?

Вывод: каждая семья любит и уважает свои традиции. Недаром гласит пословица:

На доске: Уважай себя сам и тебя будут уважать другие

Слушание учителя









Дети слушают сказку, рассказанную родителями
















Фронтальная работа




Инсценировка (Приложение)











Фронтальная беседа









Инсценировка










Фронтальная беседа




Фронтальная беседа с участием родителей






Фронтальная работа

(собирают из слогов слово, выводят определение)

Слушают родителей

Представления семейного национального блюда


Фронтальная беседа

Работа с пословицей

Р-1









Л-9















К12






Л-4, Л-8











Л-4

К-13



К-8



П-8

Л-1

Л-8










П-17

Л-4


Л-9

Л-8

П-5

К-8


4.Закрепление изученного.

- Ребята, а на кого вы похожи?

Игра «Угадай, чьи родители»

- Какую черту характера вы хотели бы взять от своих родителей, чтобы в будущем построить счастливую семью?

- Ребята, а можно ли наш классный коллектив назвать семьей?

Вывод: Семейные традиции необходимы. Они обязательно должны быть в жизни каждой семьи. Необходимо соблюдать все правила семейного общения. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, становится человеком. Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

На слайдах в презентации представлены фотографии родителей в детском возрасте. Дети вместе с родителями угадывают, кто изображен.


Фронтальная беседа


П-4


К-12, К-11,

К-13

5 Подведение итогов занятия

- Какое понятие сегодня раскрывали?

- Для чего учились правилам семейного общения?

- С какими уроками связано наше занятие?

Фронтальная беседа


К-13

Р-15

П-9

6. Рефлексия

Игра «В мире симпатий»

Дети говорят соседу комплимент: «Мне нравится в тебе…» и прикрепляют ромашку на доске в виде сердца.

- Что вы испытали, когда узнали о себе что-то приятное?

Завершается занятие танцами «Оранжевые фантазии» и «Вишенки»

Создание речевых высказываний


Р-14

Р-16



Представленная система работы позволяет максимально вовлечь учащихся в образовательную, творческую, исследовательскую, проектную деятельность, что способствует отработке знаний, умений и навыков в определении продуктов правильного питания, даёт понятие о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Работая по программе « Разговор о правильном питании», мы с детьми пришли к выводу о том, что все люди разные, но каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.



Участие родителей в реализации конкурсной работы «Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

Семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляет воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияет на становление личности, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям. Проблема привлечения родительского состава к реализации программы актуальна. В целях решения данной проблемы нами разработан план работы с родителями, где отражены все формы работы: беседы, консультации, собрания, дни открытых дверей, совместные круглые столы, праздники и развлечения; наглядные формы просвещения (тематические папки - передвижки, информационно - тематические стенды). Перед началом работы взрослые члены семьи были ознакомлены с содержанием учебно-методического комплекта

В результате поддержки родителей, осознания ими важности и необходимости проводимой педагогом работы программа успешно реализует свои задачи. У наших детей более ярко стали проявляться такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, гордость за свою малую Родину; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, осознанно выполнять требования взрослых, нормы поведения и правила этикета, в своих поступках следовать положительному примеру.

Для выявления эффективности работы в данном направлении среди родителей проведено анкетирование. Данные опросов и анкетирование родителей показывает, что взрослые высоко ценят вклад программы «Разговор о правильном питании» в воспитании культуры здорового образа жизни своих детей, отмечают положительное влияние проведенных мероприятий на формирование интереса к изучению национальной культуры.

У детей сформировалось позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания. Родители благодарны авторам программы за ее создание, интересное содержание и форму занятий. Хорошим подспорьем в работе были рабочие тетради (яркие, красочные, содержательные), удобны для изучения темы и закрепления материала дома (в семье)




Оценка эффективности конкурсной работы

Одной из важных задач учебно-методического комплекта «Две недели в лагере здоровья» определено пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. Организованная работа по данной программе позволила добиться положительных результатов:

- повысился уровень познавательного развития обучающихся по данной теме на 40%, полученные знания позволяют детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети получили знания и навыки, связанные с этикетом и культурой питания;

-снизилась заболеваемость обучающихся, сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием;

- дети получили возможность узнать, что комбинированное использование материала позволяет сделать процесс обучения увлеквательным;

- родители пополнили свои знания в области правильного питания, появилась общая, важная тема для общения с ребёнком.

Изучение исторически сложившихся традиций питания, являющиеся отражением культуры народа, даёт широкие возможности воспитывать у учащихся чувство толерантности, ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни. Исследовательская и проектная деятельность повышает уровень компетентности и самостоятельности в вопросах питания, что позволяет детям грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы происходит в виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов, тематических тестов, игр, составления постеров.

Древняя восточная мудрость гласит: «Мы есть то, что мы едим». Именно эта ясная, короткая и точная формулировка поясняет, отчего зависит наша жизнь. Правильное питание в жизни человека играет ключевую роль, и именно оно является залогом долголетия, крепкого здоровья и хорошего настроения

Чем раньше дети получат знания об основах правильного рационального питания, о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем быстрее они будут приобщены к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна, так как полученные знания с раннего возраста сохраняются на всю жизнь.




Информационные источники

  1. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева //Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития»,2011. 

  2. «Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г.

  3. Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., М.:«Олма Медиа Групп», 2012г

  4. Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., М.: «Олма Медиа Групп», 2014г.

  5. Панкова О. М., Бондаренко И. В., Куриленко В. И. Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как методический приём сохранения здоровья // Педагогика сегодня: проблемы и решения.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.

  6. https://infourok.ru/struktura_i_metodika_interaktivnogo_uroka-386652.htm

  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/11/08/formirovanie-kommunikativnykh

  8. http://maistr.ru/zdorovyi-obraz-zhizni/poslovitsyi-i-pogovorki-o-zdorovom-obraze-zhizni