УДК 372.87
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Никулина К. А.,
Курский государственный университет
п. Шерекинский Льговского р-на Курской обл., Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация: В статье освещается актуальная проблема музыкально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки в условиях профессионального образования, излагаются основные подходы, принципы и условия повышения ее эффективности.
Ключевые слова: учитель музыки, профессиональное образование, музыкально-исполнительские компетенции, профессионализм.
Abstract: The article highlights the actual problem of musical and performing training of future music teachers in the conditions of professional education, outlines the main approaches, principles and conditions for improving its effectiveness.
Key words: music teacher, professional education, musical and performing competencies, professionalism.
Сегодня каждая общеобразовательная школа нуждается в личности учителя музыки, готового и способного эффективно решать различные педагогические задачи и проблемы в соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы. Он должен быть специалистом, который владеет широким кругом профессиональных компетенций, хорошо знает педагогику и психологию обучающихся, владеет продуктивными способами проектирования и реализации образовательного процесса, предметом преподавания и богатым разнообразием педагогических технологий, свободно ориентируется в музыкальном искусстве и культуре, умеет художественно доносить музыку в процессе ее исполнения, отстаивать своё мнение и взгляды в сфере музыкального искусства и др.
На учителя музыки всегда возлагалась большая ответственность, т.к. процесс общего музыкального образования имеет свои особенности: школьники под руководством педагога не просто изучают азы музыкального искусства, они овладевают способами художественного познания мира, учатся нестандартному (творческому) мышлению, совершенствуют свои способности и дарования, развивают воображение и фантазию, эмоциональный интеллект и нравственное отношение к жизни, следствием чего становится формирование их музыкальной культуры как части культуры духовной.
Деятельность учителя музыки очень многогранна. Она имеет сложную структуру, отличается многофункциональностью, что подразумевает не только знание теоретических и методических основ профессии, но и наличие практических компетенций, связанных, прежде всего, с живым воспроизведением музыки разных стилей, жанров и направлений. Вопросами изучения музыкально-творческих компетенций учителя музыки занимались многие известные отечественные педагоги и психологи: Э. Б. Абдуллин, О. А. Абдуллина, В. И. Андреева, Н. В. Кузьмина и др. Его «эталонный» профессиональный портрет неоднократно описывался такими выдающимися представителями российской музыкальной педагогики, как: Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова. Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Е. В. Николаева, Г. П. Сергеева, Б. М. Теплов, В. Н. и С. Т. Шацкие, Л. В. Школяр, Б. Л. Яворский и др. В своих научно-педагогических работах они уделяли пристальное внимание прикладным аспектам профессиональной подготовки школьного педагога-музыканта.
Как показывает современная практика подготовки будущих учителей музыки в условиях профессионального образования, становление и развитие студентов музыкально-педагогических факультетов предполагает их устремление к образу идеала учителя [Абдуллин]. Этот образ выражается в его профессиональной образованности и культуре, нравственных и гуманистических ценностях, готовности к решению многозначных педагогических задач, эмпатийном отношении к ученикам, а также в знании предмета и методики его преподавания, умении грамотно и художественно преподносить содержательный, в том числе музыкальный материал.
Однако, как указывает Н. В. Васильева в автореферате своей диссертации, посвященной раскрытию проблемы музыкально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки в условиях колледжа: «современные исследования показывают, что в реальной практике учителя музыки зачастую не имеют должной качественной подготовки в области исполнительской деятельности. Процесс формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки не выступал предметом специального исследования. Проблема музыкально-исполнительской компетентности учителя музыки является одной из неразработанных в отечественной педагогике» [Васильева, с. 5].
Деятельность учителя музыки коррелирует с понятием «музыкант», так как владение голосом, различными музыкальными инструментами и дирижерскими навыками является главным условием его успешной профессиональной деятельности. Здесь следует вести речь о музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки, которую правильно было бы охарактеризовать, как опосредованное взаимодействие учителя-исполнителя и автора музыкальных произведений. Ведь его музыкально-исполнительская деятельность, в первую очередь, направлена на воспроизведение, донесение и раскрытие до слушателей того или иного авторского замысла. Но для того, чтобы научиться качественно передавать образы музыкальных произведений посредством этих 3-х компонентов, будущий учитель музыки должен пройти соответствующую музыкальную подготовку и накопить исполнительскую практику, которые осуществляются в преемственной связи и реализуют ряд ответственных функций: обучающую, развивающую и воспитывающую [Абдуллина, с. 11].
Все вышеперечисленные функции взаимосвязаны и целостны по своей природе, что свидетельствует об их целевой направленности в области профессионального образования. Высокий уровень готовности выпускника музыкально-педагогического вуза к решению профессиональных задач становится необходимой предпосылкой для формирования музыкально-педагогической компетентности.
Профессиональная компетентность учителя музыки представляет собой интегрированное качество личности, в котором деятельность характеризуется, как комплексная составляющая, направленная на совершенствование его профессиональной культуры и педагогического мастерства. В данное понятие входят такие основные компоненты, как: личностно-гуманная ориентация, умение интегрироваться с окружающим миром, способность к рефлексии, художественный интеллект, опыт творческой деятельности, способность применять на практике свои знания и умения, жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности.
Творческий опыт учителя музыки включает различные виды музыкальной деятельности, в которых происходит его креативная самореализация в области искусства. В его основе лежат знания об интонационной природе музыкального искусства и музыкальные умения, проявляющиеся в анализе музыкальных произведений, игре на музыкальных инструментах, их технически точном и эмоциональном исполнении. В опоре на них учитель музыки решает ряд важных педагогических задач: пробудить творческое начало в ребёнке и его увлеченность музыкальной деятельностью, возбудить в нём интерес к музыке, вызвать потребность в общении с ней, развить музыкальные способности и дарования.
Для успешной реализации поставленных задач, учитель музыки должен обладать высоким уровнем музыкально-исполнительской компетентности и профессионализмом. Под профессионализмом учителя музыки мы, в данном случае, понимаем его педагогическое мастерство, инициативность, а также наличие знаний и умений в области музыкального исполнительства. Говоря о фундаменте профессионализма, формируемого в процессе музыкально-педагогического образования, стоит также указать на значимость личностных качеств творческого плана у будущего учителя музыки.
Современная система общего образования предъявляет определённые требования к уровню профессионализма учителя музыки, который начинает свое формирование в условиях профессионального образования [Безбородова]. При этом музыкально-исполнительская компетентность, рассматриваемая с позиции системного подхода, как внешне управляемый и саморегулируемый процесс, предполагает целенаправленное движение обучающихся от начального уровня музыкально-исполнительской деятельности к более высокому уровню исполнительской компетентности.
С этой целью на основе технологий педагогического моделирования в профессиональных образовательных организациях музыкально-педагогической направленности, на наш взгляд, должна предусматриваться реализация непрерывного процесса исполнительской подготовки студентов, которая включает обязательную и вариативную части. При моделировании следует учитывать, что:
1) основными видами исполнительской деятельности учителя музыки принято считать пение, игру на музыкальных инструментах и дирижирование;
2) формирование исполнительских компетенций происходит, в основном, в рамках занятий по обязательным дисциплинам «Вокал», «Хоровой класс», «Основной музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент», «Дирижирование» у разных преподавателей, вследствие чего приобретает обособленный характер;
3) вышеперечисленные обязательные дисциплины должны коррелировать друг с другом и находить свое продолжение в дисциплинах по выбору (таких, как «Ансамблевое исполнительство», «Родственные музыкальные инструменты», «Детский оркестр», «Академическое/народное/эстрадное пение», «Электронные музыкальные инструменты», «Импровизация» и др.), а также в различных видах исполнительских, музыкально-просветительских и педагогических практик, связанных с освоением школьного репертуара, творческой исполнительской деятельностью, организацией деятельности самодеятельных детских творческих коллективов, преподаванием исполнительских дисциплин в условиях дополнительного образования и т.д.;
4) в перечне видов исполнительской деятельности будущего учителя музыки должны быть предусмотрены музыкально-драматическая деятельность, музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, игровая музыкальная деятельность и другие, овладение которыми также должно стать неотъемлемой частью музыкально-исполнительской подготовки студентов.
Наполнение содержания музыкально-исполнительских дисциплин и научно-педагогическое сопровождение процесса формирования музыкально-исполнительских компетенций будущих учителей музыки, определение его целей и принципов должно происходить в опоре на культурологический, системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и рефлексивный подходы в профессиональном образовании. Ключевыми педагогическими принципами должны выступать проблемность, принятие и поддержка, индивидуализация, диалогичность, самостоятельность деятельности, непрерывность в формировании музыкально-исполнительской компетентности, креативность, диалог культур, культуросообразность, междисциплинарная интеграция и др. Все это поможет обеспечить качественное освоение студентами названного вида профессиональной деятельности, повысить еще недостаточный, по нашему мнению, уровень сформированности музыкально-исполнительских компетенций у будущих школьных учителей.
Литература:
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
2. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992. 72 с.
3. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. 415 с.
4. Васильева Н. В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 22 с. URL: https://nauka-pedagogika.com/viewer/199233/a#?page=1 (дата обращения: 19.11.2021).