ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Анищенко Л.В. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Армянска
Учебная проблема, связанная с формированием изобразительной грамотности будущих учителей начальных классов по изобразительному искусству, может быть разрешена при комплексном подходе в процессе профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении.
Своеобразие, нетрадиционность методик ведущих педагогов современности, прошедших апробацию (Б.М. Неменского и его последователей и др.) просматривается на уровне общеобразовательных школ.
Глобальные процессы современности, отражающиеся во всех сферах образования, а также концептуальные цели, задачи, программы и документы, связанные с инновациями и реформами школы, накладывают дополнительную ответственность на учителя начальных классов за сохранение и формирование истинных художественно-эстетических идеалов. Художественно-творческая деятельность ребенка, наряду с приобретением знаний, умений и навыков, пожалуй, обретает особую значимость в процессе обучения. Прослеживая в течение значительного времени процесс обучения изобразительному искусству младших школьников, можно обратить внимание на несовершенную методическую подготовку будущих преподавателей начальных классов, связанной с недостаточно высоким уровнем профессионализма в данной области. Главная причина лежит в отсутствии устойчивой, сформировавшейся изобразительной грамотности будущих учителей, в непонимании значимости дисциплин художественно-эстетического цикла. Преподаватели начальных классов не владеют необходимыми знаниями истории искусств, изобразительной грамоты, методикой преподавания (по сравнению с учителями изобразительного искусства, работающими в классах второй ступени с узкой специализацией). В понимании учителей не сбалансированы представления о соотношении изобразительной грамоты и творчества. Иногда оценивание изобразительной деятельности детей происходит без учета уровня креативного мышления учащихся. Порой репродуктивность, работа по образцу, шаблону оценивается выше, чем творчество. Случается, что изобразительная грамота вовсе игнорируется и предлагается «чистое творчество». Изобразительная грамотность, как и другие виды грамотности, одно из основних условий профессионализма учителя начальной школы.
Цель статьи – осуществить поиск необходимых и оптимальных путей формирования изобразительной грамотности в процессе обучения будущих учителей начальних классов.
Грамотный – обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области (2,с.343). Отсюда следует рассматривать «грамотность» еще и как процесс, результат обучения. Если это так, то стоит проанализировать причины, не спрогнозированные ранее, которые повлекли нерезультативность обучения изобразительному искусству в начальной школе:
– отсутствие необходимого количества учебных часов (для сравнения: в США в младших классах на предметы эстетического цикла выделяется 7 часов в неделю, где искусство выступает методологией обучения);
– не осуществляется интегрированный курс с доминантными дисциплинами;
– узкая специализация учителей по предметам, которая ведет к разрыву интеграционных связей (отсутствие кадрового обеспечения с учетом потребностей полихудожественного воспитания школьников);
– отсутствие материально-технического обеспечения (увеличивается дистанция между тем, что существует в культурно-информационном пространстве, и тем, что используется в школах и внешкольных учебных заведениях).
Результативность процесса обучения во многом зависит от подготовленности учителя в профессиональном плане. Исходя из этого, актуальным является процесс подготовки будущих учителей начальных классов по изобразительной грамоте.
Если вузовские учебные программы дисциплин эстетического цикла скоординированы на взаимопроникновение, то результат подготовки будущих учителей начальной школы по изобразительному искусству может быть оптимально высоким.
Поиск путей формирования изобразительной грамотности студентов-будущих учителей начальных классов может опираться на:
– осознание паритетности дисциплины (с равноправной значимостью изобразительного искусства в структуре обучения);
– осознание приоритетности дисциплины (с учетом креативности как ведущего вида творческой деятельности в структуре обучения дисциплин художественно-эстетического цикла);
– целостность, непрерывность обучения и его сквозной характер;
– психолого-педагогическая грамотность будущего учителя;
– овладение студентами прогрессивных инноваций в области преподавания;
– создание оптимальных условий обучения студентов посредством продуманного интегрирования учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Соотношение изобразительной грамоты и творчества в изобразительной деятельности детей рассматривалось в методике не полно и не конкретно. Где грань, что и когда в большей степени присутствует в обучении искусству. Неправильный подход, незнание педагога этого соотношения может разрушить творческий потенциал ребенка. Следует точнее выверить степень изобразительной грамоты и творчества на разных ступенях обучения детей с учетом личностно-ориентированного подхода.
Аннотация.
В статье рассматривается актуальность проблемы, связанной с формированием изобразительной грамотности будущих учителей начальной школы, поиск путей эффективного и оптимального решения проблемы через интеграционные процессы учебных дисциплин эстетического цикла в высшем учебном заведении.
Литература
Б.М. Неменский. Мудрость красоты: О проблемах эстет.воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение. 1987.– 255 с., 32 л. ил. : ил.
Словарь русского языка: В 4-х т. Т1/АН СССР, Ин-т рус. Яз.: Под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык, 1981.– 698 с
4