Шахматова Ольга Сергеевна
г. Дмитров
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация: в статье рассмотрены средства формирования художе- ственной культуры, развития художественно-творческих способностей и при- общение к мировым художественным ценностям. Рассмотренные методы направлены на формирование любови к искусству на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство, духовно-нравственное воспитание, образование.
В современной системе образования достаточную популярность приобрели такие новые типы учебных учреждений, как Дома творчества, Центры эстетиче- ского развития, Центры образования и воспитания, в которых учителя имеют право воспользоваться программами для бедующей своей работы. При посеще- нии центров развития и других учреждений, направленных на художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, не часто можно встре- тить примеры бережного отношения к культурным ценностям. Это говорит о том, что в обществе существует проблема низкого уровня художественной куль- туры у подрастающего поколения. В связи с этим урокам изобразительного ис- кусства в общеобразовательной школе уделяется особое внимание, а формиро- вание художественной культуры у школьников становится актуальной пробле- мой современного образования.
У каждого из нас живет в сердце светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку земли, где ты родился и вырос. Любовь к Родине, стремление сберечь, украсить и защитить. Уроки изобразительного искусства играют исклю- чительно важную роль в формировании экологической культуры школьников,
1
это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в част- ности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности осо- бенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми при- роды.
Искусство является центральным элементом в художественной культуре. Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохра- нению традиций являются для учащихся составными частями овладения худо- жественной культурой. Для формирования художественной культуры детей очень эффективно использовать рисование с натуры, рисование на темы, декора- тивное рисование, лепку, беседы по искусству на уроках изобразительного ис- кусства, а также посещение музеев и выставок, домашнюю работу, копирование художественных произведений.
Формирование общей культуры учащихся происходит на уроках изобрази- тельного искусства. Искусство приобщает нас к огромному духовному опыту че- ловечества, сконцентрированному в нем. Искусство вводит человека в важней- ший, уже накопленный и разрабатываемый дальше опыт человеческих чувств и отношений. Это тот опыт, ради которого искусство и существует, он выражает отношение к природе, труду, любви и дружбе, детям, родителям, Родине. Добро, пользу он позволяет оценивать как прекрасное, нарушение – как безобразное.
Уроки изобразительного искусства ориентированы на формирование общей культуры учащихся, развитие духовно-нравственного аспекта. Именно на уроках изобразительного искусства ученик стремится понять свое место в обществе. Во время бесед об искусстве, дети проявляют большую активность, учатся сравни- вать, анализировать. Ребенок старается выразить свою точку зрения, свое миро- ощущение и видение жизни. Естественно, что, формируя общую культуру школьника, мы создаем будущее нашей страны.
Культурно-историческая модель формирования художественной культуры обуславливается способностью искусства фиксировать изменения в культуре мышления, культуре чувств, культуре общения людей. Наследие мировой куль- туры формирует образ личности. В процессе развития искусства формируется такой компонент художественной культуры личности, как художественная по- требность. Данная модель формирования художественной культуры в личност- ном контексте предполагает современное развитие на художественных идеях и произведениях пошлых поколений.
Таким образом, недооценка искусства, как важнейшего средства воспита- ния, приводит к дефектам интеллектуального, нравственного и идеологического развития личности. Именно на уроках изобразительного искусства возможно формировать общую культуру школьника. Атмосфера искусства, царящая на уроках, в значительной степени является условием нравственного воспитания. Знание лучших произведений искусства, помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.
Список литературы
Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека / М.Н. Афасижев. – М.: Знание, 1979. – 63 с.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. / В.С. Кузин. – М.: Агар, 1998. – 336 с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож. граф. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГРАР, 2000. – 256 с.
Гущина Т.А. Формирование общей культуры школьников на уроках изоб- разительного искусства / Т.А. Гущина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/02/05/formirovanie-obshchey-kultury- shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo (дата обращения: 06.11.2020).