Формирование художественной культуры учащихся через восприятие и освоение образно – выразительного языка искусства
ГБОУ ЛНР «АГ им. П. Н. Липовенко»
Серганиди М. Б .
Методологическая основа ФГОС – системно – деятельностный подход
Исключить:
Применять:
- Учебные задания, направленные на открытие новых знаний
- Умения, необходимые для жизни в современном обществе
- Интеграцию
Методический приём «Создание проблемной ситуации»
- Учитель приводит к противоречию и предлагает его разрешить
- Учитель приводит разные точки зрения
«Все мировые шедевры изобразительного искусства за 3 минуты»
Вы только что получили всё Великое изобразительное искусство мира!
Оно прочно вошло в Ваш мозг!
Теперь Вы культурны!
Ваш ответ на это утверждение…….
Что можно получить, изучая искусство, кроме удовольствия и развития вкуса?
Художественная реальность представляет мир в его целостности
Произведение — космос духа, художественный мир, складывается из художественных образов
Предмет искусства
- Художественный образ
Художественный образ -
- обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления.
От других форм общественного сознания искусство отличается ЭМОЦИЕЙ
- искусство не фиксирует события, а философски осмысливает изображаемое
- Мы благодарны искусству за то, что оно постоянно рассказывает что-то о мире, о человеке, чего логически сформулировать невозможно.
Альфред Шнитке
даёт возможность
осмыслить мир
раскрывает
внутреннее
состояние героя
формирует систему
эстетических ценностей
человека
чувственный
образ
объясняет
мотивы их
поведения
показывает
особенность
характера героя
помогает человеку
совершенствоваться
передаёт авторскую
оценку
изображаемому
огромным преимуществом
искусства является его
способность раскрывать
и исследовать
внутренний мир
человека
Домашнее задание:
создать художественную композицию «Мой мир»
в любой удобной для Вас технике, любыми художественными материалами
Работа ученицы 11 класса
Зафиксируйте любые мысли и эмоции, посетившие вас по поводу данного изображения.
АЛЛЮЗИЯ:
Рене Магритт «Отражение»
Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств.
субъектно-объектной связи:
объект трансформируется
через субъективное
восприятие художника
Художественный образ – это синтез
рационального и
типичного и
эмоционального
индивидуального
субъектно-объектная связь:
объект в толковании художника превращается в новую реальность, рождённую его фантазией
женский образ
связь типичное индивидуальное
- художник отражает тип, существующий в общей реальности
- художник отражает типичное в конкретном объекте
связь типичное индивидуальное
- Что в портрете ТИПИЧНОГО?
Синтез рационального и эмоционального эмоциональный интеллект
Художественный образ поможет:
- Найти контакт с эмоциями, которые прячутся от нас
- Получить состояния, которых нам не хватает: радость, спокойствие, уверенность, мужество
В. Перов. Охотники на привале
важное место в произведении занимают форма и содержание
Форма – это внешняя оболочка произведения: средства выразительности, технические приёмы, композиция, структура, ритм
Содержание – отражение процессов, явлений, выражение автором своего личного отношения
в художественном образе очень важны тема и идея
- Тема – что является главным предметом отражения в произведении
- Идея – мысль автора, которая отражает его мироощущение мировосприятие
Форма: шуточный портрет
Тема: современная семья
Идея: автор смеётся над ограниченными интересами людей , мешающими им жить
Форма:
Тема:
Идея:
Познакомься с картиной и ответь на вопросы:
- В каком вопросе хочет разобраться автор?
- Каково внутреннее состояние (чувства) героев?
- Объяснить мотивы поведения героев
- Какие герои по характеру?
- Как относится автор картины к своим героям?
- Выразите своё отношение к этому произведению
Художественному образу свойственны:
- Метафоричность
- Парадоксальность
- Ассоциативность
- Аллегоричность
- Самодвижение
- Многозначность
- недосказанность
МЕТАФОРИЧНОСТЬ
- она не навязывается извне предметами мира, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия.
- Через причудливое сочетание человека и царя зверей раскрывается вся царственная мощь человека, его реальное господство над миром.
В ЧЁМ МЕТАФОРИЧНОСТЬ?
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ
- подлинное произведение искусства построено на принципе невозможности :
2 х 2 = 5
- прямое столкновение взаимоисключающих понятий, в результате которого рождаются новые смыслы.
«Горячий снег»
«Мёртвые души»
«Живой труп»
«Ласковый и нежный зверь»
Абсурд - отнюдь не негативное понятие
- расшатывание, разрушение традиционных представлений о разуме, рассудке, логике, порядке
- попытка путем эпатажа или шока активизировать человеческое сознание и творческий потенциал на поиски каких-то принципиально иных парадигм бытия, мышления, художественно-эстетического выражения
«Логический подход в искусстве годен лишь для решения второстепенных вопросов…»
Ассоциативность
схожесть
Аллегоричность
«Аллегория живописи»
Ян Вермеер
Недосказанность
- Импульс для раздумий
- Стимулирует мысль
- Читатель додумывает, дорисовывает…- сотворчество
В. Перов
Странница в поле
Важно, что мозг провел работу
Чем сложнее понять и чем дольше вы стояли в недоумении, тем полезнее для мозга.
Больше
нейронных
связей
— лучше
критическое
мышление
«Непознаваемое всё же познаваемо через художественный образ»
Леонид Оболенский
Самодвижение
- Жизнь ведёт художника, и порой приводит не к тому, к чему художник стремился
Многозначность
- Множество смыслов (подтекст)
- Множество трактовок
«Капрал фиалок» Жан-Доминик-Этьен Кану 1815
Основные свойства Художественного образа:
- Он не подлежит однозначному толкованию
- Он содержит «объективное» (жизнь) и «субъективное» (видение автора, его вымысел)
- Он соединяет разум и чувство (рациональное и эмоциональное)
- Он «переводим» и «непереводим» дословно. Искусство не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность (как в религии)
- Он оригинальный и неповторимый
💥 Искусство — универсальный язык человечества
Оно дает знания на глубоком уровне
Предметы искусства окружают нас повсюду, и когда вы понимаете их, то понимаете других людей. И не только в настоящем, но и в прошлом!