СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование ключевых компетенций и повышения качества образования с помощью проблемного обучения на уроках географии, истории и обществознания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование ключевых компетенций и повышения качества образования с помощью проблемного обучения на уроках географии, истории и обществознания"»

ТЕМА:

 «Формирование

ключевых компетенций и повышение качества образования на уроках географии, истории и обществознания

с помощью проблемного обучения»



На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, способной не только приобретать знания, но и анализировать проблемные ситуации, опровергать неверные рассуждения, отстаивать свою точку зрения, используя необходимые аргументы.

Считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся познавательной самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность.

Задачи, которые ставит учитель перед собой :

·  развивать у учащихся способности к анализу природных явлений;

·  научить раскрывать причинно следственные связи обобщать факты;

·  научить использовать ранее полученные ЗУН на более высоком уровне;

·  выявить и развивать творческие способности у детей;

·  обучать учащихся на уровне их возможностей и способностей.

Особенности педагогической деятельности учителя:

·  перенесение акцента с преподавания на учение;

·  приоритет самостоятельной работы и проблемно-поисковых методов.

В своей педагогической деятельности учитель опирается на технологию «Проблемный подход в обучении » к Г. Понуровой (создание и решение проблемных ситуаций и вопросов и задач), на систему «Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся» (приёмы формирования учебной деятельности), разрабатывает свою технологию «Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках географии, истории и обществознания».

Данная педагогическая технология основывается на следующих принципах:

·  оформление учебного материала в виде опорных схем, конспектов, обобщающих таблиц;

·  индивидуализации и дифференциации;

·  комфортности в классе, доброжелательности, взаимодействия и сотрудничества;

·  справедливости и обоснованности требований;

·  компетентности;

·  равных возможностей;

·  проблемной направленности.

Конструируя учебно-воспитательный процесс учитель осуществляет следующие действия:

·  анализирует содержание учебного материала и проводит отбор материала к уроку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

·  формулирует цели и задачи урока;

·  определяет соответствующей цели результат учебного процесса;

·  намечает оптимальный комплекс форм и методов, приёмов обучения и стимулирования деятельности учащихся;

·  отбирает дидактические средства обучения;

·  выстраивает логику и последовательность изложения учебного материала;

·  определяет разноуровневую деятельность учащихся по усвоению ЗУН;

·  учитывает требования учебной программы и пояснительной записке к ней.

Поставленные перед уроком цели и задачи реализуются за счёт:

·  повышения эффективности урока

·  интенсификации урока;

·  формирования и развития мотивов учения учащихся;

·  внедрения принципов развивающего и разноуровневого обучения.


Из общих организованных форм учитель может применять фронтальные, групповые (парные), индивидуальные.

Из средств обучения может использовать:

  • наглядные пособия, картины, карты, атласы, диаграммы;

  • ТСО - компьютер, видеопроектор;

  • дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал;

  • учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, художественную литературу.


Проводить уроки в форме школьной лекции, эвристической беседы, практического занятия, семинара, использую НФО: игровые технологии, учебные дискуссии, путешествия.

Мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся проводит с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способами:

·  убеждения;

·  познавательные игры;

·  создание проблемной ситуации;

·  создание ситуации занимательности;

·  нравственных переживаний;

·  актуальности;

·  оперативного контроля.

Цели учебной деятельности для учащихся разных уровней различны. Но суть их одна: улучшение качества знаний по географии путём самостоятельной деятельности, привитие интереса к предмету. На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности и различные формы учебных занятий.

Развития познавательной деятельности учащихся учитель добивается через проблемное обучение. Главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, которую я создаю посредством проблемных вопросов и задач.

Проблемное обучение можно реализовать используя различные методы: частично - поисковые, проблемного изложения, исследовательского. Для решения проблемы учащимся предлагаются следующие приемы учебной деятельности:

·  найди не соответствие в связях,

·  выдвини гипотезу;

·  переформулируй требования вопроса;

·  примени общие законы к поставленной проблеме;

·  реши проблему.

При проведении проблемных уроков учитываю три момента:

1.  что уже знают и умеют учащиеся;

2.  что нового должны знать и чему научиться;

3.  что из новых знаний и способов деятельности учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

В работе всегда надо учитывать, что главный признак самостоятельной деятельности учащихся заключен не в том, что дети работают без посторонней помощи, а в том, что школьник осознаёт цель своей деятельности и те действия, которые он должен выполнить для решения учебной задачи.

В своей работе использую систему проблемных заданий, разработанную. Наряду с разработкой отдельных проблемных заданий разрабатываю проблемный подход к изучению целых тем. Что и даёт возможность организовать обучение логике, приближающей к научному поиску. Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо - поисковый характер, направленный на решение как основной, так и частных проблем.

Для более эффективной работы, возникновения у детей устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний, вместе с проблемным подходом использую и другие формы обучения: игры, КВНы, олимпиады, конференции, диспуты.

В проблемном обучении выделяю четыре типа уроков:

·  проблемное изложение;

·  эвристическая беседа;

·  частично - поисковый;

·  исследовательский.

На уроке с проблемным изложением предлагаю детям занимательные задания. К примеру, при изучении темы «Ветер» в 6 классе предлагаю детям выбрать место для строительства котельной на твердом топливе с учетом розы ветров в новом микрорайоне. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости.

Эвристическую беседу провожу посредством одной или нескольких задач проблемного характера. При изучении темы «Климат Южной Америки» выясняем причины неравномерного выпадения осадков в умеренном поясе. Эта тема сложна тем, что учащиеся не имеют достаточного объема знаний и на формирование климата влияет множество факторов, что трудно для восприятия. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учащихся.

Частично - поисковый и исследовательский метод провожу как при изучении нового материала, так и для закрепления. Например, при изучении темы «Размещение предприятий черной металлургии» для облегчения задачи даю следующие вопросы и задания по таблице «Технико-экономические показатели крупных промышленных предприятий». Каково число работающих, сколько сырья, топлива, воды и так далее необходимо предприятию? Сравните с показателями других предприятий. Сделайте вывод.

Считаю, что проблемное обучение действительно является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам географии, развитие творческих способностей. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности.

Управленческая деятельность на уроках может быть выражено схемой: слежение-контроль-коррекция.

Большое значение придало закреплению учебного материала – это позволяет выяснить достигнута ли цель урока, позволит диагностировать, предупреждать, корректировать возможные «пробелы» , неточности и облегчает домашнее задание, стимулирует познавательную деятельность.

В своей работе использую следующие виды контроля:

  • Промежуточный тестовый. Цель - выявить знание информационного ввода.

  • Схематичный. Учащиеся воспроизводят по памяти уже готовую схему, таблицу. Опорный конспект.

  • Диагностический. Цель-коррекция процесса обучения.

  • Итоговый. Цель-проверка усвоения крупных тем, блоков.

  • Заключительный. Итоговая аттестация выпускных классов.


Оценивая результаты познавательной и мыслительной деятельности учащихся делаю вывод, что мои ученики умеют:

  • сравнивать, анализировать, обобщать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы, решать проблемные задания, самостоятельно работать, начиная с постановки цели урока и заканчивая рецензированием, самооценкой и самоанализом;

  • планировать свою работу;

  • составлять кроссворды, головоломки, чайнворды;

  • связывать полученные на уроках ЗУН с современной жизнью;

  • высказывать свою точку зрения и отстаивать своё мнение.


Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше уровень их самостоятельности.




Автор. Покачайло Юлия Анатольевна

учитель географии, истории и обществознания