Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Классификация компетенций:
1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
В качестве ключевых компетенций целесообразно выделить общекультурную, учебно-познавательную, социальную, коммуникативную, личностного самоопределения.
Общекультурная компетенция – это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений.
В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. (в случае научно-познавательной деятельности). На фото учащиеся 6 класса, получившие информацию о строении клетки и создавшие лучшие модели клетки (с использованием электричества).
Опыт учебно-познавательной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Социальная компетенция включает способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции. Социальная компетенция предполагает знания об обществе, взаимодействии с человеком и друг с другом, рынке труда .
Рассматривая содержательное наполнение коммуникативной компетенции, учтем, что в словарях коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация – составная часть процесса общения, который представляет собой взаимодействие двух или более человек, включающее обмен информацией (т.е. коммуникацию) и взаимное восприятие, понимание общающихся. Из определения коммуникации следует, что коммуникативная компетенция сопрягается с информационной, охватывая получение, использование, передачу информации в процессе взаимодействия.
Опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, ролевых играх (фото), совместном решении различного типа проблем: практических, философских, этических, эстетических и т.д.
Формирование опыта личностного самоопределения предполагает участие в различных психологических тренингах, использование их элементов в учебном процессе, приобретение опыта выбора в специально созданных ситуациях выбора.
К данной компетенции относится также знание и соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Педагогу важно отличать ключевые компетентности как результат общего образования от других результатов, в частности от предметных знаний и умений. Принципиальной особенностью ключевой компетентности личности является то, что освоив ее в одной области, человек может применить ее в других областях. Освоив умения по обработке информации в одной области, ученик может перенести его в другую область, способен оперировать информацией в любой ситуации жизнедеятельности. Не «знаниевый» критерий, а «деятельностный», «функциональный» становится основным в условиях компетентностного подхода.
Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности. Знание этих составляющих обеспечит педагогу возможность операционализации оценки результатов образовательного процесса.
Базовой ее составляющей является личностно-деятельностный компонент, который предполагает сформированность не только предметных, но и метапредметных умений:
Искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
Думать – устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию и вырабатывать свою точку зрения;
Сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
Приниматься за дело – войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу;
Адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить свои решения.