СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций»

Формирование ключевых компетенций.

Каждый учитель в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний, которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать позицию и действия с действиями других и т. д.

Изменения, происходящие в современной России, такие как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.

Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования. В качестве главного результата образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

Таким образом, новая программа образования нацелена на формирование ключевых компетенций у учащихся. Начальная школа является первой ступенью к этому.

Компетентностное образование предполагает использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами активизации образовательной деятельности учеников, но наиболее эффективными из них являются: интерактивные, игровые методы, проектная и исследовательская деятельность учащихся, системы интегративных связей между предметами.

На современных уроках в начальной школе применяются различные формы интерактивного обучения, в процессе которых ребенок принимает самостоятельные решения при наличии нескольких альтернатив, критически мыслит и вырабатывает собственные позиции. Обучаясь в интерактивном режиме, все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность.

Важное место среди интерактивных форм занимают игры, которые формируют компетентность готовности к социальному взаимодействию, способность соотносить свои устремления с устремлениями других людей. Продуктивное взаимодействие в группе позволяет использовать ресурсы других людей к решению задач, определённых полученной ролью деловой игры.

Использование дидактических игр на уроках позволяет формировать коммуникативную компетенцию: готовность получать в диалоге коммуникативную информацию, предоставлять и цивилизованно  отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению товарища.

Не менее важное место среди интерактивных форм занимает метод проектов, в основе которого лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новых условиях; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности; находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. Эти компоненты опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования проектной деятельности на уроках, на сегодняшний день имеют особую актуальность и практическую значимость.

Привлекательность метода проектов обусловлена еще и его направленностью на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Ценность проектного обучения состоит в том, что процесс творчества не столько учит, сколько помогает учащимся понимать, почувствовать значимость своего труда, становится целеустремленной личностью, видеть результаты своего труда, гордиться ими.

В Концепции образования определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Из вышесказанного следует, что основной задачей начальной школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

В качестве примера приведу фрагмент занятия по теме «Правила группового взаимодействия».

Занятие по групповому взаимодействию начинается с выполнения упражнения «Линейка»: сначала учащиеся индивидуально перечисляют всевозможные способы применения обычной линейки. Затем они объединяются в пары и отвечают на тот же вопрос совместно. Количество совместных вариантов, как правило, больше. Результат работы обсуждается всей группой и делается вывод о продуктивности и эффективности групповой работы. Это упражнение дает возможность учителю подвести учащихся к мысли о необходимости сотрудничать с другими для выполнения общих заданий.

После обсуждения предлагается выработать правила работы в группе и требования к взаимоотношениям между членами группы. В качестве подсказок учащимся можно предложить закончить предложения:

  1. Во время работы в группе каждый должен …

  2. Во время работы в группе каждый имеет право …

  3. Во время работы в группе нельзя …

  4. Во время работы в группе никто не должен …

Вот какие правила выработали учащиеся на этом занятии:

Во время работы в группе каждый должен:

Высказывать свое мнение.

Сделать вклад в общее дело.

Считаться с мнением других людей.

Во время работы в группе каждый имеет право:

Высказывать свою точку зрения.

Не соглашаться с чужим мнением.

На ошибку.

Во время работы в группе никто не должен:

Проявлять неуважение к другому человеку.

Смеяться над идеями других.

Унижать другого человека.

Перебивать, допускать грубость.


2