Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством психогимнастики
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, одним из основных требований к личностным результатам освоения образовательной программы является формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и деятельности других видов.
От успешности вхождения ребенка в коллектив сверстников зависит сама возможность его дальнейшей успешной социализации и индивидуализации, гармоничность их личностного и психического развития. Именно продуктивное общение позволяет ребенку успешно включаться в общество, находить друзей, быть социально успешным, независимо от успехов в учебной деятельности (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Асмолов, М.И. Лисина, А.В. Петровский и др.).
Особенно актуальным это становится для детей с патологией речевого развития.
В целом, коммуникативная деятельность старших дошкольников с ОНР отличается как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям от деятельности нормально развивающихся сверстников. Недостатки речевого развития, несформированность языковой базы (сужение словарного запаса, аграмматизм, несформированность звуковой стороны речи) у детей с общим недоразвитие речи может служить причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее трудных случаях даже отказу от него.
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:
- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);
- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины).
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего его развития.
К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:
– наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;
– характерно меточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактно – обобщенным значением;
– словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
– трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
– недостаточная дифференциация звуков на слух;
– низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
– нарушение фонематического восприятия;
– снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации незаинтересованность в контактах и т. д.
Наблюдение за процессом общения детей со взрослыми во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т. д.
Помочь ребенку преодолеть это, сформировать у него желание общаться – задача не только узких специалистов ДОУ, но и воспитателей и родителей.
Основная цель, которую воспитатель ставит перед собой: формирование коммуникативной компетентности через психогимнастику.
Поэтому задачи работы по формированию коммуникативной компетентности, которые ставит перед собой воспитатель:
1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе;
2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера;
3. Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты;
4. Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями: потребностью во впечатлениях, потребностью в активной деятельности, потребностью в признании и поддержке.
Для развития коммуникативной компетентности детей с ОНР можно использовать следующие приемы: элементы психогимнастики на различных занятиях; специальные игры и упражнения, которые направлены на развитие распознавания и выражения своих эмоций с помощью мимики (радость, страх, грусть, стыд, злость…), пуговичный массаж в сочетании с пантомимикой для передачи эмоционального состояния (радость, гнев, стыд, удивление…), физическое состояние (жарко, холодно, тяжело…), чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков, игры-драматизации, театрализованные игры. Чтобы применить данные приемы необходимо организовать разнообразные игровые занятия с ситуациями, обеспечивающими освоение ребенком положительного социального опыта, положительного самоощущения, эмоционального благополучия.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В этом психогимнастика сближаются с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей.
Основная цель – преодоления барьеров в общения, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Упражнения по психогимнастике направлены на развитие различных сторон психики под развитием психики мы, прежде всего, понимаем развитие произвольной психической регуляции в двигательной, эмоциональной и поведенческой сфере.
Занятия следует проводить в послеобеденное время, потому что в это время суток дети более свободны , у них нет основных занятий, дети погружены в игру, в результате чего более свободны и раскрепощены, и как раз в это время детей легко привлечь к занятиям.
Таким образом, занятия и упражнения по психогимнастике помогут детям с ОНР выражать дружеские качества, передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, а также они развивают умение видеть положительные черты своих товарищей, понять чувства и желания сверстников, описывать их и передавать свои эмоции в различных движениях. Учиться преодолевать негативные чувства, управлять своим поведением, выбирать адекватные формы общения друг с другом, использовать разные формы приветствия.
Список используемой литературы:
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М.: Просвещение, 2016.
Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова. – М.: МОСУ, 2017.
Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Мир, 2018.
Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2018.
Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 2016