«Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка
в соответствии с ФГОС»
«Великий ум проявит свою силу не только в
умении мыслить, но и в умении говорить»
Ралф Эмерсон
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
• научиться познавать;
• научиться делать;
• научиться жить вместе;
• научиться жить
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны выпускники не просто «знающие», а «умеющие», готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Прежде всего, нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.
Развитие ключевых компетенций учащихся базируется на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой в широком смысле умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, а в узком смысле УУД – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений.
УУД делятся на личностные, предметные и метапредметные. Ключевые образовательные компетенции и есть результат формирования метапредметных УУД, т.е. тех, которые относятся к общему содержанию образования, применимы на любом уроке. Впервые на государственном уровне современные ключевые компетенции предложено использовать для оценки качества образования, поэтому подробнее остановлюсь на их классификации.
Академик А.В. Хуторской предложил такую классификацию ключевых компетенций:
• Ценностно-смысловые
• Общекультурные
• Учебно-познавательные
• Информационные
• Коммуникативные
• Социально-трудовые
• Личностное самосовершенствование.
Иными словами, современные ученики должны научиться:
• Ставить цель, планировать
• Изучать
• Искать информацию
• Думать, анализировать
• Сотрудничать
• Нести ответственность
• Организовывать работу
• Адаптироваться
• Осуществлять самоанализ.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
1. речевой компетенции
• совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
2. языковой компетенции
• систематизации ранее изученного материала;
• овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
• развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
3. компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
4. учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Моё педагогическое кредо «Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей».
В процессе преподавания иностранного языка в сельской школе возникли проблемы: отсутствие естественной языковой среды; нежелание большинства учащихся владения языком, как средством общения. Мне хотелось заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию. Цель моей работы состояла в поиске современных педагогических технологий и отборе игр, игровых упражнений, создании презентационного материала сопровождающего уроки для организации эффективного процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Ведущая идея: использование игры на уроках английского языка, способствующее целенаправленному формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся, и способное ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Я определила для себя следующие задачи:
• создать на уроках условия для саморазвития школьника.
• научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве,
• использовать приобретённые коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
• развить проектные и навыки учащихся через творческие задания.
• создать условия для успешной самореализации учеников.
В своей работе я использую монологические формы речевой деятельности:
• выступать с готовой заранее речью;
• спрашивать и задавать вопросы;
• пересказывать;
• отвечать на вопросы.
Диалогические формы речевой деятельности:
• учебная беседа в парах;
• учебная беседа в группах;
• ролевая игра;
• дискуссия;
• блицтурнир;
• защита проекта.
Концепция развития школьной коммуникации имеет три этапа, поэтому на первом этапе я отрабатываю:
• умения отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
• умения задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
• умения комментировать вопросы или ответы;
• умения делать сообщения;
• умения рассказывать логично и последовательно.
Развитие школьной коммуникации на втором этапе заключается в
• простоте и чёткости речевого высказывания;
• умении высказать свою мысль образно, ярко и кратко;
• отработке умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
• умении использовать риторические вопросы;
• умении вступать в контакт с партнёром и собеседником;
На третьем этапе отрабатываю:
• умение вести беседу в паре, в группе;
• умение поддерживать беседу;
• умение вести конструктивный диалог;
• умение построить дискуссию;
• умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения в устной форме, а это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему ...», а также вести диалог. Дети сами определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя игровые приемы. Используемые игры я условно разделяю на несколько групп: игры коммуникативной направленности; игры со словами; игры и игровые упражнения, при объяснении и закреплении грамматического материала, сюжетно-ролевые игры.
Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Решить все эти дидактические задачи мне позволяет метод проектов.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный.
В целом метод проектов позволяет учащимся:
• показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями;
• проявить владение нормой речевого поведения во всех видах речевой деятельности;
• подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;
• глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка.
Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер. В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям:
• использование готовых компьютерных обучающих программ;
• создание собственных компьютерных презентаций;
Использование готовых компьютерных обучающих программ, является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным аспектам, включенным к обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную часть, программы использую в качестве дополнительной работы на уроке.
Результаты позволяют сделать следующие выводы:
• за год увеличилось количество детей, которые умеют строить монологическое и диалогическое единство в нужном объеме со строгим соблюдением грамматики (на оценку «хорошо» и «отлично»);
• количество детей допускающих одну-две грамматических ошибки осталось практически без изменения («хорошо») – разница 5%; на 2% уменьшилось количество учащихся допускающих более двух грамматических ошибок с ограниченным лексическим запасом.
Существует огромное количество технологий, способствующих формированию компетентности учеников, но не следует пренебрегать следующими советами:
• Учите детей так, чтобы они понимали, что знание является для них жизненной необходимостью.
• Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. В любом деле, главное желание.
• Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.