Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта):
«Компетентностный подход в системе работы педагога дополнительного образования по шахматам в рамках реализации ФГОС»
Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой)
Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру; максимальное использование потенциальных возможностей этого вида спорта для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:
массовое приобщение детей младшего школьного возраста к игре в шахматы;
постижение основ шахматной игры; изучение приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников;
формирование у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в шахматном спорте;
определение и использование оптимального комплекса педагогических приемов и методов, позволяющих наиболее эффективно формировать ключевые компетенции у участников образовательного процесса;
создание условий, необходимых для наиболее полной реализации деятельностного подхода в преподавании шахмат; обеспечение постоянной соревновательной практики – обязательное участие в шахматных турнирах различного уровня;
создание условий для установления доверительных отношений между педагогом и обучающимися;
постоянное повышение уровня своего педагогического мастерства.
1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса
1.1.Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
(Представить обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации.)
XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока информации — обозначил дефицит людей с активной жизненной позицией, людей, способных мыслить системно, нешаблонно, умеющих находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. Современное образование должно помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, готовность к самообразованию в течение всей жизни. И с точки зрения формирования ключевых компетенций нет предмета более эффективного, чем шахматы.
Сущность шахматной игры выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Активное освоение игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Шахматы участвуют в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
В списке ключевых компетенций важнейшую роль, безусловно, играют коммуникативные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт. Между тем все последние исследования говорят о низком уровне коммуникативной компетентности детей: растет число детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, частыми становятся преследования и унижение сверстников в школе и детском саду, растет число ребят с суицидальным настроением и чувством одиночества. И с этой точки зрения шахматы играют важнейшую роль: они воспитывают умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик школьника.
Мой педагогический стаж составляет … лет. В ДДТ «Центральный» в должности педагога дополнительного образования – преподавателя шахмат – работаю с . Веду 7 групп. Среди них есть ребята- дошкольники, есть группы школьников – 1, 2 и 3 года обучения.
Мой продолжительный педагогический опыт позволяет на практике убедиться в неоценимом вкладе шахмат в развитие личности ребенка.
Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:
Результативность деятельности преподавателя всегда зависит от качества используемых им образовательных программ. В течение всей педагогической деятельности я работаю над улучшением качества методического обеспечения своей работы.
В ДДТ «Центральный» я работаю по дополнительной общеобразовательной программе физкультурно-спортивной направленности «???» для детей школьного возраста. Срок реализации её – ??? года. (Приложение 1)
Программа разработана мною и реализуется в соответствии и с учетом основных положений и требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».
Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики:
1. принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон теоретического и тренировочного процесса;
2. принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
3. принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.
Для каждой группы составляется свой базовый учебный план, в котором в обязательном порядке учитывается уровень подготовки обучающихся. Работа по этому плану в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей.
Качество работы педагога во многом зависит от её ресурсного обеспечения.
Материально – техническая база ДДТ «Центральный» позволяет мне иметь специализированный кабинет, который оснащен всем необходимым для учебно-тренировочного процесса. Есть удобная мебель для школьников, технические средства (компьютер, принтер и ксерокс), демонстрационная доска с фигурами. Все обучающиеся обеспечены шахматами (50 комплектов), электронными шахматными часами. В кабинете имеется комплект фотографий всех чемпионов мира, есть богатая библиотека методической литературы: учебники, энциклопедии, электронные пособия. Собрана замечательная фильмотека: дети с большим удовольствием смотрят учебные мультфильмы. Все годы скрупулезно систематизирую диагностический материал по каждому разделу шахмат; создан банк заданий (карточки-консультанты, раздаточный материал - карточки с задачами разной степени сложности, несколько сотен позиций с комбинациями). Работа по карточкам позволяет успешно работать с детьми как в разновозрастных, так и разноразрядных группах, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Широкое распространение в образовании шахматы получили только в последние два года. Методического материала всегда было недостаточно. В связи с этим все годы работы приходилось постоянно пополнять свой методический багаж – сохранять свои разработки и тренерские наработки своих коллег. Есть коллекция авторских разработок – кроссвордов, филвордов и других занимательных дидактических игр.
В последние годы значительно улучшилось качество информационного обеспечения нашей работы: организован доступ к ресурсам сети Интернет. Значит, появилась возможность анализировать партии известных шахматистов, проводить видеоуроки, играть онлайн-партии и т.д. Систематически использую методику по набору учебного шахматного материала с помощью программы «Chess Base». Эта методика позволяет более тщательно подготовиться к занятиям, распечатывать специальные позиции для каждого воспитанника. После сыгранной турнирной партии с помощью этой программы мы с воспитанниками анализируем партии с подключенными анализирующими движками «Гудини» и «Стокфиш». Индивидуальный подход к каждому воспитаннику эффективно отражается на их спортивных результатах.
Для проведения соревнований приходится постоянно следить за изменениями в «Правилах шахмат» и совершенствовать навыки в компьютерной жеребьевке «SWISSMASTER».
1.3 Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса*:
Как было сказано ранее, являюсь автором программы «» (Приложение 1)
Кроме того, для каждой группы составляется своя рабочая программа, в которой в обязательном порядке учитываются индивидуальные особенности ребят, эти группы составляющие. В основе программы для группы начальной подготовки всегда использую программы И.Г. Сухина и Владимира Барского, рекомендованные Управлением общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В них предусматривается широкое использование занимательного материала, обязательное включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Работа по этим программам в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей. Программа каждого года обучения состоит из нескольких разделов. Основной темой первого года обучения является тема «Ходы и взятие фигур», 2-го года обучения – «Шахматная комбинация», 3-го года обучения – «Основы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля», 4-го года обучения – «Углубленное изучение дебюта, эндшпиля и комбинаций». Важное место уделяется соревновательной практике. Это содействует высокой мотивации обучающихся. (Приложение 2)
В своей работе, как правило, использую накопленный богатый опыт. Уже много лет разрабатываю свои методические материалы. В частности, для повышения познавательной активности школьников составляю многочисленные кроссворды и филворды и прочие занимательные материалы.
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):
Особое внимание в своей работе уделяю формированию ключевых компетенций обучающихся – основному условию развития их личности.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой самостоятельную познавательную деятельность ученика, в которую включены умения целеполагания, планирования, анализа, приемы действия в нестандартной ситуации, умение видеть и решать проблемы. Шахматы развивают все эти умения. Любое наше занятие развивает логическое мышление, вырабатывает умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, приучает оценивать правильность выполнения задачи. Используются новые методы работы с учащимися:
изучение стратегии шахмат;
изучение сложных окончаний;
конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
изучение правил судейства соревнований.
Для современного человека одним из важнейших представляется умение работать с информацией. Что включает в себя информационная компетенция? Такие навыки деятельности, как поиск, анализ, сравнение и отбор необходимой информации, ее сохранение и передачу. Шахматисты, как правило, прекрасно справляются с подобными задачами. В наше время огромную помощь в этом оказывает компьютер. Ребята делают презентации о чемпионах мира по шахматам, о знаменитых турнирах и партиях. Кроме того, в наши дни появились новые методы подготовки шахматистов, связанные с применением компьютеров. Среди таких программ следует отметить СТАRT – обучающую программу по шахматной технике – и тренировочную программу М.И.Дворецкого. Основная цель последней – совершенствование алгоритма обдумывания хода, развитие навыков и умений, которые потом помогут в аналогичных ситуаций за доской.
Одной из самых важных мне кажется коммуникативная компетенция.
Шахматы – игра коллективная уже по условию. Она формирует:
умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других, а также уважать и учитывать позицию партнёра;
возможность осуществлять сотрудничество с тренером и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать условия деятельности в речи.
Особенно важную роль формирование этих качеств играет в судьбе детей с особыми возможностями. Создать условия для участия таких детей в турнирах, сделать их полноценными участниками тренировочного процесса – первостепенная задача для тренера.
Методическая разработка «Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по шахматам у обучающихся с ОВЗ». (Приложение 3)
Особо хочется остановиться на компетенции личностного самосовершенствования. Она связана с осознанной работой над собой и неотделима от понятий "самовоспитание", "самоопределение", "самореализация". И особую роль в создании ситуации успешности, без которой не может быть развития личности ученика, играют многочисленные шахматные турниры, в которых мы участвуем на протяжении всего года, включая лето.
При подготовке к соревнованиям по возможности стараюсь перейти к реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Методическая разработка «Формирование ключевых компетенций на занятиях по шахматам в учебно-тренировочных группах» (Приложение 4)
Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период :
Освоение современных педагогических технологий – необходимое условие успешной деятельности преподавателя. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии
Сегодняшнее образование невозможно представить без активного использования ИКТ-технологий. Электронные ресурсы я применяю в качестве иллюстрации учебного материала ( активно использую в своей урочной и внеурочной деятельности технические средства: проектор, компьютер, видеоуроки, мультимедийные презентации); дидактического материала (задачи, тесты), источника учебного материала (разработка задания для самостоятельной работы учащегося). При этом использую готовые Интернет-ресурсы и самостоятельно созданные ЭОР.
2. Технология развития критического мышления
В последнее время в педагогическом сообществе очень много говорят о технологии развития критического мышления. Актуальность ТРКМ определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, при создании проблемных ситуаций на занятии, тренировке. Причем решение нестандартых , проблемных ситуаций – это любая шахматная партия.
3. Проектные технологии
Мои ребята участвуют в многочисленных турнирах, которые, безусловно, являются практико-ориентированными проектами. Общий дух, чувство ответственности каждого члена за результаты команды в деле формирования личности чрезвычайно важны. Показателем этого являются многочисленные командные победы. (Приложения…)
4. Игровые технологии
Работу тренера по шахматам невозможно себе представить без использования игровых технологий. В процессе игры у детей развиваются основные интеллектуальные умения – анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все виды памяти, внимание, воображение, пространственная ориентация, в процессе игры дети учатся взаимодействовать, вырабатывать навыки общения, самоконтроля, взаимооценивания.
5. Здоровьесберегающие технологии
Шахматы – вид спорта особый. Учитывая эту особенность шахмат, в своей тренерской деятельности стараюсь учитывать следующие моменты:
учитывать длительность применения ИКТ;
внимательное относиться к осанке учащихся;
проводить обязательные оздоровительные моменты (физкультминутки, минутки релаксации, динамические паузы);
поддерживать благоприятный психологический климат.
На этап начальной подготовки зачисляются дети, имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Допуски к соревнованиям осуществляются на основе проведения медицинского контроля не реже одного раза в год, а для спортсменов групп спортивного совершенствования – не реже 2-х раз в год.
».