СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»»

3


Н. Н. Николаева

учитель немецкого языка высшей квалификационной категории МАОУ«СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»


Творческая работа

«Формирование коммуникативной

компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»

«Скажи мне - и я забуду, учи меня –

и я могу запомнить, вовлекай меня –

и я научусь.»

Бенджамин Франклин.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий. По требованиям ФГОС полученные знания не должны быть «мёртвым грузом», ребёнок должен свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, а затем уже применять их в жизни.1

Согласно стандартам второго поколения учащиеся должны:

уметь самостоятельно приобретать знания; уметь применять свои знания на практике для решения различных проблем; уметь работать с различными источниками информации, анализировать их синтезировать; уметь критически мыслить; уметь быть коммуникабельными, контактными; уметь адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Исходя из современных условий жизни, новые педагогические технологии предполагают: «Жизнь как постоянное учение» (уметь учиться); «Жизнь рядом с другими людьми» (уметь взаимодействовать); «Жить, чтобы самосовершенствоваться: в профессии, окружающей среде, в душе»

Процесс обучения немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами. За годы работы в школе у меня сложилась система, которая позволяет детям сравнительно быстро и хорошо усваивать языковой материал. Для обучения немецкому языку важно сформировать уважение к языку и культуре носителей языка, ознакомить со стилем и образом жизни зарубежных сверстников, развивать языковые способности и устойчивый интерес к изучению немецкого языка, обучить иноязычному общению в контексте диалога культур.

В современной школе происходит переход от «знаниевой» системы к развивающей парадигме. Одним из оснований обновления образования является компетентностный подход, формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, т.е. – это умение анализировать и решать проблемы, умение мыслить.

Согласно Е. С. Полат «под коммуникативной компетенцией» понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции происходит одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации.
В центре процесса обучения немецкому языку находится личность ученика, его интересы и потребности. Поэтому при выборе содержания обучения и форм организации учебного материала должны учитываться возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. Согласно требованиям ФГОС 2освоение содержания иноязычного образования в новых условиях опирается на следующие компоненты: включение в образовательный процесс продуктивных форм, способов изучения иностранного языка, здоровьесберегающих технологий, овладение ИЯ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе одаренных и талантливых детей; формирование целостного иноязычного образовательного пространства в единстве урочной и внеурочной деятельности; формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных компетенций в условиях личностно-смыслового, системно-деятельностного подходов обучения ИЯ; освоение новых технологий системно- деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов. 3

Коммуникативные умения представляют собой основу коммуникативной компетенции. Формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентации и формированием отношения к процессу овладения немецким языком как к творческой деятельности. Перед современным учителем стоит важнейшая задача – применение на уроках системно - деятельностного подхода, который включает в себя:

1) организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение, самоопределение);

2) освоение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Программа формирования УУД, согласно требованиям ФГОС включает в себя личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД:

Личностные: самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (на выполнение моральных норм, оценка своих поступков).

Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Планируя урок иностранного языка, учитель должен определить:

наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД;

учебные ситуации (задачи), способствующие формированию и диагностике УУД при изучении предметного содержания; критерии и показатели оценивания сформированности требуемых характеристик.

Согласно требованиям ФГОС я использую в своей работе следующие приёмы формирования действий целеполагания:

  • принятие цели урока с использованием игровой ситуации;

  • принятие цели урока путем моделирования учебного действия;

  • приём «исключения»;

  • принятие цели урока на основе работы с текстом учебника.

Далее я применяю приёмы удержания целей урока:

  • фиксация цели на доске с помощью различных знаков-символов;

  • обращение во время урока к поставленной цели с помощью вопросов;

  • разбивка цели на микроцели (на задачи, этапы её достижения, учебные шаги);

  • фиксирование результатов наблюдений и действий в таблице рабочего листа в виде записей.

Ну и, конечно же, в моей практике существуют приёмы педагогических техник: лист решения проблем; опорный конспект; листы самоконтроля (самооценки); дифференцированное домашнее задание; шесть шляп критического мышления; самоанализ; ассоциация; дискуссия; мозговой штурм; мини-исследование; опрос-итог (вопросы, побуждающие к рефлексии); обсуждение домашнего задания; метод ключевых слов; таблица аргументов; дискуссия; опрос по цепочке; доклад; пресс-конференция.

Подводя итоги урока, я использую технологию рефлексии:

  • Что я/мы узнали? Почему мне/нам это было важно?

  • Какие чувства у меня/нас возникали?

  • Насколько я/мы были креативными?

  • Что мне/нам не удалось? Что я/мы достигли?

  • Что буду(-ем) делать дальше?

Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 
Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Методы, которые я использую в реализации коммуникативной компетенции, условно делю на 2 группы:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа; все формы учебного диалога ; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры ; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов;  обсуждение, дискуссия, диспут; выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изложения; подготовка заметок и статей в СМИ;  телекоммуникационные тексты, сообщения;  участие в конкурсах сочинений.
Успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. Мои ученики подтверждают свои знания, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях. Например, моя ученица имеет Диплом финалиста конкурса « Саратов ищет суперзвезду, поющую по-немецки», две моих ученицы имеют «Международные сертификаты по немецкому языку для школьников», проведённого в рамках проекта Немецкого культурного центра им. Гёте для школ РФ, мои ученики являются призёрами праздника «День святого Мартина» в рамках регионального лингвострановедческого проекта «Традиции Германии» в Немецком центре г. Саратова, группа учащихся имеют грамоты за участие в Рождественских мероприятиях в немецком читальном зале СОНУБ.
Деятельностный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Мои ученики принимали участие и в научно-практической конференции, в конкурсах на перевод стихотворения, в Международном проекте «Символ созидательной мечты», в видеоконкурсе в рамках проекта «Реп полным ходом», в международном мероприятии «Встреча с немецким».

Итак, ФГОС нового поколения дает четкую структуру и содержательную основу иноязычного образования на младшей, средней и старшей ступени обучения в школе, в нем прописаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, отмечается важность осознанного принятия личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России, а также открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.4

Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. Обучать общению, общаясь – без этих условий нет урока. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ, что подтвердили мои выпускники, сдав ЕГЭ по немецкому языку с хорошими результатами.

Подводя итог, могу сказать, что применение личностно ориентированных технологий, а именно - обучению в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно -регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.

Список литературы:

1. Стандарты второго поколения «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»- Москва «Просвещение» 2010 г

2. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» - Москва «Просвещение» 2010 г

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.

4. ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000 - №1.

6. Гальскова Н.Д. « Современная методика обучения немецкому языку»

























1 (Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – Москва «Просвещение» 2011 г)

2 ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

3 Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» - Москва «Просвещение» 2010 г

4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг

Похожие файлы