Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития регионального образования Свердловской области»
Статья: Формирование коммуникативных навыков у учениц младшего школьного возраста средствами технологии педагогической фасилитации
Катаевой Ольги Юрьевны,
учителя начальных классов МОУ СОШ №7
г. Заречного Свердловской области
Руководитель стажировки
Мельник Н.Б., кандидат философских наук
Современная концепция образования [Государственный стандарт образования] предъявляет высокие требования к уровню компетентностной подготовки учащихся. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная.
В понятие коммуникативной компетенции включают следующие показатели:
- осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи.
- знание речеведческой теории, владение основными языковыми (опознавать, классифицировать) и речевыми (выбирать, актуализировать) умениями.
- способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
Умение вербального общения проявляется в коммуникативной культуре школьника, о сформированности которой свидетельствуют такие признаки умственной деятельности:
а) установка на анализ, предполагающий самооценку и интерпретацию своего коммуникативного поведения;
б) гибкое реагирование на различные коммуникативные ситуации;
в) умение инициировать и самостоятельно организовать коммуникативное взаимодействие.
Широкий спектр этих умений помогает формировать технология педагогической фасилитации. Одним из примеров такой технологии может служить программа «Образ и мысль», целью которой является создание условий для развития личности ребёнка в процессе самоформирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Одной из задач реализации данной программы является формирование коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки проявляются в умении выслушивать мнение собеседника, соотнося чужое мнение с системой их собственных взглядов, умении участвовать в дискуссии, аргументировании, формулировании своих мыслей, т.е.
в точности речевых высказываний;
в уважении собственного и чужого мнения (показатель: наличие диалоговых ситуаций не только между педагогом с учащимися, но и диалоговых ситуаций между учащимися).
На этапе констатирующей диагностики (по методике И. Н. Агафоновой) мы определили уровень успешности общения учениц 1 класса девочек средней общеобразовательной школы № 7 с углублённым изучением музыки и изобразительного искусства по следующим показателям:
степень эмоционального благополучия в общении;
характер отношения к себе;
характер отношения к одноклассникам
уровень успешности в общении;
социометрический статус в классе;
степень внешних проявлений дружелюбия;
степень проявления неуверенности;
степень проявления эгоцентризма;
степень проявления эгоизма;
и получили следующие результаты: низкий уровень успешности общения – 26% учениц, средний уровень – 63%; высокий уровень успешности общения – 11% учениц [Рисунок 1]:

Как мы видим, в основном ученицы класса девочек находятся на среднем уровне успешности общения. На уроках это проявлялось в том, что некоторые девочки не соглашались с мнением других, спорили, проявляли обиду, были нетерпимы к мнению, отличному от их собственного, некоторые упрямо настаивали на своём мнении, хотя не могли его аргументировать, подсмеивались над необычными высказываниями, обижались, если их не спросили, или кто-то уже сказал то же самое. Девочкам было сложно выражать собственные мысли, они не владели диалоговыми формулами общения. Ученицы не слышали вопроса педагога, продолжали отвечать на предыдущий вопрос, повторяли уже сказанное, очень сложно было выстраивать диалог на уроке, иногда даже приходилось делать замечания по некорректному поведению.
Анализ высказываний учениц на уроке позволил сделать вывод, что у девочек недостаточно сформированы коммуникативные качества. Мы обращали внимание на то, как говорят девочки, как реагируют на действия учителя и собеседниц, как они выслушивают высказывания друг друга, чем обусловлена та или иная экспрессивная форма поведения (тон, темп, мимика, жесты) [Р.С. Немов]. Например:
У: Настя затрудняется ответить, кто ей поможет. Где на картине видно, что эта штучка крутится, как это показано на картине?
Шум.
Р: что она в стороны…
Шум.
У: что в стороны движется?
Настя: ну так…кружится пропеллер
У: что Ксюша разглядела? (возгласы других девочек)
Шум.
Ксюша: на дереве плывёт человек.
У: Марина разглядела и девочки говорили, что человек на лодке плывёт, а Ксюша увидела, что на дереве. Что ты увидела такого в изображении плывущего предмета, что можно сказать, что это дерево, а не лодка?
Ксюша: просто, сломанное дерево (с упрямством).
У: просто сломанное дерево?
Алёна: нет, лодка.
У: Алёна спорит, нет, это лодка. Что мы видим такого, что вызывает сомнение: лодка это или дерево?
Р: Это лодка (несколько человек выкрикнули)
Р: Я вижу камень.
У: Подождите, хотелось бы разрешить спор, что вы видите такого, что можно с уверенностью сказать, что плывёт лодка или дерево?
Ксюша: просто, похоже на дерево.
И т.д.
Подсчёт количества высказываний, соответствующих нормам речевой формулы на констатирующем этапе диагностики составляет 2 – 3 высказывания.
Одним из показателей сформированности навыков коммуникативного общения является умение правильно формулировать свои мысли, строить высказывание так, чтобы тебя поняли, пользоваться письменной речью. Сложнее всего девочкам выстраивать монологовое письменное высказывание и отвечать полным ответом на вопросы. Монологовое высказывание ученицы строят по законам диалога: т.е. используют неполные предложения, назывные предложения, не используют прилагательные, не составляют сложноподчиненные предложения.
На констатирующем этапе диагностики процесса обучения по технологии фасилитации, мы составили творческую письменную работу [Приложение 1], которая может служить диагностическим инструментарием коммуникативного речевого и языкового развития, а так же умения работать самостоятельно, формулировать мысли, отвечать на вопросы логично и аргументированно.
Анализируя работы учениц [ Приложение 2] мы пришли к выводу, что у девочек недостаточно сформирована письменная речь, если рассматривать её с точки зрения коммуникации. Девочки при ответе на разные вопросы повторялись, давали односложные и однотипные неаргументированные ответы, отвечали неполными предложениями (если бы вопросы не были напечатаны, невозможно было бы понять, о чём речь), затруднялись в подборе коммуникативных речевых формул.
Например (Картина М. Лермонтова. Вид крестовой горы из ущелья близ Коби): «Что ты видишь? Я вижу лошадь и людей. Они нахлдятся вокруг гор и речки. Я ещё вижу дома и маленькие кустики. Что здесь происходит? Война, осень. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Война потому что потому что тут рыцари. Где это происходит? На войне. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Потому что тут война. Когда это происходит? До нашей эры. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Без ответа. Кто герой произведения? Без ответа. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Без ответа. Что же здесь происходит? Без ответа».
Контрольная диагностика 3 класса позволила увидеть, что девочки повысили свой уровень успешности общения. На низком уровне осталось 10% девочек, средний уровень успешности общения показали 69% девочек, высокий уровень успешности общения показали 21% учениц [Рисунок 2]:

Уже к 3 классу на уроках сложился полилог: девочки были как единое целое, стоило одной высказаться, как другие продолжали и аргументировали эту мысль. Они овладели не только диалоговыми формами общения, но и полилоговыми. Девочки перестали активно спорить, если заходил такой спор, то вёлся он на высоком уровне: высказывания были доказательными, без оскорблений и обид. Девочки стали поддерживать друг друга в мнении, не выражали агрессии, если их не спросили. А в последнее время, ученицы стали обсуждать ответы на вопрос в парах или даже в группах, не замечая учителя. Высказывания стали более точными, прекратились повторы, девочки стали допускать мнение, отличное от их собственного, и в конце урока стали приходить к общему мнению по спорным вопросам.
Анализ и подсчёт количества высказываний, соответствующих коммуникативным нормам, а это 5 – 6 высказываний, позволяет сделать вывод, что девочки повысили уровень общения. Например:
У: кто этот человек?
Пауза…Тишина.
Вероника: какой-нибудь работник.
У: что ты видишь в изображении такого, что можно сказать, что этот человек – работник?
Тишина.
Вероника: он по одежде похож.
У: что в одежде такого ты видишь?
Вероника: одет некрасиво, без пиджака, в рубашке…
У: т.е. одет некрасиво по твоему мнению, без пиджака, в рубашке…
Вероника: он почему-то ползёт
У: как ты поняла по картине, что он ползёт.
Тишина.
Вероника: у него вот… как бы согнулся, тело дальше…
У: Согнулся, тело, дальше…
Вероника: руки вот так
У: руки вытянуты, на опоре…Ещё предположения, кто этот человек?
Тишина.
Маша: (сначала неуверенно) он залезает, как бы видно он на верхушке, там предметы, как в цирке.
У: Маша предполагает, что это циркач, потому что сзади какие-то предметы, которые Маша отнесла к цирковым атрибутам. Что на картине такого, что у тебя сложилось ощущение, что он наверху?
Тишина.
Маша: видно внизу, что он не спускается, он не просто стоит, а руками опирается, чтобы залезть.
У: он не просто стоит, а руками опирается, чтобы залезть. Что вы можете ещё сказать об этом человеке? (Анжела тянет руку)
Анжела: человек как будто испугался, у него лицо такое…
У: Анжела, что ты увидела такого, что поняла – человек испугался.
Пауза. Тишина в классе.
Анжела: он смотрит, как будто испугался.
У: он смотрит, как испугался, а давайте посмотрим, что мы видим в лице такого, что можем сказать: лицо испуганное?
Пауза.
Р: глаза, куда-то смотрит.
И т.д.
Анализ творческих работ на контрольном этапе диагностики [Приложение 3] показал, что ученицы повысили свой уровень коммуникативной речевой компетенции. Девочки стали подбирать более точные характеристики, стали использовать сложноподчинённые конструкции, высказывания стали более логичными, но так же, нет полных предложений, поэтому, если бы не были напечатаны вопросы, читатель не смог бы понять высказывание, есть повторы.
Например (Картина М. Лермонтова. Вид крестовой горы из ущелья близ Коби): «Что ты видишь? Людей, горы, дома, деревья, кусты, холмы, лошадь. Что здесь происходит? Я вижу, что люди едут куда-то, возможно, в деревню, потому что, для замка это не так роскошно, наверно, стражник ведёт куда-то принца. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Человек, который ведёт, он одет как стражник, и идёт пешком, а другой едет на лошади и одет более роскошно. Они едут в деревню, потому что там нет королевских палат и никаких зданий. Где это происходит? Это происходит не в наше время, потому что у них одежда не современная. Они находятся на холме. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Их одежда несовременная. У нас никто не ездит на конях. Внизу видна земля, видно, что это на каком-то возвышении. Когда это происходит? Не в наше время. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? У них старая одежда, никаких небоскрёбов. Кто герой произведения? Человек, который на коне. Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль? Потому что он изображён более крупно и чётче. Что же здесь происходит? Здесь происходит отвождение принца к своему народу».
Проведение и анализ такой творческой работы позволил зафиксировать самостоятельную работу тех детей (5% от количества обучающихся, [Приложение 4]), которые молчат на уроках в течение трёх лет обучения по программе. Сравнительный анализ констатирующей и контрольной диагностики уровня успешности общения этих детей позволяет сделать вывод, что качество коммуникативных речевых умений у них так же повысилось, хотя наблюдаются серьёзные проблемы в коммуникативной деятельности на уроке.
Таким образом, несмотря на то, что большая часть учениц находится на среднем уровне успешности общения, мы видим, что многие девочки повысили свой уровень успешности общения по некоторым показателям. Заметен рост учениц в овладении диалоговыми формами общения, умении формулировать и доказывать своё мнение, инициировании и самостоятельной организации коммуникативного взаимодействия.
Приложение 1
Творческая работа по образу и мысли.
Число ___________. Фамилия ________________________.
1. Что ты видишь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что здесь происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где это происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда это происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто герой произведения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что же здесь происходит?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа по образу и мысли.
Число ___________. Фамилия ________________________.
1. Что ты видишь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что здесь происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как художнику удалось изобразить это на картине, чтобы зритель понял?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где это происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты видишь на картине такого, чтобы подтвердить свою мысль?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда это происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что в картине подтверждает твою мысль?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто герой произведения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что на картине помогает понять это?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что же здесь происходит?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 2
Творческие работы учениц 2 класса (констатирующая диагностика).
Приложение 3
Творческие работы учениц 3 класса (контрольная диагностика).
Приложение 4
Творческие работы ученицы, испытывающей затруднения в коммуникативной деятельности на уроке (констатирующий и контрольный этапы)