СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных умений у учащихся с ОПФР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных умений у у чащихся с ОПФР

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений у учащихся с ОПФР»









Формирование коммуникативных умений у учащихся с ОПФР





























Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы - педагоги знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Тем более, если речь идет о детях с проблемами в развитии. Такие дети в большей степени, чем их сверстники с нормой интеллекта, испытывают трудности в общении. В первую очередь это связано с низким развитием речи у этих детей, с недоразвитием их эмоционально-волевой сферы.

Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий.
Трудности в общении с окружающими людьми у детей с ОПФР связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.
Наша основная цель в работе – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР, социальной реабилитации и интеграции их в общество.

  Для этого мы ставим перед собой ряд задач:

1) создание адаптивно-образовательной среды;

2) формирование  у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя  с родителями;

3) формирование  у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;

4) формирование и развитие  речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;

5) формирование предпосылок  учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной  деятельности;

6) коррекция отклонений в психическом развитии;

7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.

 В ходе целенаправленной воспитательной  и коррекционно-развивающей работы  созданы  условия для формирования у детей, учителей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР.

 В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:

1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным  возможностям для всех детей, независимо от их  принадлежности к какой-либо другой группе);

2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к  детям с ОПФР;

3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;

4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

5) позитивная лексика в  межличностных отношениях.

А так же  минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:

1) насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование;

 Смысл  деятельности педагогов в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности  детей и родителей. Этому способствовали  ряд мероприятий, проводимых  совместно с учителями-дефектологами, психологом:

  • индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;

  • выступления на родительских собраниях;

  • консультации, подготовка памяток  для воспитателей, родителей детей с ОПФР;

  • организация общественно-полезной деятельности;

  • праздники и развлечения.

 Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют  и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.

Они направлены на:

  1. коррекцию затруднений в общении;

  2. повышение уверенности в себе;

  3. ослабление негативных эмоций;

  4. развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;

  5. обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;

  6. овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

В результате целенаправленного, систематического коррекционного воздействия исчезают коммуникативные трудности, происходит формирование необходимых умений и навыков у детей с проблемами в развитии. Это позволит им более успешно реализовать свой потенциал, социализироваться в обществе.