СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день российская система образования претерпевает модернизацию, направленную на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка


Введение

Актуальность. На сегодняшний день российская система образования претерпевает модернизацию, направленную на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

В соответствии с приоритетным Национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа», Концепцией модернизации российского образования, приход в школу новых технологий обучения, должен обеспечить эффективность образовательного процесса.

При этом главной стратегической целью развития образования является создание условий для успешной социализации подрастающего поколения, его интеграции в современном обществе. Это особенно актуально в обучении обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основная цель уроков иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для достижения цели в условиях коррекционной школы необходимо предоставить возможность практического овладения иностранным языком каждому из учащихся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому у обучающемуся проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

Анализ образовательной практики позволил сформулировать следующие противоречия:

между требованиями Стандарта второго поколения и ограниченными возможностями обучающихся коррекционной школы;

между необходимостью формирования коммуникативных компетенций и недостаточностью учебного материала, направленного на развитие речевых умений.

Таким образом, существующие противоречия в практике педагогической работы в школе обусловили проблему, которая сформулирована следующим образом: каким образом может быть обеспечено формирование коммуникативных УУД обучающихся в образовательном процессе?

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию коммуникативных УУД обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в структуре и содержании учебного процесса по английскому языку.

Цель: выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, включающих информационно-коммуникационные технологии и обеспечивающих формирование коммуникативных УУД учащихся.

В соответствии с поставленной целью определены и решались следующие задачи:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы и определить условия эффективного формирования коммуникативных УУД обучающихся.

2. Экспериментальным путём проверить комплекс педагогических условий, включающих применение ИКТ, реализация которых в рамках курса английского языка обеспечивает формирование и развитие коммуникативных УУД обучающихся.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что использование средств ИКТ будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД.

Ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели:

Кадровые ресурсы: необходимость повышения профессиональной компетентности в использовании средств ИКТ.

Материально-техническая база:

• компьютер;

• проектор;

• ЭОР (электронные приложения к учебникам, компьютерные программы, презентации и т.д.);

• выход в интернет.

Методические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, тематический план, банк контрольных работ и тестовых заданий.


Аналитическая часть

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный.

Проведена контрольная работа по выявлению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5-6-х классов. Анализ работ учащихся выявил, что наибольшие затруднения у учеников вызывают задания на аудирование, говорение и письмо.

Вывод: допущенные ошибки свидетельствуют о низком уровне сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Следовательно, нужно повысить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий средствами ИКТ, который нужно разработать и внедрить в работу учителей иностранных языков.

II. Стадия реализации.

Современные ИКТ предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио-и видеоресурсы.

С целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий средства ИКТ применялись следующим образом:

при обучении аудированию использование возможностей ИКТ для формирования фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь;

при обучении говорению с помощью ИКТ формируются фонетические навыки говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ (умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д.)

III. Заключительная стадия

Результатом работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение обучающихся в овладении коммуникативными УУД. Это проявилось:

– в развитии речевой компетенции. Так, обучающиеся 5-х классов умеют рассказывать о себе, семье и друге, составлять описание предмета или картинки в объеме до 10 фраз. Ученики 6-х классов владеют навыками написания личного письма объемом до 20 слов;

– в развитии социокультурной компетенции – приобщении обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, формировании умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения с использованием Интернет-технологий и созданием мультимедийных проектов;

– в развитии компенсаторной компетенции (умения выйти из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации);

– в развитии учебно-познавательной компетенции (умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде и использовать их в своей практической деятельности).


Заключение

В заключение необходимо отметить, что применение ИКТ на уроках английского языка помогает обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует развитию УУД, в том числе и коммуникативных, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Однако положительные результаты применения ИКТ для развития коммуникативных УУД возможно лишь при соблюдении трех «золотых правил», нарушение которых может свести к нулю все преимущества использования ИКТ:

1. «С толком». Это значит, что применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.

2. «В меру». Как мы понимаем, урок должен быть динамичным. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как обучающийся устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

3. «Не навреди». Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.





Список литературы:

1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – http://journal.kuzspa.ru/articles/45/

2. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 4. – С. 54-59.

4. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – http://festival.1september.ru/articles/503443/

5. Никитенко З. Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. - С.2-10.

6. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – http://festival.1september.ru/articles/213950/

7. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.