Формирование креативного мышления
у учащихся 8-9 классов
на уроках биологии
Подготовили: - Житниковская Ольга Александровна,
учитель биологии, химии и географии
МБОУ ОЦ №3 Майкопского района
Поляшенко Ирина Юрьевна,
учитель биологии и географии,
МБОУ ОЦ №3 Майкопского района
2022 г., Майкопский район
Темп сегодняшней жизни диктует качественный пересмотр методов и приемов обучения детей. Учитель давно перестал быть источником информации, он обучает искать способы её получения. Но в настоящее время в условиях формирования функциональной грамотности учащихся встает острая необходимость развития не только критического мышления, но и креативного подхода её восприятия.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н. Толстой
Современный мир наполнен огромным количеством информации. Ребёнок хочет, или нет, но воспринимает её. Креативное мышление помогает «не утонуть в этом море». Это тот самый спасательный круг, который позволяет не только воспринять информацию, но и выстраивать пути постановки целей, поиску нестандартных решений задач.
Креативное мышление позволяет подходить к выполнению заданий творчески, используя имеющиеся знания зачастую по разным предметам. Развитие воображения, образность и генерация новых идей – вот это и есть уход от шаблонного мышления, стереотипов решения заданий.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления. Он занимался изучением уровней и критериев оценки креативности.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Благодаря развитию высокого уровня креативности человек становится более успешным, достигает высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков человека в списке, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Мы можем утверждать, что творческое мышление является главным двигателем прогресса. Оно позволяет расширить взгляд на проблему, найти новые подходы к решению задач и стать первооткрывателем — предложить нечто более ценное тому, что есть сейчас.
Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.
Классическая методика развития креативного мышления
В психологии и методике преподавания биологии выделяют несколько методов развития и совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик», «Шесть шляп», «Кроссенс», «Корзина понятий», «Черный ящик и волшебная коробка» и многие другие. Можно отметить, что почти все они направлены на развитие критического мышления учащихся. Но в этом и заключается суть креативности. Давайте рассмотрим несколько из них. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.
Метод «Мечтатель, реалист и критик» Автором разработки данного метода является американский художник-мультипликатор Уолт Дисней.
Предлагается ролевая игра, при которой нужно решить конкретную проблему, рассмотрев её с трех разных позиций — мечтателя, реалиста и критика. В первом случае вы входите в образ энтузиаста-воображалы и предлагаете самые несуразные идеи. Во втором — становитесь прагматиком, составляете четко последовательный план действий по решению проблемы и обдумываете его несколько раз. В третьем — рассуждаете как привереда, вычисляете критические моменты и находите ошибки в предложенном. Роли можно распределять между несколькими людьми или примерять каждую из них на себя.
Метод «Шесть шляп» Автор разработки - британский психолог Эдвард де Боно.
Для решения определенной задачи необходимо поочередно «надеть» 6 шляп разного цвета. В белой — внимательно и беспристрастно проверить все факты, в черной — отыскать недостатки, в желтой — проанализировать преимущества, в зеленой — прикинуть еще несколько идей, в красной — эмоционально отреагировать, а в синей — подытожить проделанную работу.
Эдвард де Боно советует избегать клише, чаще сомневаться, обобщать альтернативы и быть смелее в идеях.
Метод «Мозгового штурма»
Данный метод был изобретен Алексом Осборном — одним из основателей крупной сети рекламных агентств BBD&O. О том, как использовать творческий подход в решении задач, он рассказал в своей книге «How to “Think Up”», написанной в 1942 году.
При проведении Мозгового штурма создается банк идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Преимущества данного метода в том, что принимается коллективное решение проблемы. У каждого участника есть возможность высказать свое мнение и принять чужое, найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое, используя имеющиеся ресурсы.
Прием «Чёрный ящик» или «Волшебная коробка»
Данный прием активизирует внимание всех учащихся. Его можно использовать на стадии вызова во время проведения урока.
В коробке может быть что угодно: от каких-то макетов, моделей, продуктов (например, при изучении витаминов), до элементов одежды (во время проведения занятий по временам года).
Прием «Случайное слово»
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
Чем больше слов получится связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Метод «Выход за рамки»
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений. Учащимся предлагается решить задачу на тех условиях, когда всё, что им нужно для решения имеется. Нет никаких лимитов.
-
Сформулируйте проблему.
-
Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
-
Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Прием «Кроссенс»
Остановиться немного подробнее хотелось бы на таком приеме, как кроссенс.
Кроссенс – сравнительно новый метод, который можно отнести как технологии критического мышления, так и к технологии развивающегося и креативного обучения. Его можно использовать на любом этапе и уроке биологии.
Само слово «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Всего картинок в кроссенсе девять. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: слева направо (как правило чтения в русском языке) и сверху вниз, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Например: Задание, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений:
Пример данного кроссенса показывает, насколько легко и быстро можно закрепить материал по теме «Природные сообщества» или «Цепи питания». Несмотря на одинаковый раздаточный материал, ответы учащихся будут отличаться и началом рассказа, и содержанием. В этом заключается основной смысл использования кроссенса – развитие креативного мышления, способности мыслить неординарно и нестандартно.
Хотелось бы отметить, что данный метод позволяет ребенку легко справиться с заданиями ЕГЭ и ОГЭ, по биологии, где необходимо составить свободный ответ.
Этот метод имеет свой качественный рост. Сначала картинки, т.е. сам кроссенс готовит учитель. Но можно предлагать его создание и ученикам. При таком подходе на «выходе» получаем настолько разнообразный «продукт», что не остается сомнений в важности использования этого метода при развитии креативного мышления.
Заключение
Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Задача обучения – научить обучающихся при столкновении с новыми задачами или неожиданными трудностями, воспринимать их как не как проблемы, а как вызов творческим способностям.
Список литературы и источников
-
Л.А. Гурик, Педагогические технологии в теории и практике. Ростов – на – Дону. Феникс. 2009.
-
И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. Критическое мышление. Технология развития. Пособие для учителя. – СП Альянс «Дельта» -2003.
-
Л.А. Цветкова Активизация познавательной деятельности на уроках биологии (текст)/ Л.И. Цветкова// Молодой ученый. – 2011.- №5. Т.2
Интернет-источники
-
https://infourok.ru/metod-krossens-kak-priyom-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-biologii-4162938.html
-
https://media.foxford.ru/creativity-lifehacks/
-