ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ РЕФЛЕКСИВНЫХ СИТУАЦИЙ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на фоне высокой личностной значимости сферы семейных отношений у лиц с интеллектуальной недостаточностью отмечаются
нарушения процесса социализации в плане освоения роли семьянина, недостаточная подготовленность в вопросах семьи и брака.
При сегодняшнем потоке информации по этим вопросам подростка невозможно удержать в неведении. Однако не вся информация является достоверной и носит научный характер. И как следствие этого в обществе всё острее заявляют о себе такие проблемы, как добрачная беременность, растущее число абортов, увеличение венерических заболеваний среди несовершеннолетних, увеличение количества разводов и количества детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Известно, что дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру. Причины затруднений связаны не только с особенностями интеллектуального развития. Участие их семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях учащихся зачастую нет нормальных семейных отношений, да и домашнее хозяйство ведётся столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении подростков с особенностями психофизического развития.
Т. JI. Лещинская, JI. В. Таболина в статье «Применение интерактивно-рефлексивных ситуаций во вспомогательной школе» отмечают, что в основу интерактивного обучения «положена идея развития в совместной деятельности, которая позволяет социализировать учащихся, формировать у них образцы поведения» [6, с. 10]. В системе нашей работы в разделе «Семья» на уроках социально-бытовой ориентировки центральное место занимают интерактивные рефлексивные ситуации на разных этапах урока, а также целенаправленное просвещение родителей с применением интерактивных ситуаций.
Используя в работе интерактивные рефлексивные ситуации, мы обеспечиваем взаимопонимание, взаимодействие и взаимообогащение, решаем выделенную в методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьёй» (от 21.06.2011) актуальную задачу: «...обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка».
Особенности построения уроков социально-бытовой ориентировки с использованием интерактивных рефлексивных ситуаций
Применение интерактивных рефлексивных ситуаций выдвигает определённые требования к структуре урока.
Как правило, интерактивное упражнение — центральная часть урока. Использование интерактивных рефлексивных ситуаций — это средство создания такой атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, даёт возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.
Для эффективного использования интерактивных упражнений и для того, чтобы охватить необходимый объём материала, следует грамотно планировать и структурировать свою деятельность:
давать задание учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
использовать для урока такие интерактивные задания, которые дали бы ученикам ключ к усвоению;
проводить спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения.
В связи с этим выделим этапы урока, на которых можно эффективно использовать интерактивные рефлексивные ситуации:
Мотивация.
Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.
Актуализация знаний, получение необходимой информации.
Усвоение (осознание смысла), интерактивное рефлексивное задание.
Рефлексия, подведение итогов.
Первый этап урока — мотивация
Задачи:
сфокусировать внимание учеников на проблеме;
вызвать интерес к теме урока;
настроить учащихся на эффективный процесс познания;
вызвать личную заинтересованность;
психологически подготовить учеников к восприятию темы урока;
чётко связать с темой урока;
настроить на решение определённых проблем.
Материал, используемый на данном этапе урока, становится мостиком для представления темы урока. Для этого применяются приёмы, создаются проблемные ситуации, вызывающие у подростков удивление, интерес к процессу получения знаний. Это может быть несложная мультимедийная презентация, упражнение «Найди лишнее»: девиз урока записывается в виде пословицы, крылатого выражения, высказывания со вставленными лишними словами, необходимо удалить лишние слова и прочитать девиз. Например: «Без труадинда не вытадващишь и рытрибку из прчетыреуда». Упражнение «Раздели слова»: все слова темы урока или девиза написаны слитно, например «Экономиявдомашнемхозяйстве». На это уходит 5 % времени урока, или 2,5 минуты урока.
Второй этап урока — сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.
Задачи:
обеспечить понимание обучающимися содержания их деятельности: чего они должны достичь на уроке;
осветить результаты деятельности обучающихся на уроке: «После этого урока вы сможете...»
чётко отразить объём и уровень усвоения понятий обучающимися, обеспечиваемый на уроке, объём и уровень умений, которые будут сформированы к концу урока;
развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся, которая обеспечивает формирование убеждений, характера, влияние на поведение;
привлекать к определению ожидаемых результатов всех учащихся.
Для того чтобы начать с учащимися совместное движение к результатам обучения, необходимо:
определить (назвать, прочитать) тему урока;
если в названии темы есть проблемные вопросы или новые слова, обратить на это внимание обучающихся;
озвучить ожидаемые результаты по записям на доске, сделанным заранее;
напомнить учащимся, что к концу урока будем определять и оценивать достигнутые результаты.
На данном этапе урока используется упражнение «Дешифровщик» (расшифровать и озвучить тему урока).
Этот этап урока занимает не более 5 % времени, или 2—3 минуты.
Третий этап урока — актуализация знаний, получение необходимой информации.
Задачи:
дать учащимся достаточно информации для выполнения практических заданий за минимально короткий срок;
привлечь и сосредоточить учащихся на процессе познания;
дать возможность учащимся, овладевая новым материалом, ощутить свои силы и уверенность: «Я сегодня понял(а), как можно...», «Я уже знаю способы...», «Я представляю, как спланировать...» и т. д.
Актуализация — это этап урока, когда учащимся предлагается подумать над тем, что они уже знают из темы, поставить вопросы и установить цель предстоящей работы, а также получить информацию для выполнения практических заданий.
С этой целью используются мини-лекция; чтение раздаточного материала; выполнение домашнего задания (например, узнать доходы взрослых членов семьи или выписать из квитанции коммунальные платежи и др.); овладение информацией с помощью мультимедийной презентации (короткого видеофильма, аудиозаписи).
Эта часть урока занимает не более 10— 15 % времени, или 6—7 минут. Эффективны на данном этапе урока интерактивные упражнения: «Интервью в три шага», «Углы».
Четвёртый этап урока — усвоение (осознание смысла), интерактивное рефлексивное задание.
Задачи:
обучающиеся должны овладеть информацией и осознавать её значение в результате своей практической деятельности;
поддержание заинтересованности учащихся, полученной на этапе актуализации.
Осознание — этап урока, на протяжении которого учащиеся осуществляют активную поисковую деятельность, совершенствуют свои понятия, умения, принимают активное участие в работе группы в интерактивных рефлексивных ситуациях, соединяют новоес уже знакомым и таким образом расширяют полученные представления.
Это центральная часть урока. Её целью является усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть должна занимать 50—60 %, или 30 минут, времени урока.
Последовательность проведения интерактивных форм на данном этапе можно представить следующим образом:
разминка (эмоциональная, коммуникативная);
объединение в группу;
организация учебной деятельности учащихся в группе;
подведение итогов;
презентация групповых решений;
рефлексия.
В совместной деятельности нет «актёров» и «зрителей», все — участники. Все высказываются и всех слушают.
Проведение рефлексии после отдельных упражнений, фрагментов урока сопровождается вопросами:
С какой целью мы выполняли это упражнение?
Какие мысли оно у вас вызывало?
Какие чувства?
Чему вы лично научились?
Чему бы вы хотели научиться в дальнейшем?
Пятый этап урока — рефлексия, подведение итогов.
Задачи:
объяснить содержание обработанного материала;
сравнить реальные результаты с ожидаемыми;
проанализировать, сделать выводы;
установить связь между известным и тем, что нужно усвоить, чему научиться в будущем;
составить план дальнейших действий.
Рефлексия — это этап урока, когда делаются выводы, устанавливаются факты (что случилось?), анализируются причины (почему это случилось?) и планируется действие (что делать дальше? как поступить?).
Таким образом, интерактивные приёмы и методы создают условия для развития познавательных способностей учащихся, повышают их жизненную и социальную активность, развивают позитивную мотивацию к процессу учебной деятельности как основе воспитания будущего труженика и семьянина.
Формирование культуры семейных отношений с привлечением родителей
В идеале семья — это место, где человек может чувствовать себя абсолютно защищённым и любимым, несмотря ни на что. Особое значение это имеет для подростков с интеллектуальной недостаточностью. Именно для них семья является первым университетом социализации, активно воздействующим на формирование особенностей личности. Очень важно, чтобы в семье сложились благоприятные условия и доброжелательные отношения. Поэтому в систему социально-психологической помощи необходимо включать не только обучающихся, но и их родителей.
В своей практике мы используем несколько моделей помощи семье: диагностическую, социальную, психологическую. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.
В рамках сложившейся модели взаимодействия семьи и учреждения образования интерактивные рефлексивные ситуации включаются в такие формы работы, как:
диагностика и изучение семьи;
просветительская работа, обучение родителей
деятельность родительского актива;
включение родителей в воспитательный процесс;
подготовка учащихся к семейной жизни.
В работе с родителями решаются следующие задачи:
помощь в осмыслении сложившихся сложных семейных отношений;
помощь в осознании значимости полноценных нравственных отношений в жизни семьи, их роли в воспитании детей;
развитие интереса к приобретению знаний, необходимых в подготовке подростков
к вступлению в брак и созданию собственной семьи;
формирование умения применять полученные знания в практике семейной жизни;
выявление взаимосвязей семьи и общества (экономических, материальных).
Используя диагностический инструментарий, специалисты-педагоги получают возможность объективно оценить взаимоотношения родителей и обучающихся, запросы родителей по их психолого-педагогическому просвещению. Результаты диагностики определяютмероприятия в работе с родителями и их детьми-подростками. Для этого используются такие формы работы, как индивидуальные беседы, посещения на дому, тесты, анкеты, интерактивные рефлексивные ситуации для родителей.
Для психолого-педагогического просвещения родителей существует много различных форм: дни открытых дверей, педагогические лектории, родительские собрания, конференции, родительские чтения, индивидуальные консультации, родительские вечера, родительские ринги и др.
Формами интерактивной работы с родителями являются анализ трудных воспитательных ситуаций, родительские тренинги, деловые игры, обыгрывание разных жизненных ситуаций, связанных с воспитанием детей, участие в обсуждении, обыгрывание вместе со своими детьми интерактивных рефлексивных ситуаций. Учитель заранее подбирает из литературы или из жизни ряд ситуаций и просит родителей дать комментарии, высказать своё мнение, предложить свой выход из положения. Учим родителей разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, не задевая их достоинства; обучаем их ненавязчиво моделировать взаимоотношения, соотносить свои действия с другими, применять приёмы взаимопомощи.
В работе с родителями используются следующие упражнения: «Создаём “живую” картину семьи» (вокруг стола, на прогулке и т. п., по фразе-характеристике всех членов семьи), «Вспомним самый несчастливый случай (день) своей жизни», «В гостях у бабушки», «Кто-либо болен в семье» (ребёнок, мама, папа), «Трудовой день в семье», «Найди слова утешения». Обмен родительским опытом: «Как быть другом своим взрослеющим детям?», «Когда приходит первая любовь...», «Что вы думаете о будущем своих детей?», «Мой сын (дочь)- подросток курит...», «Ваш сын (дочь) отказались выполнить указание учителя. Какая ваша реакция?», «Ваша дочь стала скрытной и отдаляется от вас. Ваши варианты поведения», «Вы нашли книгу у дочери (сына) об интимных взаимоотношениях мужчины и женщины. Как вы поступите?» и др. В рассуждениях видим отношение родителей к изложенным событиям, высказывания и предложения о выходе из неприятных ситуаций, совместно находим решения той или иной проблемы.
Чтобы оказываемая психолого-педагогическая помощь была более результативной, составлены рекомендации для родителей: «Как поддержать ребёнка», «Слова для поддержки ребёнка», «Слова, вызывающие разочарование», «Поддержка посредством... ». Родители не только получают поддержку и квалифицированную помощь специалистов, но и, самое главное, находят в себе силы оказывать эффективное воздействие на воспитание, адаптацию своего подрастающего сына или дочери к будущей самостоятельной жизни, к созданию собственной семьи.
Таким образом, уроки социально-бытовой ориентировки с использованием интерактивных рефлексивных ситуаций при условии комплексной работы с родителями учащихся, обучающихся по программе первого отделения вспомогательной школы, позволяют решать одновременно несколько задач по оказанию психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуациях выбора правильного решения, помощи в построении жизненных планов и образа будущей благополучной семьи. Применение интерактивных форм обучения способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, приучая работать в команде и прислушиваться к мнению своих товарищей. Как показала практика, используя интерактивные рефлексивные ситуации в процессе урока, мы снимаем нервную нагрузку учащихся, что даёт возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на главные вопросы темы занятий.
Использование интерактивных рефлексивных ситуаций даёт для каждого конкретного обучающегося:
осознание включённости в общую работу;
развитие личностной рефлексии;
становление активной позиции в учебной и иной деятельности;
для группы учащихся:
развитие навыков общения и взаимодействия в группе;
формирование единства группы;
поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуаций;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
для всего класса:
повышение познавательной активности класса;
развитие умений анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Таким образом, использование интерактивных рефлексивных ситуаций на уроках социально-бытовой ориентировки, несомненно но, интересное, творческое, перспективное направление в работе со старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью.
Список использованных источников
Абдулов, Н. С. Азбука семейной жизни: беседы о любви, браке, семье / Н. С. Абд; [и др.]. — Ростов на/Д : Феникс, 1983. — 64 с.
Бондаревич, Л. А. Социально-бытовая адаптация учащихся с особенностями психофизического развития / JI. А. Бондаревич, С. Ф. Левяш. — Минск :Пачатковая школа, 2007. — 8
Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. — М. : Просвещение: 1991. — 156 с.
Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск :Белорусскийверасень, 2005. — 196 с.
Ковалёв, С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: книга для учителей; С. В. Ковалёв. — М. : Просвещение, 1991. — 143 с.
Лещинская, Т. Л. Применение интерактивно-рефлексивных ситуаций во вспомогательной школе / Т. Л. Лещинская, Л. В. Таболина // Спецыяльнаяадукацыя. — 2011. — № 6 С. 9—16.
Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. — М. : Про щение, 1994. — 363 с.
Илащу к, Н. П. Методические указания к занятиям по СБО во вспомогательнойшко, Н. П. Илащук, Г. Н. Мерсиянова. — Киев, 1987. — 64 с.
Павлова, Н. П. Организация и методика проведения занятий по СБО / Н. П. Павлов Дефектология. — 1985. — № 4. — С. 40—45.
Павлова, Н. П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по СБО / Н. П. Павлова // Дефектология. — 1987. — № 2. — С. 26—33.