Учебно-методическое пособие
«Формирование культуры здоровья младших школьников»
(для занятий с детьми от 6 до 10 лет в течение 1 года)
в помощь учителю физической культуры
Костанай, 2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………. | 3 |
2. Тематический план………………………………………………………… | 6 |
3. Содержание программы…………………………………………………… | 8 |
4. Список литературы………………………………………………………… | 10 |
5. Список литературы для детей…………………………………………….. | 11 |
6. Приложение………………………………………………………………… | 12 |
1. Пояснительная записка
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Главным приоритетом государства всегда являлась охрана здоровья человека. Право на охрану здоровья человека гарантирует статья 29 Конституции Республики Казахстан. Обязательным условием формирования здорового человека, дальнейшего сохранения его здоровья, являются занятия физкультурой и спортом.
Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализованной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача - формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Мотивация школьников к здоровому образу жизни играет очень большую роль. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Культура здоровья - это сохранение и укрепление собственного здоровья через знания в области здоровьесбережения, реализация принципов здорового образа жизни, а также забота о здоровье окружающих людей.
Формирование культуры здоровья - это целенаправленный процесс содействия школьнику в осознании им ценности здоровья, формировании ответственного отношения к нему и во включении ребенка в этот процесс в соответствии с его индивидуальными возможностями при определенных условиях. Одним из существенных условий такого процесса является стимулирование активности учащихся в процессе формирования культуры здоровья. Реализация данного условия обеспечивается побуждением у учащихся внутренних противоречий, активизирующих их поведение и деятельность с позиций ценностей своего здоровья. Естественная активность ребенка должна быть направлена в социальное русло, благодаря такой ориентации его «самодеятельности» возможно формирование культуры здоровья.
Культура здоровья младших школьников - это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.
Проблема формирования культуры здоровья у младших школьников является актуальной педагогической проблемой на современном этапе. Данный вопрос рассматривается и в трудах классиков педагогики, и в работах современных ученых. В результате анализа психолого-педагогической литературы были проанализированы разные подходы к пониманию культуры здоровья и в результате в дипломной работе будет использовано следующее понятие: культура здоровья - индивидуальное и социальное качество человека, отражающее характер заинтересованности личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья, как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности.
Поэтому было разработано учебно-методическое пособие «Формирование культуры здоровья младших школьников».
Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни младших школьников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
Задачи:
познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;
воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;
формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.
Знания и умения:
младшие школьники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;
младшие школьники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;
младшие школьники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;
младшие школьники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
младшие школьники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;
младшие школьники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;
младшие школьники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;
младшие школьники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.
Учебно-методическое пособие включает в себя три блока:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.
Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у младших школьников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.
Учебно-методическое пособие «Формирование культуры здоровья младших школьников» предназначено для учителей физической культуры, реализуется в течение 1 года.
Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.
Программа формирования культуры здоровья предусматривает следующие формы работы:
беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес);
дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству);
дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать);
викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу младших школьников);
круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе);
элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать).
Методы работы: практический, наглядный, словесный.
Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:
отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
стремление заботиться о своем здоровье;
уровень нравственной воспитанности;
позитивное взаимодействие с окружающим миром.
2. Тематический план
Темы занятий | Всего часов | Кол-во часов | Сроки |
1. Блок «Основы здоровья и ЗОЖ» Занимательный час «Режим дня и здоровый организм» Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней» Беседа-игра «Гигиена тела человека» Беседа «Секреты здорового питания» Викторина «Уроки здоровья» Ролевая игра «Мы за ЗОЖ» 2. Блок «Сделай свой выбор» Круглый стол «Зачем тебе это надо?» Дискуссия о наркотиках «Каково твое мнение?» Беседа-диалог «Умей сказать нет» Конкурс рисунков «Курение-это» Игра «Мир без вредных привычек» Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века» 3. Блок «Мир каждой души» Дискуссия «Свобода и ответственность» Беседа «Мир против насилия и жестокости» Беседа «Доброта в нас и вокруг нас» Диспут «О дружбе и друзьях» | 6 6 4 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль Март Апрель Апрель Апрель |
3. Содержание программы
1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ».
Режим дня и здоровый организм.
Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.
Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».
Как защитить себя от болезней.
Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.
Гигиена тела человека.
Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить свое здоровье.
Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».
Секреты здорового питания.
Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.
Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду», игра «Угадай-ка».
Уроки здоровья.
Теоретическая часть. Формирование у ребенка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».
Мы за ЗОЖ.
Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.
Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость», «Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».
2 блок «Сделай свой выбор».
Зачем тебе это надо?
Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.
Каково твое мнение?
Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.
Умей сказать нет.
Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение - это…».
Мир без вредных привычек.
Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.
Наркомания - страшная болезнь 21 века.
Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,
Предпринимаемых правительством против наркотиков.
Суд над сигаретой.
Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.
3 Блок «Мир каждой души»
Свобода и ответственность.
Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.
Мир против насилия и жестокости над детьми.
Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.
Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».
Доброта в нас и вокруг нас.
Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.
О дружбе и друзьях.
Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.
Как проявить себя и свои возможности.
Теоретическая часть. Историческая справка учителя «Биография знаменитых спортсменов».
4. Список литературы
Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей. - 2006. - №8.
Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И. Негативное потребление среди детей и подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.
Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956.
Запороженко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.
Захарова Е.Н., Курова Н.С. Познавательные задачи. - М.,1990.
Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. - М., 1990.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Рожков М.И. Классному руководителю. - М.: Владос, 2001.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних // Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.
Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.
5. Список литературы для детей
Корыстылев Н.Б. От А до Я. - М.: Медицина, 1980.
Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.
Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.
Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2. Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.
6. Приложение
Анкета для детей
1. Твой возраст.
2. Пол.
3. Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции
б) в спортивной секции других учреждений
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья
г) просмотром передач на тему здоровья
д) употреблением витаминов
е) чтением энциклопедий для мальчиков и девочек
4. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) вообще никогда не участвую
б) очень нерегулярно
в) раз или два в неделю
г) три и более раз в неделю
5. На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей
б) без желания
в) лишь бы не ругали
6. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание
б) доверительные
в) уважительные
г) отсутствие взаимопонимания
7. Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу
в) занимаетесь спортом
г) делаете регулярно утреннюю зарядку
д) не имеете вредных привычек
8. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость
б) умственная работоспособность
в) ум, сообразительность
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство
д) объем знаний о здоровом образе жизни
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве
ж) внимание и наблюдательность
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)
и) умение организовать свой труд (организованность)
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи
л) чуткость и отзывчивость к людям
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
п) умение беречь время
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки