СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни и утверждение их в сознании и поведение воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

утверждение их в сознании и поведение воспитанников

 Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей  здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.        Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому  в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое  поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни и утверждение их в сознании и поведение воспитанников»

Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни и утверждение их в сознании и поведение воспитанников

 Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей  здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. 
      Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому  в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое  поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе.

В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения. Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни  являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека .  В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.  
И.Х.Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную  характеристику личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня  написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья школьников, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания.      Областью экспериментальной  работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни  школьников, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности.      Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.
       Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее  активно влияющих на их развитие.

   Принципы формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни:

-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения  их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей   деятельности;

-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

-принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);

- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;

      Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

    Воспитание  и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется  на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным  назначением  диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение  общения и взаимоотношений в значимых для его развития  системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.


     Современная социальная педагогика трактует социум как  совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.
В последние годы наблюдается  значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей  активного сотрудничества  школы и семьи. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных  стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей,  подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё это  отрицательно влияет на   формирование личности ребёнка, культуры здоровья,  выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное  сотрудничество семьи и школы.
Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что  семью необходимо педагогизировать с целью  повышения  её влияния  на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное  состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  через  социализации личности  подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности. 






Начало формы