Тимганова О.Ю.
учитель русского языка и литературы,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат» (ГБОУ НСО «КШИ») г. Куйбышев
Формирование лексического запаса на уроках развития речи слабослышащих учащихся
Аннотация. В соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта одним из ведущих приоритетов филологического образования является формирование лексического запаса слабослышащих обучающихся на уроках развития речи. Развитие речи может осуществляться в четырёх видах деятельности: слушание (для слабослышащих детей и детей с кохлеарной имплантацией (далее – КИ) – слухо-зрительное восприятие речи), говорение, чтение и письмо. Основой речевой деятельности во всех её видах является язык.
Ключевые слова: школа-интернат, слабослышащие дети, обучение языку, общение, развитие речи.
В соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта одним из ведущих приоритетов филологического образования является формирование лексического запаса слабослышащих обучающихся на уроках развития речи. Для того чтобы дети хорошо и правильно выражали свои мысли в устной и письменной форме необходимо регулярно формировать лексический запас.
В связи с чем в течение многих лет в школе-интернате для слабослышащих детей проводится регулярная работа по обучению языку как средству общения, формированию навыка речевой деятельности как главного составляющего успешности развития речи. Развитие речи может осуществляться в четырёх видах деятельности: слушание (для слабослышащих детей и детей с кохлеарной имплантацией (далее – КИ) – слухо-зрительное восприятие речи), говорение, чтение и письмо. Основой речевой деятельности во всех её видах является язык. Чтобы вступать в речевое общение (слушать, говорить, читать, писать) ребёнок должен усвоить язык, то есть практически овладеть его словарным составом и грамматическим строем. Только при этом условии он сможет понимать обращённую речь и сможет строить собственные речевые высказывания, которые были бы понятны его собеседнику. Однако, для того, чтобы полноценно общаться, недостаточно знать значения слов и уметь правильно организовать слова в предложения. Нужно ещё обладать навыками связной речи. Под этим понимается умение вести диалог и строить развёрнутые монологические высказывания. Владеть навыками связной монологической речи – значит уметь полно и точно передавать в речи свои мысли, логично строить развёрнутые высказывания, правильно выражая причинно-следственные и временные зависимости, не допуская словесно-логических пропусков, которые делают высказывания непонятными. Дети с нормальным слухом овладевают языком и приобретают речевые навыки одновременно. Ребёнок слушает и говорит и таким образом усваивает язык. Усваивая язык, он начинает точнее понимать речь окружающих и лучше говорить сам.
Слабослышащие дети и дети с КИ в отличие от своих нормально слышащих сверстников не могут полноценно овладеть языком без специальной дефектологической помощи.
Языковой этап развития восприятия речи и формирования «собственной речи» у детей с КИ является самым длительным. Его длительность сопоставима с периодом овладения родным языком у нормально слышащих детей и составляет в среднем 5-7 лет. Однако он может длиться и до 10 лет. В связи с тем, что дети с КИ и слабослышащие дети имеют крайне суженый опыт устной речи и практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени, отмечаются совершенно особые проблемы обучения этих школьников русскому языку. Важно создать словарный запас, начиная с простейших частотных слов обиходно-разговорной речи. Надо научить детей пользоваться в речи грамматикой языка, его основными морфологическими и синтаксическими закономерностями, необходимо сформировать у них элементарные навыки связной устной речи. И при этом одновременно или почти одновременно приступить к работе над письменной речью, которая имеет существенные психолингвистические и психологические отличия от устной речи.
Определяя пути языкового этапа развития восприятия речи и собственной речи у детей с КИ главными задачами работы являются следующие:
1) развитие слухоречевой памяти;
2) накопление пассивного (импрессивного) словаря;
3) развитие грамматических представлений;
4) развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря и развитие грамматических представлений) слухо-зрительно и на слух;
5) накопление активного (экспрессивного) словаря;
6) развитие диалогической речи;
7) развитие связной речи;
8) развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания на основе слухового контроля;
9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.
Поэтому формирование, расширение и уточнение лексического, т.е. словарного запаса учащихся выделяется как специфическая задача уроков развития речи. Работа по формированию словаря открывает ребенку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составлять основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов учителя (А какой это предмет? А что он может делать? А как он это делает? и т.д.) можно построить достаточно развернутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.
Вместе с тем работа над словом позволяет активизировать и развитие произносительных навыков детей. Работа над запоминанием словарных слов является одной из самых сложных видов деятельности. Для того чтобы словарный запас учащихся действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически. Словарная работа, как и вся система занятий по развитию речи, организуется на тематической основе. Новые слова вводятся в связи с прохождением определённой темы. Учитель сам выбирает конкретную лексику, которая естественным образом обусловлена темой. Особо следует сказать о группе слов, с которых начинается обучение речи. Это слова, которые используются на организации учебного процесса, и, стало быть, тоже относятся к определенному ситуативно-тематическому ряду. Имеются в виду главным образом, глаголы в повелительном наклонении (или простейшие словосочетания с ними) встань, сядь, подними руку, скажи, покажи (картинку), слушай. Эти предложения, состоящие из одного, реже двух слов, употребляются на всех уроках, независимо от темы и, таким образом усваиваются детьми. Далее в речевой обиход можно вводить слова с противоположным значением (антонимы). Эти слова могут быть употреблены в теме «Снова в школу» (длинная линейка – короткая линейка, новый портфель – старый портфель, высокая парта – низкая парта и др.). С помощью наглядной демонстрации надо остановить внимание детей на том, что эти слова выражают диаметрально противоположный смысл.
Затем слова включаются в упражнения, которые по своему лексическому наполнению «вписываются» именно в данную тему: найти в тексте слова с противоположным значением и объяснить их путем предметного показа; указать ошибку в подборе пару слов с противоположным значением; ответить на вопросы и т.д. В дальнейшем слова – антонимы надо включать в другие темы и микротемы: «Осень» - холодная погода – теплая погода, сыро – сухо, пасмурный день – ясный день; «Школьная жизнь» - грустный мальчик – веселый мальчик, добрая девочка – жадная девочка, хороший ученик – плохой ученик, грязная форма – чистая форма; «Зима» - голодные птицы – сытые птицы, длинный день - короткий день, новые коньки – старые коньки и др.
Однако нужно иметь в виду что, словарные упражнения включаются в рамки той или иной темы и поэтому строятся на тематически обусловленном языковом материале, они всегда составляют непродолжительный промежуточный этап, за которым обязательно идет использование «обработанной » таким образом лексики в самостоятельной связной речи детей.
Большая роль в обучении слабослышащих школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому, немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.
Особую важность на уроке приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания, грамотного написания словарных слов.
Приведу пример упражнений для формирования фонетических понятий.
Запишите слова, начинающиеся на букву «р» (т, м, о, и т.д)
Игра «Из каких слов выпали гласные?» например: г_ р_ х, п_ н_ л, к_ р_нд_ ш, р_ б_ ч_ й.
Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными.
Например: морковь, мороз, молоток, ученик, карандаш, тетрадь.
Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
Н
ГО
МО
например: (горох), (мороз, молоко, молоток)
Игра «Собери слово»
пус, ка, та
роз, мо
ран, ка, даш
Игра «Расшифруй слово»
Б л е и т
2 10 13 6 20
билет
В содержание работы на уроках русского языка входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнений можно отнести лексические упражнения, т.е. детали объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов. Данные упражнения позволяют корректировать «речевой арсенал», т.е. включение морфолого-синтаксических, лексических речевых средств при построении связных высказываний.
На практике используются также следующие виды упражнений:
1.Выпишите из словаря слова на заданную тему:
«Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.
Капуста, горох, тетрадь, огурец;
Пенал, стакан, карандаш, тетрадь
Игра «Кто как голос подает?»
4.Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы.
С__ бака мычит
К__рова чирикает
В__рона лает
В_робей каркает
Работа над лексикой на материале словосочетаний и предложений непосредственно входит в работу над связной речью. Это необходимый этап, подготавливающий правильное употребление слов в вопросах и ответах, диалогах и небольших рассказах.
Следующей неотъемлемой задачей развития связной речи у слабослышащих и детей с КИ является обучение умению вести диалог. Ведущей нитью данного направления работы можно рассматривать такой аспект, как обучение слабослышащих школьников и детей с КИ правилам логического построения высказывания, формирование умений располагать предложения (или реплики диалога) в определённой последовательности, правильно использовать синтаксические и грамматические средства. Первоначально можно использовать простые типы диалогических единств, образцы которых имеются в учебниках, а также могут быть представлены на плакатах в классах. Первые диалоги, в основном, проводятся по тематике организационных разговорных моментов уроков развития речи. Так, например, впервые дни занятий диалоги могут быть представлены по тематике организационных разговорных моментов. Учитель обращается к ребёнку с вопросом: «Как тебя зовут?» Ученик называет своё имя. Или: «скажи, что это?» - спрашивает учитель. Ребёнок отвечает: «Книга».
Усложнение материала диалогов идёт, главным образом, в двух направлениях: 1) учащиеся овладевают новыми типами диалогических единств и 2) усложняются упражнения, в процессе которых идёт обучение диалогу (всё больше становится упражнений в условиях воображаемых ситуаций, кроме того увеличивается самостоятельность детей, развиваются их потенциальные возможности в создании диалогов между известными героями сказок, мультфильмов и т.п.).
Работа над диалогом должна продолжаться и вне класса, дома, в интернате.
В своей работе при обучении диалогу у детей с КИ и слабослышащих чаще всего использую диалоги типа – вопросно-ответные, выясняющие место действия, время, причину. Варьирование и комбинирование речевого материала – при обучении диалогу предполагает включение в уроки развития речи ряда тренировочных упражнений.
Приведу некоторые из них:
1). Составление диалога по аналогии с образцом.
- Куда ты положил пенал?
- Я положил пенал в шкаф.
- Куда?
- В шкаф.
2). Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся
(соответствующие картинки выставлены на доске).
3). Составление диалога по заданной ситуации: по картинке, по описанию.
1 сентября. Алёна и Алина встретились во дворе школы.
Послушай (прочитай) их диалог. Послушай, что они говорят … (даётся текст диалога).
Таким образом, ежедневная и систематическая работа по формированию, расширению лексического запаса и развитие диалогической речи у детей с КИ и слабослышащих приводит к достаточно высоким результатам. Ребёнок развивается не только под воздействием среды, но и в результате его личной активности, его собственной самостоятельной практической и умственной деятельности. В разных формах общения (и прежде всего в речевом общении) ведущая роль принадлежит мотивам, побуждающим ребёнка вступать в контакты с товарищами, со слышащими сверстниками и взрослыми, включаться в различные виды деятельности с целью познания и удовлетворения разнообразных потребностей развивающейся личности.
Литература
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение,1988.
Боскис Р.М. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих / Р.М. Боскис, Л.Е. Фингерман.- М.:Просвещение,1978.
Быкова Л.М.Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л.М. Быкова. - М.: Просвещение,1989.
Васильева М.А. Задания по русскому языку для малокомплектной школы / М.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Просвещение,1983.
Донская Н.Ю., Комаров К.В. Организация, планирование и виды работ по обучению грамоте во П отделении школы для слабослышащих детей // Дефектология,1992. - №4.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.Козырева Л.М. Как образуются слова / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2001Комаров К.В. Развитие устной и письменной речи / К.В. Комаров, Е.Н. Капустин.- Краснодар,1994.
Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. / К.В. Комаров - М: Просвещение, 1985.
Коровин К. Г. К переходу школ для слабослышащих и позднооглахших детей на сокращенные сроки обучения // Дефектология, 1992. - №5-6.
Лапшин В.А. Основы дефектологии / А.В.Лапшин, Б.П. Пузанов. - М: Просвещение, 1990.
Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. -М., 1998.
Программы специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей. - М: Просвещение, 1994.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление / И.Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
Скворцова И.В. 100 логопедических игр / И.В. Скворцова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003