СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование личностных ценностей в системе курса внеурочной деятельности Разговоры о важном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме формирование ценностей у детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование личностных ценностей в системе курса внеурочной деятельности Разговоры о важном"»



Областной форум классных руководителей

Учитель начальных классов Подолько Елена Сергеевна


Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1.

Я рада приветствовать вас здесь и поговорить с вами « О важном». Все вы уже Речь пойдет о традиционных духовно-нравственных ценностях. Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

Начальное общее образование — это первая ступень общего образования детей. Учебно- воспитательная деятельность- одна из самых сложных направлений в работе классного руководителя. Она направлена на всестороннее развитие личности обучающегося.

С сентября 2022 года во всех школах нашей страны по понедельникам первым уроком стали проводить занятия внеурочной деятельности «Разговор о важном». Как показала практика, такого рода занятия очень интересны не только детям, но и для педагогов. Дети с удовольствием посещают уроки, где смотрят видеоролики, презентации, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок. Что касается педагога, то для нас есть готовый методический материал по урокам- поурочный план, видеоматериалы, презентации, интерактивные упражнения, методические рекомендации. Так же многие учителя делятся разработками- рабочими листами, которыми я сама не раз пользовалась на занятиях. Весь материал можно корректировать под свой лад. Что я чаще всего и делаю, учитывая потребности своих детей, особенности окружения, проживания и конечно же возможностей.

Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.

Основные ценности характеризуются следующим образом.

1. Историческая память. Она соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, традиции прошлых поколений и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612г.

2. Преемственность поколений. Каждое следующее поколение учится у предыдущего. Семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, в теме: «Мы разные, мы вместе» мы с ребятами обсуждали проблему о том, что каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

3. Патриотизм - самое главное качество гражданина, строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговор о важном».

4. Доброта, добрые дела — это способность быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности. Благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Сюда можно отнести темы про «Волонтеры России» или «Про счастье».

5. Семья и семейные ценности. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др. Основная ценность этого урока- доброта и забота. Задача педагога, донести до детей нотку милосердия по отношению к близким, желание быть рядом и отвечать им заботой.

6. Культура России. Российская культура богата и разнообразна, она представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.). Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности: «День музыки», «Великие люди России: К.С. Станиславский, С. В. Михалков», «День театра» и другие.

7. Наука на службе Родины. Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека. В России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнали в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского», «День космонавтики: мы—первые», «Россия- мировой лидер атомной отрасли».

Какую же роль играют уроки «Разговора о важном» в воспитании младших школьников и в чем смысл?

В первую очередь, это формирование ценностного отношения к нашей Родине, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе внимания будут люди, их деяния и идеи. Для того, чтобы достичь результата в воспитательном мероприятии педагогу важно создать в классе атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. То есть, нужно детям дать возможность самим рассуждать, делать выводы.

Конечно, бывает тяжело удержать внимание детей в течении всего урока, поэтому хочется чтоб это был не просто урок, а системное событие, которое собирает в себе несколько этапов. Невозможно «говорить о важном» один час в неделю.

Например, после урока посвященного Дню волонтера «Мы вместе», мы с детьми провели акцию «Доброе сердце», «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского» учащиеся приняли участие в конкурсе рисунков о космосе; «Традиционные семейные ценности» создавали видеоролик «Семейные традиции», а занятие «Что такое Родина?» вообще провели в школьном музее. И в течении нескольких дней готовили видеоролик для участия в конкурсе «Смотри это Россия».

Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.

Подводя итог, хочу сказать, что роль «Разговора о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя очень велика. Занятия расширяют кругозор учащихся, помогают понять, что любовь к Родине начинается с самого малого – любви к семье, к людям, к природе, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.

Спасибо за внимание!