Формирование личностных УУД
на уроках литературного чтения
в начальной школе.
l.Введение.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Я остановлюсь на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество сейчас особенно , когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
ll. Теоретическая часть.
1.Основные характеристики личностных универсальных учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
1) обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения/
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) ориентацию в социальных ролях в межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усвоенного содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Рассмотрим планируемые результаты освоения основной образовательной программы в области личностных универсальных учебных действий.
У выпускника будут сформированы:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
3. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
4. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе и самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
5. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
6. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
7. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
8. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.
9. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
10. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
11. Установка на здоровый образ жизни.
12. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
13. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
1. Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
2. Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
3. Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
4. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
5. Положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
6. Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
7. Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
8. Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.
9. Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
10. Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. «Универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия делятся на: личностные (самоопределения, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию) и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные).
К функциям универсальных учебных действий относятся: 1)обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3)обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
К самоопределению относятся: основы гражданской идентичности личности в норме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие; к смыслообразованию относятся: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; к нравственно-этической ориентации относятся: знание основных моральных норм, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
2.Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
«Литературное чтение»— это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность не только осмыслить морально-этические понятия, но и вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям художественного произведения. В современном обществе роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями значительно возрастает.
Разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. Учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.
Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.
На развитие ЛУУД направлены задания:
1) на интерпретацию текста;
2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
3) анализ характеров и поступков героев;
4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
- очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Для формирования личностных универсальных учебных действий могут использоваться следующие формы работы:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
lll. Практическая часть.
Типовые задачи по формированию личностных универсальных учебных действий.
1.Самоопределение.
Формирование действия самоопределения предполагает формирование представлений о своих индивидуальных особенностях: о своей внешности, характере; формирование положительного отношения к себе. На их основе формируются такие действия , как самопринятие, самооценка, идентификация, определение личностной позиции как результат личностного действия самоопределения.
Формированию самоопределения способствуют такие задачи, как:
Задача 1.
Прочитай стихотворение.
Урок вежливости.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Подумай, какие поступки человека говорят о том, что он вежливый.
Напиши.________________________________________________
Подумай, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Вспомни, какие слова нужно использовать, когда хочешь извиниться, попросить прощения.
Напиши эти слова.____________________________________________
Прочитай правила.
Если надо попросить прощения:
1.Важно понять, какими словами или поступками вы обидели собеседника.
2.Не откладывайте извинения, извиняйтесь сразу.
3.Во время извинения вежливо улыбайтесь.
4.Смотрите в глаза тому, перед кем извиняетесь.
5.Говорите чётко и внятно.
6.Извиняйтесь в обществе, этим вы показываете уважение к человеку.
Вспомни, приходилось ли тебе просить прощения.
Выскажи своё мнение. Зачем люди просят прощения?
Развитие рефлексивной самооценки, а именно умения ребёнка анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения является условием развития самоопределения.
Задача 2.
Посчитай. Сколько вежливых слов ты скажешь завтра за весь день?
Впиши.___
Подумай. Как изменится твоя жизнь, если ты будешь использовать только вежливые слова? Изменишься ли ты?
Запиши.________________________________________________________
Задача 3.
Составь автобиографию по плану.
Я, __________________________________________.
(фамилия, имя ( по желанию – отчество)
Я родился в ____________________________________в__________________
( год, число, месяц рождения) ( страна, город или село).
Моих родителей зовут ______________________________________________.
(фамилия, имя, отчество родителей)
Я ходил в детский сад_________________________________________.
( название детского сада)
Я учусь в _____________________________, в _______________ классе.
( школе)
Мои любимые предметы________________________________________.
Принимаю активное участие в ___________________________________.
Мне интересно_________________________________________________.
Я увлекаюсь___________________________________________________.
Задача 4.
Составь свою ленту времени. Расскажи о себе по ленте времени в классе.
Задача 5.
Вспомни. Есть ли у тебя любимый цветок? Напиши. Какой у него характер?
Специфической формой такого личностного результата, как самоопределение, является идентификация, которая позволяет определить место человека в социальном и природном мире.
Формирование представлений о правилах учащихся в чрезвычайных ситуациях.
Задача 1.
Подумай, как можно узнать дорогу, если ты впервые оказался в метро. Выбери и отметь удобный для тебя способ:
-сориентироваться по схеме в метро;
-спросить у людей;
-спросить у полицейского.
Расскажи, с каких слов можно начать разговор с незнакомым человеком в метро, чтобы узнать у него дорогу.
Задача 2.
Подумайте, что нужно делать, если человек заблудился в метро. Обсудите с товарищами в классе и составьте специальные правила для пассажиров, которые заблудились в метро.
1.Надо остановиться и успокоиться.
2.Надо осмотреться.
3.Надо вспомнить название станции, на которую хочешь попасть.
4.Надо найти схему или указатели и попытаться сориентироваться по ним.
5.Если не удалось сориентироваться, надо обратиться за помощью к людям.
Задача 3.
Допиши предложение:
Лучший друг – это______________________________________________.
Задача 4.
Подумай. А у тебя есть друг?
Что бы ты хотел рассказать о своём друге? Напиши.
Предположи. Почему у некоторых людей нет друзей?
Обсудите с товарищами в классе. Зачем человеку нужны друзья?
Развитие рефлексивной самооценки, а именно умения ученика анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения, является условием развития самоопределения. Например:
Задача 1.
Подумай. Твои вопросы помогли тебе лучше узнать товарища?
Спроси у товарища. Отвечал ли он на вопросы с удовольствием, или ему не хотелось отвечать тебе?
Оцени. Достиг ли ты своей цели, задавая вопросы товарищу.
Специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности. Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. В начальной школе можно говорить о предпосылках или основах становления гражданской идентичности. Сформировать историко-географический образ России, знания об истории и географии края помогут такие задачи:
1.Расскажи, как называется населённый пункт, в котором ты живёшь.
Подумай, что ты можешь рассказать о месте, в котором живёшь.
Расскажи. Как можно узнать то, что тебе неизвестно, о месте, в котором ты живёшь?
2.Составь рассказ о месте, в котором ты живёшь.
2.Смыслообразование.
В задачах на смыслообразование главными становятся вопросы: «Нужно ли то, что я делаю?», «Зачем это надо делать?», «Кому ещё надо, чтобы я это делал?».
Например:
Задача 1.
Выскажи мнение своё. Зачем люди просят прощение?
Задача 2.
Вспомни. Часто ли тебе приходится знакомиться с новыми людьми?
Расскажи. Для чего люди знакомятся?
Задача 3.
Расскажи. Как ты думаешь, роза любили Маленького принца?
Подумай. Хотелось ли ей, чтобы он улетел? Почему?
Расскажи. Почему роза не остановила Маленького принца? Почему она его отпустила?
Представления о морально-нравственных нормах поведения формируются как с помощью взрослых, так и самостоятельно ,осмысливая, пытаясь выполнить этические правила.
Задача 1.
Расскажи, каким правилам вежливости пытались научить медведя.
Запиши эти правила в левый столбик таблицы по образцу.
Обсудите с товарищами в классе и напишите в правый столбик таблицы эти правила для людей.
Правила для медведя | Правила для человека. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Задача 2.
Прочитай правила знакомства. Определи последовательность действий при знакомстве.
1.Нужно определить для себя, с какой целью я хочу познакомиться с этим человеком.
2.Надо подойти к человеку, с которым хочешь познакомиться.
3.Надо поздороваться.
4.Надо назвать своё имя.
5.Надо сказать человеку о своём желании познакомиться с ним.
6.Надо спросить, как зовут того, с кем вы хотите познакомиться.
Важно объяснить детям, что не стоит затевать знакомство с человеком, находясь в плохом, раздражённом состоянии.
Большое значение уделяется формированию умения выражать своё отношение к миру через деятельность. На формирование умения направлены такие задачи.
Задача 1.
Вспомни. Почему Маленькому принцу надо было каждый день выпалывать баобабы?
Объясни. Почему ему было важно наводить порядок на планете каждый день? Как ты думаешь, на твоей планете важен порядок? Почему?
3.Нравственно-этическая ориентация.
Нравственно-этические ориентиры формируются на основе этического анализа содержания специально подобранных текстов, героями которых являются их сверстники.
Например:
Задача 1.
Допиши предложение.
Вежливый человек – это____________________________________________
Отметь знаком + те качества, которыми обладает вежливый человек:
-точность,
-обязательность,
-забывчивость,
-дружелюбие,
-ответственность,
-пунктуальность,
-чуткость,
-грубость.
Подумай. Можно ли понять по речи человека, вежливый он или нет?
Напиши качества вежливого человека, которые не указаны.
Подумай. Можно ли тебя назвать вежливым человеком?
Продолжением этой работы является формирование у детей действия оценивания своих и чужих поступков, которые лежат в основе ответственности человека за общее благополучие.
Для этого служат задания и вопросы на выявление личной позиции ученика, его оценочных суждений, аргументации, установление вероятных связей в событиях, описываемых в текстах.
Задача 1.
Подумай, всегда ли ты поступаешь как вежливый человек.
Вспомни те случаи, когда ты поступал по-другому.
Задача 2.
Задай вопросы одноклассникам. Какого человека называют коммуникабельным? Какого человека называют застенчивым?
Послушай, что ответят тебе одноклассники.
Подумай, согласен ли ты с их мнением или думаешь по-другому?
Задача 3.
Прочитай рассказ В.Осеевой.
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как прошёл день. Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк напал на меня в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.
-А я скажу правду, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про дела рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Расскажи. Кого обычно называют честным человеком?
Подумай, можно ли тебя назвать честным человеком?
Обсудите с товарищами в классе, какие качества присущи честному человеку. Напишите.
Обсудите с товарищами в классе, зачем люди обманывают.
Подумай, что легче человеку сделать: сказать правду или солгать. Почему?
Расскажи, зачем нужна честность и правдивость.
Приведи пример честного, правдивого человека.
Прочитай правила честного человека:
1.Надо честно относиться к своим обязанностям в школе и дома. Не перекладывать их на других людей.
2.Нельзя брать без разрешения чужую вещь.
3.Нельзя перекладывать свою вину на другого.
4.Нельзя обманывать своих друзей и взрослых.
5.______________________________________.
6.______________________________________.
Подумай, бывают ли случаи, когда правду говорить нельзя.
Задача 4.
Объясни, как ты понимаешь слова: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.»
Подумай. Есть ли в твоей жизни тот, за кого ты в ответе?
Задача 5.
Почему Маленький принц улетел со своей планеты?
Подумай. Правильное ли решение принял Маленький принц?
Задача 6.
Предположи. Что происходило на планете после того, как Маленький принц улетел?
Подумай. Можно ли осуждать Маленького принца за этот поступок? Почему?
Задача 7.
Прочитай рассказ для себя.
На катке.
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
-Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно…- сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
- Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди у нам! – позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
(Валентина Александровна Осеева)
Обсуди с соседом по парте. Как менялось настроение Вити? Используйте схему.
Витя - радость - испуг - жалость - досада - стыд.
Запиши. Как менялось настроение девочки?
Девочка - …………… - ……………. - …………………
Почему в конце рассказа у Вити и у девочки настроение испортилось? Расскажи.
Как ты понимаешь слова? Объясни.
- трусость;
-предательство;
-независимость.
Каким из слов можно назвать поступок Вити? Подчеркни.
Что нужно сделать Вите, чтобы исправить ситуацию?
Важно уделять внимание на формирование представлений учащихся о различных социальных ролях: ученик, покупатель, пешеход, пассажир, член семьи и т.д.
Вот задачи на формирование поведенческих коммуникативных умений, которые направлены на понимание их социальной роли.
1.Составьте с соседом по парте диалог, который мог бы состояться между туристом и мальчиком.
2.Договоритесь, кто из вас выступит в роли туриста, а кто – в роли мальчика. Представьте ваш диалог товарищам в классе.
В младшем школьном возрасте становится актуальным формирование альтруистических чувств ребёнка. Не следует требовать благодарности за добро, которое делаешь, - вывод, к которому дети приходят, решая задачи:
Задача 1.
Прочитай отрывок из сказки «Жаба и роза» Всеволода Михайловича Гаршина.
Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.
- Дай её мне, - прошептал он. – Я понюхаю.
Сестра вложила стебелёк ему в руку и помогла подвинуть её к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:
- Ах, как хорошо…
Потом его личико сделалось серьёзным и неподвижным, и он замолчал…навсегда.
Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что её срезали недаром. Её поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила её на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с её щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Когда она начала вянуть, её положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне.
Подумай. Почему роза из этой сказки считала, что её срезали недаром?
Обсудите с товарищами в классе.
Можно ли считать, что роза из сказки Экзюпери и роза из сказки Гаршина пожертвовали собой ради близкого человека?
2.Проект урока литературного чтения (УМК «Перспектива»)
Класс: 2.
Тема урока: Н Носов «На горке». Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.
Цель: создание условий для полноценного восприятия литературного произведения.
Задачи:
Образовательные:
-учить читать осознанно текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
-характеризовать поступки героев.
Развивающие :
- прогнозировать содержание произведения по названию;
-развивать навыки беглого чтения;
- развивать речь, творческое и логическое мышление, воображение;
- развивать навыки рефлексивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду других людей.
Оборудование:
- учебник: Литературное чтение. Первая часть. Учебник для 2 класса, Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий;
-аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»
-карточки с заданиями.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности (3 мин) Цель: -Мотивация обучающихся к изучению темы. | Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе. А девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем “Упустишь минутку – потеряешь час”. Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени! 1. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… -Здравствуй, друг! -Как ты тут? -Где ты был? -Я скучал! -Ты пришел! Как нам хорошо! | Проверяют готовность к уроку читают пословицу, объясняют ее смысл Дети хором произносят текст: | Личностные:смыслообразование целеполагание Коммуникативные: - подготовка к сотрудничеству; - умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате. Регулятивные: - давать оценку своим действиям, оценивать результат |
II. Изучение нового содержания Цель: формирование восприятия нового литературного произведения | 1. Подготовка к восприятию (5 мин) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы скоро узнаем. Перед вами лист бумаги. Кто сидит ближе к дверям сложите лист пополам. Разделите и передайте соседу по парте. На экране иллюстрация. Напишите все, что вы там видите. Сверяйтесь с соседом, дополните ответы. Какие вопросы возникли у вас? Для чего строят горку? Кто такие? Что могло случиться? Кто написал иллюстрацию? Какому произведению написана эта иллюстрация? Вот сколько вопросов у нас появились. Мы постараемся сегодня ответить на них. Итак, как называется произведение, которое мы прочитаем? («На горке») - что такое горка? Ребята, перед вами 3 фамилии известных писателей и поэтов. Вставьте пропущенные буквы и прочитайте фамилию автора этого произведения. -Ребята, вы правильно догадались - это произведение написал Н.Носов. -Сформулируйте тему урока -Чему будем учиться на уроке? -Что вы знаете об этом писателе? Кто герои его произведений? Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? 2. Знакомство с текстом (4 мин) -Послушайте как исполняют это произведение артисты театра, проверьте свои предположения. физминутка (2 мин) -Оправдались ли ваши предположения? - Кому понравился рассказ? Каков этот рассказ по характеру? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? 3. Подготовка к чтению трудных слов, словарная работа (3 мин) - Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. 4. Чтение текста по абзацам (4 мин) физминутка для глаэ 5. Анализ содержания текста (4 мин) -Кто является главным героем рассказа? -Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? - Почему? -Почему Котька посыпал горку песком? -Что было дальше? - обрадовались ли ребята, когда увидели свою горку? -Сразу согласился Котька? - Какое чувство охватило Котьку во время работы? МИКС-ФРИЗ-ГРУП.Под музыкой дети смешиваются и без музыки замирают. Воспос: Из какой квартиры Котька Чижов? Сколько раз он падал?Дети ответ показывают группами. | карточка № 1 работа в парах, пишут на листочках, сверяют данные, задают вопросы. разгадывают анаграмму «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». карточка № 2 Вставляют пропущенные буквы в слова (парная работа) формулируют тему урока: Чтение произведения Н. Носова «На горке» читают план, отвечают на вопрос Герои рассказов Носова – ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни. рассказывают прогнозируют содержание текста Слушание аудиозаписи произведения рассуждают отвечают на вопросы выполняют подготовительные упражнения к чтению отвечают на вопросы, находят доказательства в тексте . Котька и его друзья. . Хитрый. Он не хотел трудиться, но хотел кататься. -Он не мог на неё взобраться -Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться. -Нет. Они поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом. -Нет. Он предложил подождать, пока выпадет снег. -Его охватило чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку. | Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа; Регулятивные: - Умение: -ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; - контролировать результаты работы на уроке; -прогнозировать содержание произведения по названию. Коммуникативные: Умение: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться, слушать мнения других; Познавательные: -действие со знаково-символическими средствами; - поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств предметные: - уметь читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мыслю произведения; -анализировать содержание текста; - оценивать события, героев произведения. |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (3мин) цель: -Стимулировать интерес обучающихся к выполнению творческих заданий | задание 1 -Закройте глаза и представьте, что прошёл год. Каким стал Котька? - Каким бы могло быть продолжение этой истории? | Придумывают продолжение рассказа | Личностные: - творческое отношение к процессу выполнения заданий. Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. Регулятивные: - прогнозировать продолжение рассказа |
IY. Диагностика качества освоения темы (4 мин) цель: - установить степень усвоения темы | тестирование -Что хотел показать автор этим произведением? - Молодцы, ребята! Вы сделали правильные выводы. Думаю, что с вами такого не случится | 1 вариант- выполняют тест 2 вариант- выбирают пословицу, которая выражает главную мысль этого произведения (затем наоборот) карточка № 3 индивидуальная работа 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3.Умел ошибиться, умей и поправиться. - Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие. | Предметные: - знание содержания текста, событий, героев. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: - умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. Коммуникативные: - умение слушать других, формулировать свои мысли вслух. |
Y. Рефлексивная деятельность (3мин) цель: -Научить школьников соотносить полученный результат с постав- ленной целью и оценивать результат своей деятельности. | Самоанализ и самооценка ученика Подведение итогов, выставление отметок | | Регулятивные: - умение оценивать результат своей деятельности. |
YI. Домашнее задание (2 мин) | -Ребята, читайте книги Н. Носова и узнавайте новое о его героях. -Пересказать текст от имени Котьки - чтение по ролям | | |