СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логики на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение конкретных целей, таких как: развитие образного и логического мышления, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; воображения,  изучение азов математических знаний, формирование первичных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике. Реализация данных целей и происходит в процессе формования логических УУД .

Просмотр содержимого документа
«Формирование логики на уроках математики в начальной школе»

Формирование логики на уроках математики в начальной школе.


Модернизированные идеи, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать УУД, четко выстроены в ФГОС второго поколения. Важная роль развития личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования ».

Базой для развития всех этих качеств является период начального обучения ребенка в школе, когда полученный в это время опыт на прямую определяет не только успешность обучения человека течение всей последующей жизни, но и воспитание всесторонне развитой личности. Поэтому необходимо формировать логические УУД на уроках математики уже в начальной школе.

Задачи которые используются при обучении различным предметом как правило называют учебными задачами. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Основное применение задачи находят в математике. Как правило, в них используются математические способы решения. В связи с этим подробный разбор содержания общего приема решения задач рассматривается непосредственно на учебном предмете «Математика».

Значительная роль при формировании логических универсальных учебных действий отводится именно математике. Ввиду того что, в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как: математическая интуиция, логическое и пространственное мышление, способность к конструктивно-математической деятельности, а так же владение символическим языком математики.

Для формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

этап - вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал активно работать, требуется мотивация. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение сочетать и подбирать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны понять, для чего им нужно изучать данную тему, и определить какова основная учебная задача предстоящей работы.

- этап - открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, которые требуют самостоятельных исследований и способствуют повышению познавательной потребности.

- этап - формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе - организация разнообразной деятельности учащихся, направленная на подробное изучение определенного математического случая.

- этап - обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые способствуют взаимодействию между изученными математическими фактами, приводят знания в четкую систему.

Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

На вводно-мотивационном этапе ставится проблемная задача - выполнение действий при конкретно сложившихся условиях - условие задачи и выделение ее компонентов: условия, данных. Проблемной ситуацией в таком случае может выступать игровая ситуация, личная заинтересованность или помощь учителю и т.д. В процессе такого активного диалога с детьми обсуждается проблема: где могут использоваться задачи, для чего необходимо научиться правильно их решать.

Изначально, на этапе открытия математических знаний ведущую роль играют приемы, которые требуют от учащихся самостоятельных исследований, способствуют активному росту познавательной потребности - самим составить задачу по уже известным данным, связанную с процессом обучения, из своего личного жизненного опыта, возможно инсценирование некоторых условий задач для привлечения внимания младших школьников

На этапе обобщения и систематизации знаний применяют приемы, которые помогают устанавливать связь между изученными математическими фактами, совершенствуют умения решать задачи, перенося схемы решения на задачи других видов.

Так же, не стоит забывать о том, что важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса математики. Он построен по принципу тематики: каждая следующая тема неотъемлемо связана с прежней, что позволяет осуществлять повторение действий, понятий и способов, изученных ранее при изучении новой темы.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Под моделью понимается обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта.

В основе метода моделирования, разработанного Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, лежит то, что мышление ребенка развивают с помощью определенных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят внутренние свойства и связи того или иного объекта.

Принцип замещения является ключевым звеном метода моделирования. Это значит, что реальный предмет ребенок заменяет другим предметом, его образом, каким-либо условным знаком. При этом к сведению принимается основная цель модели - облегчить ребенку познание, проложить дорогу к скрытым, свойствам, которые не воспринимаются напрямую, качествам вещей, их связям.

Например, формирование моделирования как УУД в курсе математики осуществляется постепенно. Здесь учитываются возрастные особенности младших школьников, а так же уровень подготовки учащихся по образовательной программе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изучение математики в начальной школе направлено на достижение конкретных целей, таких как: развитие образного и логического мышления, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; воображения, изучение азов математических знаний, формирование первичных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике. Реализация данных целей и происходит в процессе формования логических УУД .