СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

"...Мышление начинается с удивления"

В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности»

Формирование математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность Учитель начальных классов МАОУ СОШ №279 Кихтева Марина Михайловна

Формирование математической

грамотности младших школьников

через внеурочную деятельность

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №279

Кихтева Марина Михайловна

Внеурочные занятия по формированию математической грамотности способствуют обучению элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения развитию математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески воспитанию интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения, к элементарным «шагам» исследовательской деятельности распознавать проблемные вопросы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики: выполнение письменных вычислений, выполнение арифметических действий над числами (устно), решение текстовых задач, связанных с покупками, измерением, взвешиванием и пр.

Внеурочные занятия по формированию

математической грамотности способствуют

  • обучению элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения
  • развитию математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески
  • воспитанию интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения, к элементарным «шагам» исследовательской деятельности
  • распознавать проблемные вопросы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики: выполнение письменных вычислений, выполнение арифметических действий над числами (устно), решение текстовых задач, связанных с покупками, измерением, взвешиванием и пр.
Китайская народная мудрость гласит:  Скажи мне – и я забуду.  Покажи мне - и я запомню.  Вовлеки меня - и я научусь.

Китайская народная мудрость гласит:

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

Ученик Учитель Субъект деятельности Партнёр ученика Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Экспериментирует Рекомендует источники получения информации Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Ученик

Учитель

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Экспериментирует

Рекомендует источники получения информации

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Математические головоломки Конструкторы Центры деятельности Электронные математические игры Занимательные задачи Геометрическая мозаика   Математические игры

Математические головоломки

Конструкторы

Центры деятельности

Электронные математические игры

Занимательные задачи

Геометрическая мозаика

 

Математические игры

СУДОКУ

СУДОКУ

Задания такого типа отлично подойдут для семейного досуга, а также для занятий в школе.

Задания такого типа отлично подойдут для семейного досуга, а также для занятий в школе.

Задания такого типа отлично подойдут для семейного досуга, а также для занятий в школе

Задания такого типа отлично подойдут для семейного досуга, а также для занятий в школе

Математические ребусы Числовой ребус «на вычитание» Разрезание на части Математические ребусы Арифметический ребус с фруктами

Математические ребусы

Числовой ребус «на вычитание»

Разрезание на части

Математические ребусы

Арифметический ребус с фруктами

297 7 4 3 3 1 2 Внимательно рассмотри образец. В каждом ряду пирамиды сложи два соседних числа. Их сумму проверь в кружочке над ними нажатием на кружок. Заполни все кружочки в каждой из пирамид 135 10 162 10 83 79 4 52 17 48 31 35 8 22 9 9 26

297

7

4

3

3

1

2

Внимательно рассмотри образец. В каждом ряду пирамиды сложи два соседних числа. Их сумму проверь в кружочке над ними нажатием на кружок. Заполни все кружочки в каждой из пирамид

135

10

162

10

83

79

4

52

17

48

31

35

8

22

9

9

26

3 2 1 34 4 16 5 18 19 17 20 15 28 21 29 31 6 27 14 30 37 32 26 7 22 25 13 23 36 24 8 35 33 9 11 Автор: Зурнаджиева Светлана Павловна, учитель МБОУ «СОШ» с. Койгородок Республики Коми 10 12

3

2

1

34

4

16

5

18

19

17

20

15

28

21

29

31

6

27

14

30

37

32

26

7

22

25

13

23

36

24

8

35

33

9

11

Автор:

Зурнаджиева Светлана Павловна,

учитель МБОУ «СОШ» с. Койгородок

Республики Коми

10

12

Электронные математические игры

Электронные математические игры

(6+3) х 9 (7+2) х6 (5+3) х7 (2 +8) х3 (3+4) х8 (7+3) х 4 2х3+8х3 4х5+5х5 3х8+4х8 6х9+3х9 7х6+2х6 5х7+3х7 Соедините равные выражения

(6+3) х 9

(7+2) х6

(5+3) х7

(2 +8) х3

(3+4) х8

(7+3) х 4

2х3+8х3

4х5+5х5

3х8+4х8

6х9+3х9

7х6+2х6

5х7+3х7

Соедините равные выражения

14

14

Работа по формированию математической грамотности 3 уровень - уровень рассуждений.  Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения. 2 уровень - уровень установления связей. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей. 1 уровень - уровень воспроизведения.  Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.

Работа по формированию математической грамотности

3 уровень - уровень рассуждений.

Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.

2 уровень - уровень установления связей. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.

1 уровень - уровень воспроизведения.

Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.

Пособия для внеурочной деятельности

«Для тех, кто любит математику» . Моро М.И., Волкова С.И. Содержание внеурочной деятельности направлено на воспитание интереса к предмету, развитию познавательной активности, наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески .

«Математика и конструирование. Конструирование». Пособие для внеурочной деятельности. Волкова С.И., Пчелкина О.Л.

Способствует развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и развитию познавательного интереса к математике, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

По программе «Начальная шкала 21 века» «Занимательная математика» образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников. Направление: общеинтеллектуальное Автор: Е.Э. Кочурова

Данный курс включает: арифметические действия; величины; решение и составление ребусов, содержащих числа, числовые головоломки; время, единицы времени; масса, единицы массы, литр; мир занимательных задач; старинные задачи; логические задачи; задачи на переливание.

«Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.

Источники:   ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА «Особенности внеурочной работы в условиях реализации ФГОС НОО», Кочурова Елена Эдуардовна кандидат пед. наук.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО kochurova@list.ru    Вебинар «Формируем математическую грамотность на уроках математики», «Особенности внеурочной работы в условиях реализации ФГОС НОО». Состоялся 10 октября 2017 в 16:00 (GMT+03:00) Москва  Источник:   https://rosuchebnik.ru/material/formiruem-matematicheskuyu-gramotnost-na-urokakh-matematiki/    Интернет-ресурсы  http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://www.develop-kinder.com - «Сократ» — развивающие игр и конкурсы. http://puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки https://logiclike.com/math-logic  http://www.5egena5.ru/zanimatelnaya-matematika1.html   

Источники:

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА «Особенности внеурочной работы в условиях реализации ФГОС НОО», Кочурова Елена Эдуардовна кандидат пед. наук.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО [email protected]

 

Вебинар «Формируем математическую грамотность на уроках математики», «Особенности внеурочной работы в условиях реализации ФГОС НОО». Состоялся 10 октября 2017 в 16:00 (GMT+03:00) Москва Источник:   https://rosuchebnik.ru/material/formiruem-matematicheskuyu-gramotnost-na-urokakh-matematiki/

 

Интернет-ресурсы

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

http://konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

http://www.develop-kinder.com - «Сократ» — развивающие игр и конкурсы.

http://puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки

https://logiclike.com/math-logic

http://www.5egena5.ru/zanimatelnaya-matematika1.html