КГУ «СШ №2» отдела образования по городу Риддеру
Управления образования Восточно-Казахстанской области.
Учитель начальных классов: Заводина С.Н.
Формирование математической
Грамотности учащихся через стратегии
критического мышления.
Учить надобно не мыслям, а мыслить .
И. Кант.
Изучение математики в школе направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерных не только для математической деятельности, но и для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Развитие критического мышления является средством формирования математической компетенции. Среди всех общих видов познавательной деятельности, которые развивают память, внимание, речь, мышление, главное место занимают приемы мышления.
Стратегии модуля «Обучение критическому мышлению» способствуют развитию мaтематической компетенции обучающихся. В ходе применения стратегий развития критического мышления обучающиеся не только развивают свои математические навыки, но и овладевают различными приемами работы с информацией, которую они черпают из рaзличных источников, учатся рассуждать грамотно, последовательно, аргументированно излагать свою точку зрения, делать выводы, работать в группах, развивая свои социальные навыки.
Рассмотрим некоторые стратегии критического мышления, применяемые мной на разных стадиях урока:
Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации)
Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями). Изучение нового материала.
Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).
4 567, 37 258, 2 003, 1 000, 201, 9 998 877, 2 021.
утверждения | верно | неверно |
Эти числа многозначные | + | |
Все числа нечетные | | - |
Среди этих чисел есть два четных | + | |
Самое большое число шестое | + | |
Самое маленькое число седьмое | | |
В четвертом числе отсутствует класс единиц | | |
В первом числе отсутствует разряд сотен | | |
В пятом числе отсутствует класс сотен | | |
Все числа делятся на 5 без остатка | | |
Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Данная стратегия позволяет учащимся поразмыслить над своим обучением, дать оценку своим знаниям, наметить пути к своему познанию, также данная стратегия позволяет развивать навыки сaморегуляции.
V уже знал | + узнал новое | - думал иначе | ? есть вопросы |
-
Прямоугольник (квадрат) -
Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км². -
Sквадрата = а·а=а² -
S прямоуг .= а·b | -
Как вычислить объём куба -
1 см 3 = =1 см*1 см*1см | | |
Например, при изучении темы «Треугольник и его виды. Треугольник в окружающем нас мире», учащимся можно предложить на этапе изучения нового материала поработать с текстом учебника, используя данную стратегию. После заполнения таблицы, следует коллективное обсуждение, где ученики, обмениваясь своими знаниями, приходят к полному освоению нового материала.
Данную стратегию можно использовать и при изучении нового материала, и при его систематизации, а также при контроле знаний. А значит, правильность его выполнения у обучающегося можно проверить и формативно, и суммативно.
Кластер – стратегия систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Графическая организация материала, позволяющая сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Такой способ иногда называют наглядным мозговым штурмом.
Стратегия «Связи».
Данная стратегия позволяет выявить уровень знаний учащихся по определенной теме. Также данное задание может нести полезную информацию для ученика, тем самым развивать его информационную компетентность.
Стратегия «Мозговой штурм».
Это создание банка идей, сбор гипотез по решению проблемы. Перед учениками ставится проблема, дается возможность каждому определить пути решения, затем рассматриваются все гипотезы и коллективным обсуждением делается выбор.
Данная стратегия не только позволяет выявить уровень усвоения знаний по определенной теме, применить знания в новых условиях, но и развивает внимательность, упорство и стремление к достижению поставленных целей.
Пример:
№ | Найди ошибку | Правильное решение |
1 | 525:5=115 | 105 |
2 | 200+30+3=2033 | 233 |
3 | 100:5+100:2=60 | 50 |
Вопросы низкого порядка – «тонкие» | Вопросы высокого порядка – «толстые» |
Почему вы думаете….? В чём различие…? Почему вы считаете….? Предположите, что будет если…? Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Может…? Мог ли…? |
Ответы на вопросы различного уровня, самостоятельная формулировка вопросов не только позволяют определить уровень математической компетенции для учителя, но прогнозировать свою дальнейшую деятельность на развитие. Данную стратегию можно использовать:
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить обучающимся еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто», благодаря, этому учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
-
Как записать дробь -
Числитель/ знаменатель | -
Как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями? -
Решение уравнений, задач, содержащих дроби. | -
Понятия: целая часть, смешанное число, неправильная и правильная дроби. -
Алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
-
Стратегии, применяемые на этапе «Рефлексия, обратная связь», позволят ученику рефлексировать над своей деятельностью, а учителю услышать «голос ребенка» и спланировать дальнейшую деятельность для эффективного обучения. Это такие стратегии: «Лестница личностного роста», «Репортер», «СМС», «Две звезды, одно пожелание», «Пять пальцев» и другие.
Стратегий много, каждая из них решает свои задачи, но с уверенностью могу сказать, что такие уроки, в которых применялись различные стратегии развития критического мышления, отличаются насыщенностью, современностью, продуктивностью, активностью всех участников учебного процесса. А анализ данных уроков позволяет утверждать, что реализация модуля «Обучения критическому мышлению» не только развивает математическую компетенцию обучающихся, но и их личностные качества, позволяющие им быть конкурентно способными.