МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
Скопинский муниципальный район
Рязанская область
Муниципальный конкурс
образовательных практик по
обновлению содержания и технологий
основного и общего образования
предметов естественно научного цикла
Работа на тему:
«Формирование математической грамотности на уроках математики.
Учимся для жизни»
Подготовила учитель математики
Ларионова Е.Ю.
2024 г.
Актуальность темы:
Развитие функциональной грамотности у современных школьников - это задача, которая была поставлена в Указе Президента России в 2018 году и отражена в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», на 2018-2025 годы. Согласно Указу, «…в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Функциональная грамотность выступает, в этой программе, как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. И понимается как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Оценивается 4 вида грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая.
Целенаправленная и грамотно организованная деятельность по формированию функциональной грамотности способствует воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Цель работы:
Развитие организационно-методического сопровождения образовательной деятельности и обеспечения эффективности реализации формирования функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
1.Создать содержательные условия по формированию и развитию функциональной грамотности учащихся.
2.Изменить подходы к применению образовательных технологий в образовательной деятельности с учётом условий по формированию функциональной грамотности.
Введение.
«Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
А.А. Леонтьев
Формировать навыки функциональной грамотности в школе начинают с 1 класса, и чем старше становится ребёнок, тем большее применение в жизни он находит своим знаниям. Если полученные знания не применяются, то зачем их получать?
В новом словаре методических терминов и понятий функциональная грамотность определяется так: « … - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
Приоритетное направление в обеспечении конкурентоспособности российского образования –
повышение эффективности:
• В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной
школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.
• По качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам по качеству образования как по числу выпускников основной школы, демонстрирующих самые высокие результаты (в этих странах в среднем таких учащихся не менее 11%), так и по числу хорошо подготовленных учащихся к продолжению образования (в этих странах в среднем таких учащихся около 40%).
• Российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, всё ещё ориентирована на затратную педагогику. По данным исследования PISA-2015, российские учащиеся тратят на обучение после школы значительно больше времени, чем их сверстники из стран ОЭСР при меньших затратах на учебные занятия в школе. Российские учащиеся перегружены домашними заданиями, а значительная доля учебного процесса направлена на реализацию административных или контрольных функций
Основная часть.
В своей педагогической деятельности я применяю все виды функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая. Развиваю их на уроках математики, физики, во внеурочной деятельности на протяжении пяти лет используя разные формы, методы и средства обучения.
Одна из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем свои потребности.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального
мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
Начинают развивать математическую грамотность с раннего детства, когда предлагают выбрать, что купить в магазине; определить короткий путь до детского сада; сконструировать модель из кубиков.
В этой работе показано развитие математической грамотности у подростков, учащихся 9 класса, на примере материалов государственной итоговой аттестации по математике.
Модель математической грамотности.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблем на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Что делать для формирование математической грамотности?
-Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы;
-Формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы);
-Формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
-Развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами;
-Формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции;
-Развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.
Как учитель математики, прекрасно понимаю важность развития математической грамотности обучающихся, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
построения и исследования простейших математических моделей;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов;
решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
Формирование математической грамотности обучающихся на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; практико- ориентированных задач, решение задач практического жизненного контекста.
Контекст:
Личный контекст связан с повседневной личной жизнью обучающегося.
Проблемы, которые предлагаются в профессиональных контекстах, связаны с образованием или трудовой деятельностью.
Общественные контексты связаны с жизнью общества (как местного окружения, так и в мировом обществе).
Контексты, отнесенные к научным, обычно связаны с применением математики к науке или технологии, явлениям физического мира.
Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста
Личный контекст
Общественный контекст (трудовая деятельность) |
Общественные контексты связаны с жизнью общества Задания на соответствие: Контексты, отнесенные к научным, обычно связаны с применением математики к науке или технологии, явлениям физического мира |
Научный контекст Задача 1. В Казахстане проводился опрос населения, чтобы определить уровень поддержки президента на предстоящих выборах. Четыре газеты провели свои собственные опросы населения страны. Результаты этих опросов приведены ниже. Газета 1: 36,5% (опрос проводился 6 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать). Газета 2: 41,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать). Газета 3: 39,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 1000 граждан, имеющих право голосовать). Газета 4: 44,5% (опрос проводился 20 января, были опрошены 1000 людей, которые сами позвонили, чтобы проголосовать). Результаты какой газеты лучше всего использовать для прогнозирования уровня поддержки президента, если выборы будут проводиться 21 января? Укажите две причины при обосновании вашего ответа. Задача 2. Глобальное потепление приводит к тому, что лед некоторых ледников начинает таять. Спустя двенадцать лет после того, как лед исчезает, на скалах появляются и начинают расти крошечные царства, названные лишайником. Как правило, лишайник имеет форму круга. Отношения между диаметром этого круга и возрастом лишайника могут быть получены с помощью формулы: где d - диаметр лишайника в миллиметрах, и t - число лет, прошедшее после того, как лед исчез. Используя формулу, вычислите диаметр лишайника, спустя 16 лет после того, как лед исчез. Покажите свое вычисление. Маша измерила диаметр некоторого лишайника и получила 35 миллиметров. Сколько лет назад на этом месте исчез лед? Представьте свои вычисления. Рассмотренные задачи направлены на проверку уровня математической грамотности обучающихся, которых необходимо научить приемам работы с подобными задачами, и разумно использовать контекстные задачи на уроках математики. |
Заключение
Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях. Например, таких как элективный курс по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике.