Формирование математической грамотности
у учащихся начальной школы.
Чтобы человеку не затеряться в современном мире в потоке информации, выделять только нужную и ценную информацию, необходимо иметь соответствующие навыки работы, которые должны быть заложены уже в начальной школе.
В урок стараюсь включать задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации, задаю ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?» Подбираю такие задания, которые способствуют ввести их в ситуации общественной жизни, проверить готовность участвовать в ней, пользуясь современными способами представления информации.
Работая над формированием функциональной грамотности, пришло понимание необходимости обучать детей читать «жизненные тексты»: входные билеты, расписание движения транспорта, меню. В учебниках по-прежнему представлены преимущественно сплошные тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из не сплошных текстов. Педагогу самостоятельно необходимо искать ресурсы для организации работы с не сплошными текстами.
Сначала разберёмся, что такое математическая грамотность.
(слайд 2) Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
(слайд 3) Главный признак сформированной математической грамотности - готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью, стремление действовать рационально и творчески
(слайд 4) Средства развития математической грамотности, применимы через:
-практико-ориентированный подход;
- дифференцированный подход;
-развивающий и системно - деятельностный подходы.
Предлагаю некоторые варианты заданий для использования в урочной деятельности.
1.Задания, связанные с решением при помощи арифметических знаний финансовых проблем, возникающих в повседневной жизни: покупка, продажа, бюджет (финансовые задачи)
Шли на ярмарку индейки,
Потеряли две копейки.
Их искать повсюду стали-
Вновь четыре потеряли!
Вот тетери так тетери!
Посчитайте все потери. (6)
-У Маши 10 рублей. Она купила шоколадку за 5 рублей и сок за 3 рубля. Сколько сдачи получит Маша?
- (слайд 5) Какую сумму денег составляют мотеты?
Поставьте между монетами или группой монет знаки больше, меньше, равно.
- Дима заметил, что упаковка сока стоила 20 рублей. Через некоторое время цену сока снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?
-Мама на рынке укроп продавала
По 10 рублей за пучок отдавала.
Бабушка Клава по 8 рублей.
Кто же укроп продаст быстрей?
(Слайд 6) - У тебя есть монета в 10 рублей. Ручка стоит 6 рублей. Какую сдачу тебе должны дать после покупки? Какие монеты, из изображенных на рисунке, ты получишь?
(Слайд 7) В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться за продукты в магазине? Укажи номер карты.
2.Задания, выполняя которые ученик должен осуществлять поисковые действия:
(Слайд 8)- Задумали число и к нему прибавили 37. Сколько нужно вычесть из полученного числа, чтобы снова получить задуманное число?
Приведи несколько примеров, подтверждающих твой ответ.
(Слайд 9) - Обсудим вместе. Ответим на вопросы по таблице и установим, почему волк проиграл.
1) Какова длина дистанции?
2) За какое время пробежал дистанцию Заяц? А Волк?
3
) Сколько метров в секунду пробегал Заяц? А Волк?
4) Кто бежал быстрее?
5) Почему Волк проиграл?
3.Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение, взвешивание и др.)
(Слайд 10) -Определи время по часам
Один и тот же кирпич положили на весы тремя разными способами.
Что покажут весы?
Весы 1 покажут самую большую массу.
Весы 2 покажут самую большую массу.
Весы 3 покажут самую большую массу.
Все весы покажут одинаковую массу.
4. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении
1) Игра «Нарисуй картинку» по словесной инструкции:
Нарисуй на листе в центре девочку, солнце в правом верхнем углу, облако в левом верхнем углу, ёлку справа от девочки, скамейку справа от девочки, шарик в правой руке у девочки, цветочек в левой руке у девочки.
- Ориентироваться на плоскости помогают и графические диктанты.
(Слайд 11) На рисунке можно увидеть различные геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники и треугольники. Например, солнце похоже на круг. Выбери на рисунке три других предмета, проведи к каждому прямую линию и напиши, на какую геометрическую фигуру похож этот предмет.
5. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах.
(Слайд 12) - На летних каникулах Витя готовился к школе. По каким-то дням он учился читать, а по каким-то дням учился писать. Определи закономерность, по которой Витя распределил занятия. Ответь на вопросы:
1.Когда Витя будет читать?
1,3,5,7…
2. Когда Витя будет писать?
2,4,6,8…
(Слайд 13) Подчеркни, какую единицу длины ты выбрал, чтобы измерить:
1.Расстояние между Москвой и Балаково (мм, м, км).
2.Толщину монеты (мм, м, км).
3.Высоту дома (мм, м, км).
4. Длину реки (мм, м, км).
4. Толщину карандаша (мм, м, км).
5. Высоту горы (мм, м, км).
(Слайд 14) - На диаграмме показан рост четырёх девочек. Определи их рост.
Имена девочек не указаны. Известно, что Даша - самая высокая, Аня -самая маленькая, а Марина выше Тани. Какой рост у Тани? (125)
6. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии, развитие математической речи.
(Слайд 15)
-Выражение 5 – 2 Артем прочитал так: «из пять вычесть два». Прав ли Артём?
-Вставь пропущенное слово: От…. слагаемых … не изменится.
- Выбери запись, которая читается так: «Разность чисел 12 и 3»
12 + 3 12 – 3 12·3 12 : 3
Подведём итоги. Вклад в формирование математической грамотности младшего школьника вносят: учебники, рабочие тетради, коррекционно-развивающая работа, программа внеурочной деятельности «Занимательная математика».