СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности в начальных классах на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит разработку  комплекса аданий для формирования математической и финансовой грамотности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности в начальных классах на уроках математики»

Формирование математической грамотности в начальных классах на уроках математики   Разработала учитель начальных классов МБОУ школа № 174 г. Нижний Новгород Куклина Стелла Аннтоновна Образование высшее Квалификационная категория первая  Педагогический стаж 28 лет

Формирование математической грамотности

в начальных классах на уроках математики

Разработала

учитель начальных классов

МБОУ школа № 174

г. Нижний Новгород

Куклина Стелла Аннтоновна

Образование высшее

Квалификационная категория первая

Педагогический стаж 28 лет

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские О важности развития функциональной грамотности учащихся писали советские и российские педагоги и методисты: А.А. Леонтьев, Н.Ф. Виноградова Н.Ф, О.А. Рыдзе, Л.Л. Тимофеева, А.И. Макарова, О.Я. Шугаева, С. Заир-Бек, Н.Н. Деменева и др. Методические  анализ передового педагогического опыта;  знакомство с новейшей методической литературой; разработка системы упражнений по формированию математической грамотности; повышение квалификации (вебинары, курсовая подготовка и т.д.) Организационно-педагогические  участие в работе школьного методического объединения учителей начальных классов;  участие в сетевых профессиональных педагогических сообществах;  публикации на интернет-сайтах .

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские

О важности развития функциональной грамотности учащихся писали советские и российские педагоги и методисты: А.А. Леонтьев, Н.Ф. Виноградова Н.Ф, О.А. Рыдзе, Л.Л. Тимофеева, А.И. Макарова, О.Я. Шугаева, С. Заир-Бек, Н.Н. Деменева и др.

Методические

  • анализ передового педагогического опыта;
  • знакомство с новейшей методической литературой;
  • разработка системы упражнений по формированию математической грамотности;
  • повышение квалификации (вебинары, курсовая подготовка и т.д.)

Организационно-педагогические

  • участие в работе школьного методического объединения учителей начальных классов;
  • участие в сетевых профессиональных педагогических сообществах;
  • публикации на интернет-сайтах .
 Анализ современной педагогической литературы показал, что большинство специалистов выделяют в качестве базового определения функциональной грамотности формулировки, предложенные А. А. Леонтьевым и Н. Ф. Виноградовой.

Анализ современной педагогической литературы показал, что большинство специалистов выделяют в качестве базового определения функциональной грамотности формулировки, предложенные А. А. Леонтьевым и Н. Ф. Виноградовой.

Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности , которые можно формировать через специально разработанную систему учебных задач: задачи , в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполненного вычисления; задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности , которые можно формировать через специально разработанную систему учебных задач:

  • задачи , в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполненного вычисления;
  • задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
  • задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Затруднения

Противоречия

  • Недостаточность методического сопровождения деятельности учителей начальных классов по формировании функциональной грамотности, в том числе математического грамотности младших школьников.
  • Отсутствие банка заданий, одобренного Минпросвещения РФ, по формированию математической грамотности у младших школьников, особенно у учащихся 1-2 классов.
  • Отсутствие единой точки зрения, утвержденной Минпросвещения РФ о контроле процесса развития ФГ, в том числе математической грамотности.

До появления обновленных ФГОС НОО и Федеральных рабочих программ по предметам содержание функциональной грамотности раскрывалось в обобщенном виде, отсутствовало конкретное наполнение функциональной грамотности операциями, которые определяли бы само содержание ФГ, в том числе математической грамотности.

Существует ФРП по математике, в которой одной из целей является формирование функциональной математической грамотности обучающегося, но одним из средств реализация ФРП являются «устаревшие» учебники.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности .

Федеральная рабочая программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

  • освоение начальных математических знаний;
  • формирование функциональной математической грамотности обучающегося , которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • обеспечение математического развития обучающегося;
  • становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности.

Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики в рамках конкретных изучаемых тем и во внеурочной деятельности.

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: выяснить, как достичь интеграции предметного и метапредметного содержания при формировании математической грамотности у учащихся первых классов . Задачи: Анализ методической литературы по теме, ФГОС НОО, ФРП по математике (для учащихся 1-4 классов). Повышение квалификации по теме работы через участие в вебинарах. Отбор приемов, которые являлись бы приоритетными для развития математической грамотности обучающихся в 1 классе в урочной и внеурочной деятельности. Разработать ряд упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность». Доказать эффективность проделанной работы по формированию математической грамотности. Анализ ресурсов цифровой среды для формирования математической грамотности.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: выяснить, как достичь интеграции предметного и метапредметного содержания при формировании математической грамотности у учащихся первых классов .

Задачи:

  • Анализ методической литературы по теме, ФГОС НОО, ФРП по математике (для учащихся 1-4 классов).
  • Повышение квалификации по теме работы через участие в вебинарах.
  • Отбор приемов, которые являлись бы приоритетными для развития математической грамотности обучающихся в 1 классе в урочной и внеурочной деятельности.
  • Разработать ряд упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность».
  • Доказать эффективность проделанной работы по формированию математической грамотности.
  • Анализ ресурсов цифровой среды для формирования математической грамотности.
Ведущая педагогическая идея Учить пользоваться средствами предмета «Математика» для решения разнообразных проблем посредством решения учебных задач с математическим содержанием.

Ведущая педагогическая идея

Учить пользоваться средствами предмета «Математика» для решения разнообразных проблем посредством решения учебных задач с математическим содержанием.

Ожидаемые результаты Систематизация приемов составления развивающих комплексных задач на предметном материале для 1 класса. Апробация учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность. Математика. Развитие. Диагностика. 1-2 классы», проведение стартовой работы, проведение занятий во внеурочной деятельности. Апробация упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий из учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность». Создание банка «Сборники задач для формирования математической грамотности учащихся 3-4 классов» посредством изучения опыта коллег. Просвещение родителей по темам «Функциональная грамотность. Виды ФГ», «Способы формирования математической грамотности на уроке математики и во внеурочной деятельности»

Ожидаемые результаты

  • Систематизация приемов составления развивающих комплексных задач на предметном материале для 1 класса.
  • Апробация учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность. Математика. Развитие. Диагностика. 1-2 классы», проведение стартовой работы, проведение занятий во внеурочной деятельности.
  • Апробация упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий из учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность».
  • Создание банка «Сборники задач для формирования математической грамотности учащихся 3-4 классов» посредством изучения опыта коллег.
  • Просвещение родителей по темам «Функциональная грамотность. Виды ФГ», «Способы формирования математической грамотности на уроке математики и во внеурочной деятельности»
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Направления работы по формированию математической грамотности младших школьников Изучение опыта коллег по вопросу «Сборник упражнений» Внеурочная деятельность Урочная деятельность Изучение цифровых ресурсов с целью выяснения возможностей развития математической грамотности младших школьников Использование приемов игровых технологии : ребусы, кроссворды, задачи-шутки Систематизация приемов работы на предметном материале

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Направления работы по формированию математической грамотности младших школьников

Изучение опыта коллег по вопросу «Сборник упражнений»

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

Изучение цифровых ресурсов с целью выяснения возможностей развития математической грамотности младших школьников

Использование приемов игровых технологии : ребусы, кроссворды, задачи-шутки

Систематизация приемов работы на предметном материале

ребусы, логические игры, кроссворды, коллективные и командные игры, задачи – шутки, шарады, метаграммы  Использую: В качестве разминки в начале урока, чтобы ввести детей в тему занятия. Для закрепления пройденного материала. Для проверки знаний (первичное закрепление на измененном материале) В качестве рекомендаций (домашнего задания со 2-го класса). Можно решать: Готовые (данные учителем) фронтально или в парах. Можно предложить каждому ребенку составить свой ребус (кроссворд) по аналогии с решенным.

ребусы, логические игры, кроссворды, коллективные и

командные игры, задачи – шутки, шарады, метаграммы

Использую:

  • В качестве разминки в начале урока, чтобы ввести детей в тему занятия.
  • Для закрепления пройденного материала.
  • Для проверки знаний (первичное закрепление на измененном материале)
  • В качестве рекомендаций (домашнего задания со 2-го класса).
  • Можно решать:
  • Готовые (данные учителем) фронтально или в парах.
  • Можно предложить каждому ребенку составить свой ребус (кроссворд) по аналогии с решенным.
 Образовательная платформа – интернет–ресурс, обязательно содержащий банк учебных материалов, которые предоставляются пользователям на определенных условиях.

Образовательная платформа – интернет–ресурс, обязательно содержащий банк учебных материалов, которые предоставляются пользователям на определенных условиях.

Ресурсы онлайн-платформы, которые может использовать учитель

Ресурсы онлайн-платформы, которые может использовать учитель

«Яндекс.Учебник» подготовил комплекс заданий для развития у обучающихся 1-4 классов умений по поиску и извлечению информации, по работе с неполной информацией. Все задания собраны в одну Карту умений, которая упрощает учителю навигацию по умениям.  Учитель выбирает ячейку с подходящим навыком и выдаёт ученикам задания. Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на таких уроках, как русский язык, математика, окружающий мир.

«Яндекс.Учебник» подготовил комплекс заданий для развития у обучающихся 1-4 классов умений по поиску и извлечению информации, по работе с неполной информацией.

Все задания собраны в одну Карту умений, которая упрощает учителю навигацию по умениям. Учитель выбирает ячейку с подходящим навыком и выдаёт ученикам задания.

Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на таких уроках, как русский язык, математика, окружающий мир.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Урочная деятельность Анализ возможностей учебника «Математика» 1 класс Конструирование комплексных развивающих упражнений на предметном материале

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Урочная деятельность

Анализ возможностей учебника «Математика» 1 класс

Конструирование комплексных развивающих упражнений на предметном материале

 Анализ возможностей учебника   УПЗ и УПрЗ Группа 1. Подготовка и работа с текстовой задачей. Группа 2. Решение учебно-практических задач (задач, в которых ребенок учится выполнять операции с монетами). Группа 3. Работа с символическим текстом с целью ответить на вопросы (или составить рассказ), используя математические термины и понятия. Группа 4 . Учебно-познавательные задачи, направленные на обучение познавательным универсальным действиям, отражающим мыслительные операции.

Анализ возможностей учебника

УПЗ и УПрЗ

Группа 1. Подготовка и работа с текстовой задачей.

Группа 2. Решение учебно-практических задач (задач, в которых ребенок учится выполнять операции с монетами).

Группа 3. Работа с символическим текстом с целью ответить на вопросы (или составить рассказ), используя математические термины и понятия.

Группа 4 . Учебно-познавательные задачи, направленные на обучение познавательным универсальным действиям, отражающим мыслительные операции.

Первый способ:  Тремя монетками по рублю. (1 + 1 + 1 = 3) Второй способ:  Одной монетой в 2 рубля и одной монетой в 1 рубль. (2 + 1 = 3) 1р. + 1р. + 1р. + 1р. + 1р. = 5р. 2р. + 1р. + 1р. + 1р. = 5р. 2р. + 2р. + 1р. = 5р.

Первый способ:  Тремя монетками по рублю. (1 + 1 + 1 = 3)

Второй способ:  Одной монетой в 2 рубля и одной монетой в 1 рубль. (2 + 1 = 3)

1р. + 1р. + 1р. + 1р. + 1р. = 5р.

2р. + 1р. + 1р. + 1р. = 5р.

2р. + 2р. + 1р. = 5р.

Сколько на рисунке мячей? Кубиков? Сколько всего предметов? Какой предмет можно назвать лишним? Объясни почему? Проследи, как начали составлять бусы. Определи, как можно их продолжить. Какую бусинку нужно надеть на нитку первой? Второй? Третьей? Найди 2 способа.

Сколько на рисунке мячей? Кубиков? Сколько всего предметов? Какой предмет можно назвать лишним? Объясни почему?

Проследи, как начали составлять бусы. Определи, как можно их продолжить. Какую бусинку нужно надеть на нитку первой? Второй? Третьей? Найди 2 способа.

Примеры комплексной развивающей задачи на предметном материале при изучении конкретных тем. Учебник «Математика» часть 1

При изучении темы формируем:

1) базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; сравнивать два объекта, два числа;

2) информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; читать таблицу (рисунок), извлекать информацию, представленную в табличной форме (в форме рисунка);

3) действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: комментировать ход сравнения двух объектов; строить предложения относительно заданного набора объектов.

4) действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности.  

При изучении тем конструируем:

 

Учебно-познавательные задачи (далее УПЗ) – задачи, содержание которых ориентирует обучающихся на поиск и анализ информации, необходимой для их решения; обеспечивает формирование понятий, способов деятельности. Это учебные задания первого уровня.

Учебно-практические задачи (далее УПРЗ) описывают реальные или приближенные к жизни ситуации, для решения которых необходимо применить те или иные знания и умения, способы действий. Это учебные задания второго уровня.

 

 

Уровень 1: Учебное задание 1. Вопросы после выполнения задания учебника: А я думаю, что поросят меньше, чем домиков. Кто из нас прав? Объясните, почему я не права.   Учебное задание 2. Вопросы после выполнения задания учебника: Есть несколько способов сравнить группы предметов. Какие? Я предлагаю на уроке физкультуры сыграть в «Вышибалы». Как можно распределить ребят в команде так, чтобы девочек в команде было столько же, сколько мальчиков.

Уровень 1:

Учебное задание 1.

Вопросы после выполнения задания учебника:

А я думаю, что поросят меньше, чем домиков. Кто из нас прав? Объясните, почему я не права.

 

Учебное задание 2.

Вопросы после выполнения задания учебника:

Есть несколько способов сравнить группы предметов. Какие?

Я предлагаю на уроке физкультуры сыграть в «Вышибалы». Как можно распределить ребят в команде так, чтобы девочек в команде было столько же, сколько мальчиков.

Уровень 2. Учебное задание 3. Вопросы после выполнения задания учебника: Допустим, что мы помогли брату с сестрой составить пары матрешек. Для чего ребята могли выполнить это действие с игрушками? Когда нам с вами может пригодится умение составлять пары?   Учебное задание 4.  Вопросы после выполнения задания учебника: Для чего доктору нужно уметь сравнивать группы предметов? Подумайте, людям каких профессий также важно уметь отвечать на вопросы «Больше? Меньше? Столько же?» . Поясните свою точку зрения.   Учебное задание 5. Вопросы после выполнения задания учебника: Почему ответы на эти вопросы важны для Коли, пригласившего одноклассников на свой день рождения? Когда важно получить ответы на эти вопросы маме Коли? Объясните почему.

Уровень 2.

Учебное задание 3.

Вопросы после выполнения задания учебника:

Допустим, что мы помогли брату с сестрой составить пары матрешек. Для чего ребята могли выполнить это действие с игрушками?

Когда нам с вами может пригодится умение составлять пары?

 

Учебное задание 4.

Вопросы после выполнения задания учебника:

Для чего доктору нужно уметь сравнивать группы предметов?

Подумайте, людям каких профессий также важно уметь отвечать на вопросы «Больше? Меньше? Столько же?» . Поясните свою точку зрения.

 

Учебное задание 5.

Вопросы после выполнения задания учебника:

Почему ответы на эти вопросы важны для Коли, пригласившего одноклассников на свой день рождения?

Когда важно получить ответы на эти вопросы маме Коли? Объясните почему.

 Знание и понимание  Применение Функциональность Оцени свой уровень владения (не знаю - знаю, но не использую – знаю, использую, но не могу пояснить - знаю, использую, могу объяснить) Объясни, приведи пример Поясни смысл рисунком Вставь пропущенные термины Конкретизируй, поясни смысл Отметь верные утверждения Найди, реши, определи, Изобрази схематически Покажи связи … Как понять? Скажи по-другому, перефразируй Как узнать? Как поступить? Я правильно тебя понял? Насколько согласен? Что изменится, если… Покажи на модели, на схеме; продемонстрируй связи Реши проблему

Знание и понимание

Применение

Функциональность

  • Оцени свой уровень владения (не знаю - знаю, но не использую – знаю, использую, но не могу пояснить - знаю, использую, могу объяснить)
  • Объясни, приведи пример
  • Поясни смысл рисунком
  • Вставь пропущенные термины
  • Конкретизируй, поясни смысл
  • Отметь верные утверждения
  • Найди, реши, определи,
  • Изобрази схематически
  • Покажи связи …
  • Как понять? Скажи по-другому, перефразируй
  • Как узнать? Как поступить?
  • Я правильно тебя понял? Насколько согласен?
  • Что изменится, если…
  • Покажи на модели, на схеме; продемонстрируй связи
  • Реши проблему
Учебное пособие предназначено для учащихся общеобразовательных организаций. Материал пособия представлен в определенной системе. Задания, содержащиеся в пособии, способствуют пониманию цели чтения, формированию умения выделять сущностные отношения и зависимости в задаче, развитию логических и информационных умений: Анализ сюжетной ситуации, различение известного и неизвестного. Установление зависимости между величинами, моделирование текста задачи. Составление плана, выбор действий и объяснение выбора. Запись хода рассуждений, отнесение промежуточного результата к данным задачи. Демонстрация процесса поиска ответа на модели, запись ответа. Проверка хода и результата решения. Развитие смыслового чтения.

Учебное пособие предназначено для учащихся общеобразовательных организаций. Материал пособия представлен в определенной системе.

  • Задания, содержащиеся в пособии, способствуют пониманию цели чтения, формированию умения выделять сущностные отношения и зависимости в задаче, развитию логических и информационных умений:
  • Анализ сюжетной ситуации, различение известного и неизвестного.
  • Установление зависимости между величинами, моделирование текста задачи.
  • Составление плана, выбор действий и объяснение выбора.
  • Запись хода рассуждений, отнесение промежуточного результата к данным задачи.
  • Демонстрация процесса поиска ответа на модели, запись ответа.
  • Проверка хода и результата решения.
  • Развитие смыслового чтения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Внеурочная деятельность Использование учебного пособия из серии «Функциональная грамотность. Тренажер» 1-4 классы Проектная деятельность Разработка ряда упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность. Тренажёр».

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Внеурочная деятельность

Использование учебного пособия из серии «Функциональная грамотность. Тренажер» 1-4 классы

Проектная деятельность

Разработка ряда упражнений по формированию математической грамотности на основе заданий учебного пособия О.А.Рыдзе «Математическая грамотность. Тренажёр».

Рыдзе О.А. Математическая грамотность. Математика. Развитие. Диагностика. 1-2 классы: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2023.

Тематическое планирование занятий

по формированию функциональной математической грамотности 1 класс

Номер п/п

1

Тема из пособия

2

Знакомство с пособием. Подготовка к стартовой работе

3 - 6

Выполнение стартовой работы «Наш класс». Анализ стартовой работы

Числа и величины.

7 - 11

Арифметические действия.

12-14

Текстовые задачи

15-16

Пространственные отношения и геометрические фигуры.

17-19

20

Математическая информация

21-31

Выполнение итоговой работы «В супермаркете». Анализ итоговой работы

Резервные часы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математика»

для обучающихся 1– 4 классов

Тематическое планирование. 1 КЛАСС

Наименование разделов программы

Раздел 1. Числа и величины

Раздел 2. Арифметические действия

Раздел 3. Текстовые задачи

Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры

Раздел 5. Математическая информация

Задания в учебном пособии представлены по разделам курса математики начальной школы. Включены задания на понимание и применение, объяснение и рассуждение при решении учебных задач с математическим содержанием.

Учебное пособие использую во внеурочной деятельности.

Достоинства:

  • Пособия могут использоваться на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Пособия содержит задания для стартовой работы, тренировочные упражнения и итоговые работы.
  • Формируют опыт решения учебно-познавательных и учебно-практических задач и применения полученных навыков в практике.
  • Соответствуют требованиям актуального Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Направления

 

Информационно-просветительское занятие патриотической, нравственной и экологической направленности

Программа

«Разговоры о важном»

Спортивно-оздоровительная деятельность

Кол-во часов в неделю

ШСК «Старты надежд»

Проектно-исследовательская деятельность

1

0,5

«Читаем, считаем, наблюдаем» (развитие функциональной грамотности)

1

«Проектная деятельность»

Художественно-эстетическая творческая деятельность

0,5

СЮТ «Техническое моделирование»

 

1

ЭБЦ «Расти здоровым»

1

Школьный театр «Золотой ключик»

Дни театров

Интеллектуальные марафоны

1

0,5

«Тропинка к знаниям»

0,5

Дистанционные онлайн-олимпиады

0,5

Система классных часов по профориентации

1

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» 1.Систематизировала приемы по формированию математической грамотности: 1)«Обогащение»: добавление к заданию из учебника новых инструкций. 2)Использование формулы и матрицы составления комплексной развивающей задачи на базе задания из учебника. 2. Разработала упражнения по формированию математической грамотности на основе тренажера О.А.Рыдзе «Математическая грамотность» 3. Проанализировала опыт коллег по развитию математической грамотности, используя ресурсы Интернет.

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

1.Систематизировала приемы по формированию математической грамотности:

1)«Обогащение»: добавление к заданию из учебника новых инструкций.

2)Использование формулы и матрицы составления комплексной развивающей задачи на базе задания из учебника.

2. Разработала упражнения по формированию математической грамотности на основе тренажера О.А.Рыдзе «Математическая грамотность»

3. Проанализировала опыт коллег по развитию математической грамотности, используя ресурсы Интернет.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Место Тема Педсовет Дата «Развитие функциональной грамотности. Проблемы формирования ФГ у младших школьников» Собрание участников инновационной площадки октябрь 2021 Обмен опытом по теме «Функциональная грамотность. Пути формирования ФГ в начальной школе и среднем звене» Собрание участников инновационной площадки Родительское собрание август 2022 «Опыт формирования ФГ посредством знакомства с успешным опытом коллег (по итогам онлайн-конференции « PRO - навыки для жизни) октябрь 2023 «Функциональная грамотность. Виды ФГ» Родительское собрание сентябрь 2023 «Способы формирования математической грамотности на уроке математики и во внеурочной деятельности» октябрь 2023

Транслируемость практических достижений

профессиональной деятельности педагогического работника

Место

Тема

Педсовет

Дата

«Развитие функциональной грамотности. Проблемы формирования ФГ у младших школьников»

Собрание участников инновационной площадки

октябрь 2021

Обмен опытом по теме «Функциональная грамотность. Пути формирования ФГ в начальной школе и среднем звене»

Собрание участников инновационной площадки

Родительское собрание

август 2022

«Опыт формирования ФГ посредством знакомства с успешным опытом коллег (по итогам онлайн-конференции « PRO - навыки для жизни)

октябрь 2023

«Функциональная грамотность. Виды ФГ»

Родительское собрание

сентябрь 2023

«Способы формирования математической грамотности на уроке математики и во внеурочной деятельности»

октябрь 2023

  • Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]: курс лекций / А. В. Белоши- стая.— М.: Владос, 2007.— 455 с.
  • Виноградова Н.Ф. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование познавательных учебных действий: методическое пособие. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
  • Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5900/ (дата обращения: 16.10.2022).
  • Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  • Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ. 2009. №1.
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III : Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
  • Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений  / Л.  С.  Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л.  С.  Кожуховской.  – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с. https://www.youthworker. by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf
  • Рыдзе О.А. Математическая грамотность. Математика. Развитие. Диагностика.- АО «Издательство «Просвещение», 2023
  • Указ о национальных целях развития России до 2030 года. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – М.: ВАКО, 2022.
  • Федеральная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций). – Москва, 2023
  • https://uchitel.club/events/razvivaem-matematiceskuiu-gramotnost-na-urokax-v-1-2-klassax
  • https://uchitel.club/events/osnovy-funkcionalnoi-gramotnosti-v-nacalnoi-skole-vybiraem-effektivnye-reseniia