Формирование метапредметных компетенций
на уроках математики
и во внеурочное время
Непомнящих Т.В.
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» Чарльз Дарвин Не для школы – для жизни учимся
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Классификация метапредметных компетенций
- ценностно-смысловые компетенции;
- общекультурные компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- социально-трудовые компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:
- интерактивные технологии;
- метод сотрудничества;
- методики проектирования;
- использование ИКТ;
- деятельностный подход;
- работа по алгоритму и др.
Практико-ориентированные задания
Элементы сингапурской методики
Метапредметные
компетенции
Использование ИКТ
Олимпиады
конкурсы
Кружковая
работа
Практико-ориентированные задания
Принципы разработки практико- ориентированных заданий
• Значимость в повседневной жизни
• Естественность формулировок и соответствие практике
• Максимальный охват практических сюжетов
• Разноуровневость
• Соответствие образовательным стандартам и практике
1)Пакет молока стоит 45 рублей. В первой половине дня для пенсионеров предусмотрена скидка в размере 10%. Сколько рублей заплатит пенсионер за 2 пакета молока в 11 часов утра?
2) В квартире, где проживает Петр, установили прибор учета расхода холодной воды (счетчик). Первого мая счетчик показывал расход 172 куб. м воды, а первого июня — 177 куб. м. Какую сумму должен заплатить Петр за холодную воду за май, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 34 руб 17 коп? Ответ дайте в рублях.
31 декабря 2014 года Алексей взял в банке 9282000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (т .е. увеличивает долг на 10%), затем Алексей переводит в банк Х рублей. Какой должна быть сумма Х, чтобы Алексей выплатил долг четырьмя равными платежами (т .е. за четыре года)?
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5
На плане изображено домохозяйство, находящееся по адресу: с. Малые Всегодичи, д. 26. Сторона каждой клетки на плане равна 2 м. Участок имеет форму прямоугольника. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится коровник, а слева — курятник. Площадь, занятая курятником, равна 72 кв. м. Рядом с курятником расположен пруд площадью 24 кв. м. Жилой дом расположен в глубине территории. Перед домом имеется фонтан, а между фонтаном и воротами — небольшая берёзовая рощица. Между жилым домом и коровником построена баня. За домом находится огород (его границы отмечены на плане пунктирной линией), на котором есть теплица, а также (в самом углу и огорода, и всего домохозяйства) — компостная яма. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м х 1 м. Между коровником и курятником имеется площадка площадью 56 кв. м, вымощенная такой же плиткой.
1)Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок понадобилось купить владельцам домохозяйства для того, чтобы выложить все дорожки и площадку между коровником и курятником? 2) Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах. 3) Найдите расстояние от жилого дома до бани (расстояние между двумя ближайшими точками объектов по прямой). Ответ дайте в метрах. 4) Владельцы домохозяйства планируют обновить всю тротуарную плитку (и дорожки, и площадку между коровником и курятником). В таблице представлены условия трёх поставщиков плитки.
Поставщик
Стоимость плитки (в руб. за 1 кв.м.)
1
Доставка (в руб.)
2
270
3
Работы по демонтажу старой плитки и по укладке новой (в руб.)
4000
280
300
15000
3000
5000
2000
8000
Практико-ориентированные задания
Виды практико-ориентированных заданий .
6. Практическая планиметрия
1. Чтение графиков и диаграмм
7. Практическая стереометрия
2. Простейшие вычисления в быту
8. Вычисление шансов (простейшая вероятность)
3. «Оптимальный» выбор
9. Задачи на проценты
4. Перевод единиц
5. Сопоставление
10. Задачи с экономическим содержанием
Задачи, связанные с оплатой, налогами составляют около 30% всего множества практико-ориентированных задач
Практико-ориентированные задания
Пополнение банка в части практико-ориентированных задач
• Удаление морально устаревших задач и постоянное обновление содержания (меняющиеся цены)
• Разработка новых прототипов
• Расширение тематики заданий по статистике и теории вероятностей
Использование ИКТ
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
Активизации познавательной деятельности учащихся.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Развитие метапредметных компетенций – это важная задача не только урока, но и внеурочной деятельности .
Задачами внеурочной деятельности по математике в школе являются:
- Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.
- Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;самостоятельности в получении знаний.
- Расширение запаса знаний школьников: по математике во всех областях изучаемых, развитие логического мышления, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
- Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по математике.
- Выявить особо одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности .
- Применение на практике
Занятия математического кружка «Занимательная математика»
Математический Квест
Математический турнир
Учи.ру
Олимпиада нацелена на повышение интереса и мотивации школьников к изучению математики. Конкурсные испытания имеют отличия от типовых задач общеобразовательной программы. Прежде всего, они представлены в понятной детям и подросткам игровой форме, учат мыслить шире привычных рамок, не требуя при этом углублённого знания школьной программы.
Школа Пифагора
- «Школа Пифагора» — это система дополнительного математического образования и математических соревнований для воспитанников дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, проявляющих интерес к математике и решению математических задач, предполагающая:
- -развитие математических способностей учащихся;
- -повышение их логической и общей культуры;
- -формирование навыков продуктивного и критического мышления;
- -привитие вкуса к содержательному общению;
- -побуждение к самостоятельным занятиям;
- -подготовку к участию в математических соревнованиях.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь.
Конфуций