Формирование метапредметных навыков на уроках английского языка
Имескенова Э.Ц., учитель английского языка
Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. Перед учителями поставлены новые задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса. Приоритет личностно-ориентированного подхода заключается в формировании межпредметных и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и и учебно-познавательных задач.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательной программы, так и в реальных жизненных ситуациях. Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, включают:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, сотрудничать и взаимодействовать в группе в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
- ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения); умения работать с разными источниками информации;
- готовность к профессиональной деятельности с учетом собственных интересов и возможностей.
Среди трудностей обучения учащихся в среднем звене - неумение самостоятельно работать с книгой, компьютерными программами и другими источниками информации, участвовать в проектной и исследовательской работе. Рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, нужно отметить, что мотивы определяются внутренними побуждениями человека. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован. Создание условий по формированию внутренней мотивации у учащихся 5-8 классов в изучении английского языка приводит к осознанию необходимости разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка, формированию коммуникативной компетенции.
Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд, может стать комплекс упражнений, проектов. Они помогут решить такие задачи, как овладение учащимися навыками поисковой работы, умением работать со справочниками, литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет, выделение и обобщение нужной информации, развитие способности к самооценке и оценке одноклассников, развитие творческих способностей, повышение интереса к изучаемому языку.
Например, учащемуся 8 класса предстоит собрать информацию об одной из известных школ Англии. Результат работы учащихся - презентация, посвященная известной британской школе. Учащийся начинает подготовку к проекту, вспоминая вместе с учителем лексику по теме «Школа». Затем знакомится с текстом о школах в Британии и России и заполняет таблицу, используя личный опыт и информацию из текста. Учащийся выбирает, о какой школе он будет готовить презентацию и составляет план своего проекта. Затем он обсуждает свой план с учителем и на его основе готовит небольшой рассказ о выбранной школе. Дома учащийся готовит компьютерную презентацию своего проекта, используя схему, данную в последнем упражнении. На уроке проходит защита проекта, оценивание работы по определенным критериям.
При изучении темы «Путешествие. В аэропорту» навигационные знаки предполагают умение воспользоваться информацией, представленной на английском языке. Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации.
У учащихся совершенствовались такие метапредметные умения, как умение планировать свое речевое и неречевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, исследовательские умения (поиск и выделение нужной информации, анализ и обобщение ее), прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов, умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Проблема разработки интегрированных уроков по английскому языку в 5-9 классах в настоящее время особенно актуальна в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интеграция в обучении и дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межязычных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция в уроки английского сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру и кино и даст результаты обучения, которые будут проявляться в
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения - формирование в комплексе метапредметных компетенций.
Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация).
Для решения этой задачи используем следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки -технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации конспект, таблица, схема.
Mindmapping (майндмэппинг, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышленияи альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. ДеПпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформированных причин. В «хвосте» - вывод.
На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант – прием «за» и «против».
Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.
Таким образом, можно считать, что развитие метапредметных умений и навыков по английскому языку в среднем звене основной школы будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения (учебных материалов). Использование технологии проектов, интегрированных уроков, олимпиадных заданий может помочь повысить интерес и положить начало развитию метапредметных умений по английскому языку.