СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных результатов на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы по формированию метапредметных результатов на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов на уроках в начальной школе.»

Формирование метапредметных

результатов на уроках в начальной школе.

(Из опыта работы)


Добрый день, уважаемые коллеги! Мы все с вами учителя-практики, и каждый в своей области новатор. Сегодня я хочу поделиться с вами изюминками, которые я использую в своей работе, а конкретнее, формами и методами работы по достижению метапредметных результатов.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек никогда не останется голодным.

Цель новых стандартов - формирование у школьников метапредметных результатов, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Для достижения данной цели, учитель не дает знания в готовом виде, дети сами их приобретают. Именно поэтому учитель на уроке - это умелый тьютор, который направляет детей к получению чего-то нового.


Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи

И. Г. Песталоцци

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

Как театр начинается с вешалки, так и урок начинается с мотивационного этапа.

Все вы пришли сюда с разным настроением. Предлагаю оценить ваше психолого-эмоциональное состояние в начале нашей работы по 5 бальной шкале. Пожалуйста, по очереди.

- Спасибо большое. Действие, которое мы с вами только что совершили, относится к приемам рефлексии, (т.е. в переводе с латинского - размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание). Она мотивирует детей на урок, нужна для создания у учащихся состояния доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

(Слайд видео с уроков).

Для определения темы урока я использую традиционные приемы, а именно

-приём «Сравнения»:

а) сравнения межвидовые, межродовые и т.д.;

б) нахождение в группе предметов - лишний.

- прием «Кроссворд»;

-прием «Ребус»;

- прием « Ключевые термины»;

-прием «Волшебная коробочка, сундучок и т.д.».


Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы использую групповые технологии обучения

Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Для успешной работы для себя выделяю, по 2-3 группы учащихся:

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.

(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач)

2-я группа – учащиеся со средними способностями.

(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.

(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке).

Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.

Когда дети работают в группе, они распределяют роли по силам, то есть каждому ребенку из 3 групп даётся определённая работа. В группе все задействованы. Иногда, в зависимости от сложности материала деление происходит на равные по умственным способностям группы. В это также есть свои плюсы. Во-первых при определенных трудностях сильные учащиеся приходят на помощь слабым. Во-вторых, в результате сотрудничества у учащихся с низкой мотивацией появляется желание познавать что-то новое.

Групповая форма обучения решает три основные задачи.

Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Чего не следует делать при организации групповой работы:

1. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе   работать.

2. Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.

3. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.

4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.


В процессе урока создаю условия для развития и саморазвития творческой и мыслительной деятельности учащихся, используя разнообразные задания. Например:

4 класс, урок окружающего мира, раздел «Страницы истории России».

Задача: "Москва основана в 1147 году. Краснодар в 1793 год. На сколько лет Москва старше Краснодара?" ( на 646 лет). Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, история, кубановедение.

4 класс, урок математики раздел «Числа, которые больше 1000.

Сложение и вычитание» «Ребят заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостает им, чтобы ответить на этот вопрос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны? Из географического атласа узнали, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируйте задачу, которую нужно решит. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ». Связь географии и математики.

2 класс, литературное чтение. На карточке записано самое начало рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Пропущены некоторые буквы, их нужно вставить..

 К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа. Это упражнение способствует развитию орфографической зоркости.

Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

Связь литературного чтения и русского языка

Интересны задания Грамматическая арифметика.


Череп - П + муха = ? (черемуха)

Чёрный – ый + О + слива – А = ? (чернослив)


В качестве диагностики сформированности метапредметных результатов я использую работу с текстом. Например даётся текст о Петре I. (окружающий мир, 4 класс)

Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания

а) Из какого рода был Петр 1?

б) Сколько ремесел имел?

в) Чем прославился во время своего правления Петр 1?

г) Поставь ударение в словах: флотилия, ремесло, ботик.

д) Из первого абзаца выпиши три слова, в которых все согласные звуки твердые.

Е ) Из первого абзаца выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. ё) Определите часть речи выписанного слова.

Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов.

Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.



Несомненно, успешным способом формирования метапредметных результатов обучения является проектная деятельность

        В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа  УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов.

         На начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить формируются - регулятивные УУД.                

                Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации (интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

                Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

                Что же касается  личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Заключение.

Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку, что в итоге формирует метапредметные УУД.