Формирование метапредметных
результатов на уроках в начальной школе.
(Из опыта работы)
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы все с вами учителя-практики, и каждый в своей области новатор. Сегодня я хочу поделиться с вами изюминками, которые я использую в своей работе, а конкретнее, формами и методами работы по достижению метапредметных результатов.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек никогда не останется голодным.
Цель новых стандартов - формирование у школьников метапредметных результатов, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Для достижения данной цели, учитель не дает знания в готовом виде, дети сами их приобретают. Именно поэтому учитель на уроке - это умелый тьютор, который направляет детей к получению чего-то нового.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи
И. Г. Песталоцци
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.
Как театр начинается с вешалки, так и урок начинается с мотивационного этапа.
Все вы пришли сюда с разным настроением. Предлагаю оценить ваше психолого-эмоциональное состояние в начале нашей работы по 5 бальной шкале. Пожалуйста, по очереди.
- Спасибо большое. Действие, которое мы с вами только что совершили, относится к приемам рефлексии, (т.е. в переводе с латинского - размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание). Она мотивирует детей на урок, нужна для создания у учащихся состояния доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.
(Слайд видео с уроков).
Для определения темы урока я использую традиционные приемы, а именно
-приём «Сравнения»:
а) сравнения межвидовые, межродовые и т.д.;
б) нахождение в группе предметов - лишний.
- прием «Кроссворд»;
-прием «Ребус»;
- прием « Ключевые термины»;
-прием «Волшебная коробочка, сундучок и т.д.».
Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы использую групповые технологии обучения
Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.
Для успешной работы для себя выделяю, по 2-3 группы учащихся:
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.
(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач)
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.
(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке).
Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.
Когда дети работают в группе, они распределяют роли по силам, то есть каждому ребенку из 3 групп даётся определённая работа. В группе все задействованы. Иногда, в зависимости от сложности материала деление происходит на равные по умственным способностям группы. В это также есть свои плюсы. Во-первых при определенных трудностях сильные учащиеся приходят на помощь слабым. Во-вторых, в результате сотрудничества у учащихся с низкой мотивацией появляется желание познавать что-то новое.
Групповая форма обучения решает три основные задачи.
Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Чего не следует делать при организации групповой работы:
1. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
2. Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
3. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В процессе урока создаю условия для развития и саморазвития творческой и мыслительной деятельности учащихся, используя разнообразные задания. Например:
4 класс, урок окружающего мира, раздел «Страницы истории России».
Задача: "Москва основана в 1147 году. Краснодар в 1793 год. На сколько лет Москва старше Краснодара?" ( на 646 лет). Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, история, кубановедение.
4 класс, урок математики раздел «Числа, которые больше 1000.
Сложение и вычитание» «Ребят заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостает им, чтобы ответить на этот вопрос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны? Из географического атласа узнали, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируйте задачу, которую нужно решит. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ». Связь географии и математики.
2 класс, литературное чтение. На карточке записано самое начало рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Пропущены некоторые буквы, их нужно вставить..
К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа. Это упражнение способствует развитию орфографической зоркости.
Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.
к м д В л д В д к
ш л п с т л д в н
к х н к м н т к р з н
Связь литературного чтения и русского языка
Интересны задания Грамматическая арифметика.
Череп - П + муха = ? (черемуха)
Чёрный – ый + О + слива – А = ? (чернослив)
В качестве диагностики сформированности метапредметных результатов я использую работу с текстом. Например даётся текст о Петре I. (окружающий мир, 4 класс)
Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания
а) Из какого рода был Петр 1?
б) Сколько ремесел имел?
в) Чем прославился во время своего правления Петр 1?
г) Поставь ударение в словах: флотилия, ремесло, ботик.
д) Из первого абзаца выпиши три слова, в которых все согласные звуки твердые.
Е ) Из первого абзаца выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. ё) Определите часть речи выписанного слова.
Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов.
Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.
Несомненно, успешным способом формирования метапредметных результатов обучения является проектная деятельность
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов.
На начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить формируются - регулятивные УУД.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации (интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
Заключение.
Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку, что в итоге формирует метапредметные УУД.