СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений учащихся посредством использования метода проектов в процессе преподавания русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений учащихся посредством использования метода проектов в процессе преподавания русского языка»


Приложение 1.1



Тема опыта: «Формирование метапредметных умений учащихся посредством использования метода проектов в процессе преподавания русского языка»

Автор опыта: Никонова Виктория Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ НАО «СШ № 4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов»


Раздел I. Общие сведения

1.1. Условия возникновения и становления опыта

Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека в течение всей жизни, поэтому ведущую педагогическую идею определяю для себя следующим образом: сделать так, чтобы каждый обрёл смысл и мотив своего пребывания на уроке и был способен реализовать себя в будущем.


1.2. Актуальность опыта

Актуальность темы опыта «Формирование метапредметных умений учащихся посредством использования метода проектов в процессе преподавания русского языка» определяется противоречием между требованиями общества и уровнем подготовки личности ученика.

Из этого противоречия вытекают несколько частных:

  1. Традиционная практика дробления знаний на предметы противоречит необходимости метадеятельностного подхода в обучении.

  2. Несоответствие объема информации, которую должен освоить ребенок, отводимому на это учебному времени в условиях концентрического подхода.

  3. Между традиционным репродуктивным построением заданий в школьном учебнике и требованием времени развивать продуктивное, творческое мышление.

Как результат срабатывания данных противоречий – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления.

Особое место, на мой взгляд, в свете стандартов второго поколения, занимают метапредметные результаты. В основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию и другие.

Как показывает опыт, высокий результат формирования метапредметных умений и навыков даёт применение проектной методики.

Выделим несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • умение производить анализ, сравнение, сопоставление явлений;

  • умение сотрудничать в группах, работать в парах;

  • умение дать оценку явлению, оценить собственную работу и работу товарища;

  • умение самостоятельного поиска нужной информации, используя современные источники знаний.

Методологическую основу опыта составляют:

  • положения об активной роли растущего человека в процессе собственного личностного становления;

  • положение об установлении зависимости результатов личностного развития от обучения;

  • технология развивающего обучения, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка;

  • теория поэтапного формирования умственных действий;

  • принципы личностно-ориентированного обучения, реализация которых позволяет максимально помочь личности познать себя, самореализоваться;

  • теория и методика педагогического исследования.


Раздел II. Технология описания опыта

2.1. Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью данного педагогического опыта определяю формирование метапредметных умений и навыков обучающихся посредством включения в процесс обучения проектной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

  • сформировать навыки проведения исследований;

  • сформировать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге;

  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

На данном этапе работы, проанализировав требования стандартов к личностным и метапредметным результатам, выделила для себя следующие: использование различных способов работы с информацией, овладение логическими действиями при работе с материалом, установление связей, построение рассуждений, умение выстраивать диалог, аргументированно высказывать своё мнение.


Этимологически слово «исследователь» восходит к корню след. Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет свой собственный след в истории, нападает на след и идет к цели, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.

Как же практически помочь детям стать следопытами слова?

На первом этапе (5-6 классы) учу целенаправленному поиску информации, презентации деятельности, самоанализу.

Чаще всего в процессе обучения учащимися создаются краткосрочные информационные мини-проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо явлении, на её анализ и обработку. В организации работы над подобными проектами важно, чтобы ученик понимал, для чего он собирает сведения. Представляется такая работа в классе в виде презентации. Например: информационные проекты в 5 - 6 классе «История алфавита», «Пословицы - синонимы», «Словари рассказывают».

Данный вид работы позволяет углубить знания по предмету, способствует расширению кругозора.

На этом этапе важно помнить о формировании умений социального взаимодействия. Не секрет, что для активной мыслительной деятельности каждого важна поддержка или «подпитка» группы. Например, проведение мини-экспериментов со словом. В 5 классе использую элемент соревновательности и предлагаю ученикам разбиться на группы для работы. Предлагаю определить по словарю лексическое значение слова «радость» и выяснить его поэтические возможности: подобрать рифмы, эпитеты, составить двустишие). Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения.

Особый интерес у учащихся 5 – 6 классов вызывает участие в творческих, игровых проектах по русскому языку. Например, зачёт по теме «Фразеология» в 6 классе. Учащиеся самостоятельно разбиваются на команды по 3 - 4 человека и обыгрывают использование в речи фразеологизмов, опираясь на жизненный опыт. Проекты ребята готовят самостоятельно, консультируясь с учителем только по мере необходимости. В этом всегда присутствует риск, правильно ли поняли задание ребята, смогут ли отразить связь изученного языкового явления с жизнью. Такие уроки – зачеты всегда позволяют взглянуть на учеников через призму творческих способностей, способствуют лучшему пониманию, а значит и усвоению материала.

К длительным проектам в моей практике относится исследовательский проект создания «Энциклопедии слова», который делится на этапы в зависимости от приобретённых учащимися знаний и умений по предмету. Начальный этап 5 класс предполагает изучение фонетики, орфоэпии и графики отдельного слова, в 6 классе ученики подробно изучают лексическое своеобразие этого же слова, семиклассникам становится под силу морфологический анализ. В результате учащиеся осуществляют комплексный подход к изучению слова как единицы языка, создают целостную картину жизни слова в языке, что позволяет развивать интеллектуальные способности ученика.

Например, в 6 классе после изучения темы «Лексика и фразеология» ученикам на одном из уроков предлагается составить «Лексическую энциклопедию слова «дом»». Ученики выясняют лексическое значение слова («жилое здание, а также люди, живущие в нём», «квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство», его многозначность), выясняют происхождение (Общеслав., индоевроп. характера ср. греч. «domos» - строение, лат. «domus» -дом.) подбирают синонимы (Хижина, изба, жилище, берлога, логово, кров, здание), выясняют словообразовательные особенности (подбирают однокоренные слова Домовой, домик, домишко, домохозяйка, домашний, надомный, домовладелец), работают с художественными возможностями слова на примере стихотворного текста выясняют возможные эпитеты к слову, подбирают метафоры: отчий, родной, «родные стены», «начало всех начал», «надёжный причал», «колыбель детства», анализируют возможности использования слова в речи (вспоминают пословицы, поговорки и фразеологизмы с этим словом не только на русском языке, но и на ненецком). В нашем многонациональном округе очень важно постоянно обращаться к вопросу взаимодействия культур русского и ненецкого народов.

Ежегодно под руководством учителя создаются исследовательские долгосрочные проекты учениками 5 – 7 классов. Несмотря на столь юный возраст, ученики создают работы, приближенные к настоящим научным исследованиям. Такие работы характеризуются логической последовательностью и обозначением новых проблем для дальнейшего хода исследования. Доля научности в таких проектах, тем не менее, невысока. Работа над исследованием ведётся во внеурочное время.

На втором этапе значимой становится деятельность по проектированию самостоятельного исследования.

Это предполагает самостоятельный выбор актуальных и дискуссионных тем проектов, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач, привлечение знаний из разных научных областей. ФГОС предлагает учащимся старших профильных классов написание и защиту индивидуальных проектных работ. Часто для написания такой работы по одному из предметов ученикам приходится обращаться к знаниям из других наук.

Так, например, работа «Язык Интернета» требовала от ученицы осуществления интеграции лингвистики (анализ лексического состава сайтов социальных сетей и языковых особенностей речи интернет-пользователей), информатики (умение правильно отбирать сайты для анализа), обществознания (понадобились знания о социальных группах).

Данная технология позволяет реализовывать национально-региональный компонент в обучении русскому языку. Написание исследовательской работы «Диалектизмы Русского Севера (на примере лексической группы «Растительный мир»)» требовало от группы учащихся 10 класса тщательного изучения не только лексических особенностей нашего края, но и его географического своеобразия и истории становления. В нашем округе населённые пункты находятся на большом отдалении друг от друга, сообщение между ними затруднено (во многие «только самолётом можно долететь»). Интересны сохранившиеся диалектные особенности, которые отражают историю заселения нашего округа. Для исследования ученики выбрали довольно небольшую группу слов – названия некоторых грибов, ягод и цветов, поскольку на жизненном опыте столкнулись с несоответствием некоторых названий растений их литературному варианту, также в основу отбора материала для исследования лёг принцип ярко выраженной внутренней формы слов. Например, слово «путник» - подорожник, «красноголовик» - подосиновик, «кислица» - красная смородина и щавель, «пуговичник» - пижма, «кашка» - клевер, «обабок» или «болотник» - подберёзовик. Определить круг исследуемого материала помогли описание климата и особенностей растительного мира региона, что потребовало знаний из курса географии и ботаники. Работа с диалектными словарями Архангельской и Вологодской областей, знакомство с архивными документами, личные беседы с людьми пожилого возраста позволили ученикам определить основные пути заселения округа: беженцы – старообрядцы из Новгорода, Вологды, естественная миграция населения из ближайших регионов Архангельской области и Коми Республики, трудовые мигранты, которые прибыли в округ в середине 20 века в период активного освоения Севера.

Несомненно, творческий проект, как и исследовательский, требует сформированности определенных знаний и умений. При написании творческой работы: сочинения, лирического произведения, конкурсного эссе – обучающиеся должны уметь производить анализ, сравнение и описание явлений, уметь самостоятельно находить нужную информацию, используя современные источники знаний, уметь оформить и представить собственный результат.

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта является повышение уровня развития исследовательского поведения, интеллекта и креативности обучающихся, что способствует их успешной самореализации.

Показатели исследования и методики, используемые для измерения, представлены в таблице.


Наименование показателя

Используемая методика

Познавательная активность

Методика экспертной оценки, составленная по материалам опросников Ч.Д. Спилбергера, А.К. Осницкого.

Уровень развития исследовательского поведения

Методика оценки А.Н. Поддъякова.

Мотивация деятельности

Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?» Т.Н. Шамовой.

Развитость творческого мышления

Методика Е. Торренса (характеристики «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3, 4. 5, 7


Предпосылкой для достижения положительной динамики самореализации школьников, повышения уровня развития исследовательского поведения, интеллекта и креативности являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков. К формам контроля для их измерения в опыте относятся:

    • текущий контроль (еженедельная оценка успешности);

    • самоконтроль и самооценка (данные способы аттестации служат целям развития индивидуальных черт личности);

    • мониторинг динамики успешности развития каждым из учащихся и сопоставление новых достижений ученика с его прошлыми успехами;

    • итоговая аттестация.

В ходе мониторинга выявлялась положительная динамика уровня развития исследовательского поведения, интеллекта и креативности обучающихся. Распределение старших школьников по уровням осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий, средний, низкий. Степени проявления отдельных показателей также имеют текстовые оценки: высокая, средняя, низкая.

Данные мониторинга динамики уровня развития исследовательского поведения, интеллекта и креативности обучающихся представлены в таблице.



Наименование показателей

Динамика перехода обучающихся

по степеням проявления показателей (в %)

высокая

→ высокая

низкая

→ высокая

средняя

→ высокая

низкая

→ средняя

средняя

→ средняя

низкая

→ низкая

Познавательная активность

15

18

42

22

3

0

Уровень развития исследовательского поведения

5

38

12

32

8

5

Мотивация деятельности

0

40

15

35

5

5

Развитость творческого мышления

5

5

43

28

12

7


Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики самореализации обучающихся, уровня развития их исследовательского поведения, интеллекта и креативности, достигнутая посредством использования приемов и методов исследовательской работы, может считаться оптимальной.

Показателем повышения уровня интеллектуального и творческого развития учащихся является также качество обученности школьников по предметам, результаты участия в предметных олимпиадах, исследовательских и творческих конкурсах.


Данные по успеваемости и качеству знаний учащихся по предмету

Учебный год

Общеобразовательные классы

Профильные классы



Успеваемость

%

Качество

%

Успеваемость

%

Качество

%

2021/22

100

81

100

92

2022/23

100

84

100

90

2023/24

100

89

100

96,5


Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

результат

Уровень

олимпиады

1

Андрюкова Ольга

2021

8

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

2

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

3

Головина Полина

2021

8

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

4

Калашников Алексей

2021

8

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

5

Талеев Григорий

2021

8

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

6

Янзинова София

2021

8

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

7

Мамурова Сабина

2021

9

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

8

Канева Юлия

2021

10

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

9

Кирюхина Валерия

2021

10

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

10

Кугубаева София

2021

10

ВсОШ по литературе

победитель

муниципальный

11

Шубин Иван

2021

10

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

12

Андрюкова Ольга

2022

9

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

13

Бескаравайный Владислав

2022

9

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

14

Талеев Григорий

2022

9

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

15

Янзинова София

2022

9

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

16

Алтухова Анастасия

2022

10

ВсОШ по литературе

победитель

муниципальный

17

Артеева Юлия

2022

10

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

18

Никитин Ростислав

2022

10

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

19

Загудалова Юлия

2022

11

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

20

Чупрова Алина

2022

11

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

21

Шубин Иван

2022

11

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

22

Мамурова Сабина

2022

9

ВсОШ по литературе

призёр

региональный

23

Кугубаева София

2022

10

ВсОШ по литературе

победитель

региональный

24

Ряскова София

2022

10

ВсОШ по литературе

призёр

региональный

25

Янзинова София

2023

10

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

26

Семяшкина Дарья

2023

11

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

27

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

28

Подволоцкая Людмила

2023

11

ВсОШ по русскому языку

призёр

муниципальный

29

Тарасова Дарья

2023

11

ВсОШ по литературе

призёр

муниципальный

30

Кугубаева София

2023

11

ВсОШ по литературе

призёр

региональный

31

Ряскова София

2023

11

ВсОШ по литературе

победитель

региональный

32

Чупрова Алина

2023

11

ВсОШ по литературе

призёр

региональный

33

Семяшкина Дарья

2024

11

ВсОШ по литературе

призёр

региональный

34

Подволоцкая Людмила

2024

11

ВсОШ по литературе

призёр

региональный



Участие обучающихся в конференциях, конкурсах различного уровня

Учебный год

ФИО участника

Класс

Название конкурса

Уровень конкурса

Результат

2021/22

Маматкулова Хусноро

10

Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке

региональный

победитель

Долгобородова Наталья

10

Школьная научно-практическая конференция «Юность. Познание. Творчество»

школьный

участник

Ушакова Ксения

10

Литературный конкурс короткого рассказа для молодёжи НАО

региональный

участник

Чупрова Алина

10

Школьная научно-практическая конференция «Юность. Познание. Творчество»

школьный

участник

Шубин Иван

10

Литературный конкурс короткого рассказа для молодёжи НАО

региональный

участник

Всероссийский конкурс сочинений «Безопасный интернет»

всероссийский

участник

2022/23

Алтухова Анастасия

10

Региональная научно-практическая конференция обучающихся и молодых ученых «Апрельские чтения» (С(А)ФУ)

региональный

Диплом 3 степени

Артеева Юлия

10

Региональный конкурс творческих работ «Пётр I: великие дела!»

региональный

призёр

Дуркин Роман

10

Региональный конкурс сочинений «Бессмертный подвиг Сталинграда»

региональный

призёр

Пырерко Анастасия

10

Региональный конкурс творческих работ «Пётр I: великие дела!»

региональный

призёр

Тарасова Дарья

10

Школьная научно-практическая конференция «Юность. Познание. Творчество»

школьный

участник

Явтысая Ольга

10

Региональный конкурс творческих работ «Пётр I: великие дела!»

региональный

призёр

Алтухова Анастасия, Подволоцкая Светлана, Тарасова Дарья

10

День молодежного самоуправления, конкурс проектов по направлению «Благоустройство»

муниципальный

победитель

Чупрова Алина

11

Региональная научно-практическая конференция обучающихся и молодых ученых «Апрельские чтения» (С(А)ФУ)

региональный

Диплом 3 степени

Шубин Иван

11

Всероссийский конкурс сочинений учащихся «Золотое перо - 2023»

всероссийский

победитель

2023/24

Одегова Софья

10

Школьная научно-практическая конференция «Юность. Познание. Творчество»

школьный

участник

Подволоцкая Светлана, Подволоцкая Людмила

11

День молодежного самоуправления, конкурс проектов по направлению «Повышение эффективности реализации молодежной политики»

муниципальный

победитель

Никитин Ростислав,

Димитриева Вероника

11

Фотокросс «Преследуя кадр»

муниципальный

участник

Димитриева Вероника, Явтысая Ольга,

Подволоцкая Светлана, Тарасова Дарья

11

Деловая игра «Бизнес-КВИЗ»

региональный

призёр

Тарасова Дарья

11

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

всероссийский

Диплом победителя



Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию метода проектов как средства развития интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе.


Библиографический список

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. С.24-34.

  2. Бреховских Л.М. Как делаются открытия // Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., 2001. С.5-29.

  3. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы // Наука в школе. – М.: НТА «АПФН», 2003. Т.1. С.82-82.

  4. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001.

  5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  7. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. – М.: Народное образование, 2001. С.33-37.

  8. Медведев Д. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008. См.: http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml

  9. И.В.Муштавинская, М.Б.Сизова Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/12/МР_Проектная-деятельность.pdf

  10. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / http://www.researcher.ru/index.html.

  11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

  12. ФГОС Среднее общее образование. https://fgos.ru/fgos/fgos-soo.