СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мировоззрения учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идёт речь о роли физики в формировании мировоззрения учащихся, становлении физической картины мира.

Просмотр содержимого документа
«ПедЧт14»

В современных условиях перед каждым человеком становится довольно сложная задача выбора собственного жизненного пути при своевременном становлении его личностных взглядов, миропонимания, мироощущения, то есть мировоззрения. Что следует понимать под мировоззрением? Существует несколько определений данного понятия.

Мировоззрение (с точки зрения философии) - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение (с точки зрения психологии) - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение (с точки зрения педагогики) - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Все эти определения можно объединить в одно: «мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации»

Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, осознания им себя и своего места в мире. С давних времен учитель являлся основным источником информации и наставником для учеников, а познание окружающей действительности осуществлялось при помощи наблюдений природных явлений. Накопленную информацию человек обрабатывал, делал выводы, записывал с помощью знаков и различных знаковых систем, хранил и передавал из поколения в поколение.

При обучении в школе преимущественно происходит формирование научного мировоззрения человека. Физика по ряду причин является одним из предметов, имеющих первостепенное значение при формировании научного мировоззрения. Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей, так как авторитет науки во все времена был мощным фундаментом в формировании мировоззрения человека.

Воздействуя решающим образом на научно-технический прогресс, физика тем самым оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества, в том числе на человеческую культуру. Нет необходимости доказывать, что современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются.

Физика вносит существенный вклад в выработку нового стиля мышления, который можно назвать планетарным мышлением. Она обращается к проблемам, имеющим большое значение для всех стран и народов. Сюда относятся, например, проблемы солнечно-земных связей, касающиеся воздействия солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли; прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана и земной атмосферы.

Выходит что физика - не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. И эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей.

Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей; физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, жизненной позиции. Всем школьникам (независимо от того, кем они станут в будущем) необходимо знать, что мир познаваем. Что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости уметь перестроится. Что в изменяющемся мире есть неизменные "опорные точки" - инварианты: «что бы ни менялось, а энергия сохраняется», «что бы ни происходило, а правда, в конце концов, торжествует». Что по мере углубления знаний «картина мира» неизбежно усложняется, и вчерашние "рамки" становятся непригодны. Получается, что физика оказывает огромное влияние на формирование активной жизненной позиции молодежи.

Традиционная методика преподавания физики предполагает разучивание основных законов и формул, их экспериментальную проверку и закрепление решением качественных задач. В современном мире наблюдается экспоненциальное нарастание информационных потоков, интенсивный обмен информацией между природой и обществом, и в связи с этим возникает необходимость пересмотра форм и методов формирования мировоззрения учащихся. Наступил XXI век – век стремительного внедрения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в систему образования.

Современные дети получают огромное количество информации из различных источников, однако не всегда могут правильно ее перерабатывать и превращать ее в знания. Бессистемное переполнение детских умов информацией зачастую приводит не к приобретению знаний, а к рассеиванию памяти. В этом случае педагог должен вовремя прийти на помощь и научить:

- целенаправленному поиску;

- распределению;

- выделению главного;

- нахождению связей между отдельными объектами;

- структурированию;

- применению информации.

Здесь учитель выступает в роли координатора и помощника.

В процессе обучения физики необходимо создавать условия, способствующие воспитанию личности, адаптированной к современным условиям жизни, а также формировать научное мировоззрение, опираясь на знания о физической картине мира. Безусловно, представления об окружающем мире должны отражать сущность научно – технического прогресса, связь с современной жизнью, наукой и техникой.

Физика – наука экспериментальная. Практически невозможно сформировать представление о физической картине мира без демонстраций, опытов или лабораторных работ. К сожалению, оснащение школьных физических лабораторий не всегда позволяет провести даже необходимые опыты, не говоря уже о серьезных работах. Разнообразить урок, сделать его творческим, более глубоко разобраться с физическими процессами, приборами, понятиями позволяет компьютерная поддержка. Механизм протекания многих явлений невозможно наглядно представить при обычных условиях. Например, броуновское движение, изопроцессы, модели атомов и атомных ядер и многое другое. И этот вопрос можно решить при помощи видео – и анимационных фрагментов демонстраций физических явлений, классических опытов. Компьютерные презентации занимают сейчас особое место в формировании естественнонаучной картины мира. Красочно оформленные слайды с изобразительными иллюстрациями и анимационным эффектом производят глубокое впечатление на сознание учеников, заменяя обычные записи мелом на доске, таблицы, схемы. Они формируют наглядный образ в сознании обучающегося. В результате появляется заинтересованность учебным предметом, улучшается запоминание материала (особенно если применяются звуковые эффекты), и тем самым повышается качество знаний и уровень обученности.

Большую помощь в формировании научного мировоззрения играет то, как построен учебник (и об этом я не могу не сказать). Речь идёт о том, что к последним изданиям (в частности учебникам А.В. Пёрышкина) есть электронные приложения. Кроме того помимо традиционных вопросов к параграфу есть задания практического характера, которые любой ученик может выполнить в домашних условиях. Такие задания позволяют расширить кругозор обучающихся, побуждают к поиску ответов для объяснения наблюдаемых явлений, повышают интерес к предмету.

Просмотр содержимого презентации
«Формирование мировоззрения учащихся средствами предмета»

Формирование мировоззрения учащихся средствами предмета

Формирование мировоззрения учащихся средствами предмета

Мировоззрение (с точки зрения философии) - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.  Мировоззрение (с точки зрения психологии ) - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение (с точки зрения педагогики) - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение (с точки зрения философии) - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение (с точки зрения психологии ) - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение (с точки зрения педагогики) - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Физика по ряду причин является одним из предметов, имеющих первостепенное значение при формировании научного мировоззрения.  Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире.  Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса.  В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Физика по ряду причин является одним из предметов, имеющих первостепенное значение при формировании научного мировоззрения.

Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире.

Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса.

В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

физика - не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей.  педагог должен вовремя прийти на помощь и научить: - целенаправленному поиску; - распределению; - выделению главного; - нахождению связей между отдельными объектами; - структурированию; - применению информации.

физика - не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей.

педагог должен вовремя прийти на помощь и научить:

- целенаправленному поиску;

- распределению;

- выделению главного;

- нахождению связей между отдельными объектами;

- структурированию;

- применению информации.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!