СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей". Предметы: английский и немецкий языки.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей»

Завьялова Т.Н., преподаватель иностранного языка Гагинского филиала ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

Формирование мотивации изучения иностранного языка

у студентов неязыковых специальностей

В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Важное значение как отечественные, так и зарубежные исследователи придают подготовке новой генерации педагогических кадров, способных осуществлять образовательно-воспитательную деятельность в условиях поликультурного социума, глобализации общественных отношений.

В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурному общению на иностранном языке (ИЯ). Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента. Данная проблема занимает многих известных российских ученых-методистов, таких как В.В. Сафонова, В.В Ощенкова, А.А. Миролюбов и учителей-практиков.

Открытость политики Российской Федерации мировому сообществу и являющаяся следствием этого интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулировали возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций.

Все эти обстоятельства ведут к необходимости как можно раньше приобщать ребенка к иностранному языку не только как к средству общения, но и как к средству познания другой национальной культуры. Это позволит учащемуся сравнить культуру своей страны с культурой изучаемого языка, а также расширить его возможности для участия в межкультурной коммуникации.

В настоящее время знание английского языка приобретает все больше и больше практических преимуществ, поэтому его изучение стало необходимостью. Однако, при всей его важности и неоспоримых преимуществах, студенты неязыковых специальностей в своем большинстве, не рассматривают его как необходимый к изучению предмет. А руководствуются они тем мнением, что английский язык не понадобится им ни в жизни, ни в профессиональной деятельности, или же он просто не нравится им своей сложностью. Без сомнения, английский язык это трудный предмет и он требует приложения огромных усилий при овладении им. Поэтому в итоге происходит снижение мотивации изучения иностранного языка.

Мотивация изучается в самых разных аспектах и в связи с этим само понятие трактуется по-разному. По Х. Хеккаузену мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Скорее, она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает, направляет и организует учащегося, а также придает учебной деятельности личностный смысл и значимость.

Выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка: внешнюю и внутреннюю. Желательно развитие и присутствие обоих видов. Если мотивы, побуждающие деятельность не связаны с ней непосредственно, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы связаны с этой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делят на общественные (широко социальные) и личностные: это мотивы оценки; успеха (когда учащиеся выполняют работу ради отметки или похвалы); самоутверждения; благополучия (когда деятельность выполняется в силу давления родных, учителей, чтобы не иметь неприятностей).

Но всё же, одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, которая исходит из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т.е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Формирование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация, т.е. потребности формируются как чисто коммуникативные: говорить на иностранном языке с носителями языка, читать как художественную, так и специальную литературу, писать (например, письма или вести переписку в интернете с носителями языка, что сейчас имеет огромную популярность).

Также, относительно изучения иностранного языка учёные выделяют два типа мотивации - инструментальную и интегративную (Р.Гарднер и В.Ламберт).

Инструментальная мотивация является отражением внешних потребностей. А значит, целью изучения иностранного языка является не личное желание учащихся, а необходимость извне.

Однако нельзя полагаться только на инструментальную мотивацию и полагать, что инструментальной мотивации будет достаточно для эффективного изучения иностранного языка, важно развивать интегративную мотивацию.

Интегративная же мотивация является отражением внутренних потребностей и появляется в связи с желанием идентифицировать себя с культурой той страны, где говорят на иностранном языке. Таким образом, при интегративной мотивации целью изучения иностранного языка является внутренняя потребность учащихся. То есть если учащиеся придают больше значения тому, чтобы встречаться и общаться с разными людьми, и язык становится инструментом, с помощью которого становится возможным понять иностранцев и их образ жизни, то можно говорить об интегративной мотивации. Об инструментальной мотивации мы говорим, когда большее значение придаётся изучению языка с целью получения образования или карьерного роста.

Отечественные и зарубежные учёные рассматривают мотивацию, как сложную разноуровневую систему, имеющую специфические особенности на различных этапах жизни человека. У детей, которые обучаются в нелингвистических учебных заведениях, формирование профессиональной внутренней мотивации влияет на мотивацию изучения всех предметов в целом, что требует особого внимания. Для студентов неязыковых специальностей необходимо создать  такие педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка.

Рассматривая феномен мотивации, необходимо уделить внимание и причинам понижения мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении иностранного языка, а также условиям и способам ее повышения. Существуют две группы причин снижения мотивации. Первая группа — причины, которые зависят от преподавателя. Вторая группа - причины, которые зависят от студентов. Основными причинами, зависящими от преподавателя, являются неправильный отбор учебного материала, который вызывает перегрузку или недогрузку учащегося, низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения, неумение строить отношения с учащимися и организовать их взаимоотношения друг с другом, особенности личности преподавателя.

Причины снижения мотивации, зависящие от студентов можно обобщить следующим образом: низкий уровень знаний, несформированность мотивов учебной деятельности и, прежде всего, приемов самостоятельного приобретения знаний; иногда не сложившиеся отношения с коллективом учащихся.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что комплекс причин влияет на сформированность мотивов учебной деятельности в целом и иностранного языка в частности. Поэтому, можно говорить о том, что каждый студент находится на индивидуальном уровне сформированности мотивации изучения иностранного языка.

В настоящее время ряд исследований подтверждают, что студенты, имеющие четкую профессиональную направленность, гораздо лучше мотивированы на обучение и имеют лучшие показатели.

П. Я. Гальперин полагал, что условием, влияющим на формирование внутренней мотивации учения, является содержание учебного материала. Хотя содержание, структура, методы преподавания учебного материала являются необходимыми, но не единственными условиями мотивации.

Наиболее значимыми условиями при преподавании иностранного языка в неязыковом колледже, которые способствуют формированию внешней мотивации, являются: формирование ситуации успеха, вознаграждение за успешно выполненное задание, формирование у учащихся уверенности в своих силах; осознание студентами своих неудач, а также осознание их истоков; «авторитарные требования», под которыми подразумевается установление чётких сроков преподавателем, которые предоставляются студентам для выполнения того или иного задания, что ведёт к развитию личной ответственности студентов; обязательный контроль знаний; соревнование на занятиях (как межличностное, так и между подгруппами).

В заключение хотелось бы отметить, что сейчас перед методической наукой стоит задача поднять обучение иностранным языкам на новый качественный уровень, создать новые учебники и учебные пособия, изучение опыта зарубежных коллег представляет безусловный интерес для методистов и учителей-практиков. Не менее актуальна проблема мотивации учащихся, так как общеизвестно, что усваивается прочно и легко только то, что нужно и интересно. С этой точки зрения, очень плодотворны регулярные беседы с учащимися на русском или иностранном языке, анкетирование, проводимые с целью узнать, интересно ли проходят уроки, какие формы и приемы работы больше нравятся.

Не менее интересны для нас и также тенденции методики, как усиление страноведческого аспекта и обучение коммуникативной компетенции. Каждый преподаватель иностранного языка это знает, поскольку трудно найти и подготовить для урока дополнительные страноведческие материалы, отвечающие интересам учащихся, тем более источников интересной информации, доступной преподавателю, не так много, а книги для чтения и учебные фильмы нередко выходят в разные с учебниками сроки. Видимо, при создании новых учебных пособий необходимо предусмотреть не только регулярное обновление текстов и диалогов в учебниках и УМК, но и их соответствующее иллюстративное оформление аутентичным материалом, современное обеспечение учебных комплексов учебным материалом. Такие учебные пособия помогут учителю обучить иностранному языку как средству общения и обеспечат качественно новый уровень преподавания.

Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако, необходимо отметить что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


Литература


1. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. - М.: Педагогика, 2003.
2. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер с англ. — СПб.: Евразия, 2009. 
3. Хеккаузен X. Мотивация и деятельности. — М.: Просвещение, 2010.
4. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1982.

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М., 2005.

6. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // ИЯШ. – 2001. – № 4.
7. Gardner, R.C., Lambert, W.E. Attitudes and Motivation in Second Lan¬guage Learning. — Rowley, Mass, Newbury House, 2012. 
8. Kegan R. The evolving self: Problem and process in human development. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2012.