Формирование мотивации к чтению в период обучения грамоте
через работу с пословицами и поговорками
Январь, 2019 г.
Формирование мотивации к чтению в период обучения грамоте
через работу с пословицами и поговорками
Одним из самых первых предметов, с которыми знакомится первоклассник, является обучение грамоте. Начало обучения в школе является сложным периодом. В чем же его сложность? Дети приходят в школу с различным уровнем подготовки. Одни дети уже умеют читать – им неинтересно учить буквы, другие – знают буквы и думают, что умеют читать, третьи – не знают букв и не хотят учиться. Словом, мотивация невысокая. Моя задача состоит в том, чтобы каждый ребенок был включен в процесс обучения на уроке.
С переходом на УМК«Школа России», мы сталкиваемся с обилием пословиц и поговорок в азбуке.
Использование таких пословиц и поговорок на начальном этапе обучения – один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к чтению.
С одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы, культуры речевого общения.С другой – решают дидактическую задачу: формирование общеучебных умений учащихся, в частности учебно-интеллектуальных.
Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. Я в своей работе нашла следующие варианты применения пословиц и поговорок на уроках обучения грамоте.
В период обучения грамоте в Азбуке, начиная с первых страниц, почти на каждом уроке знакомимся с мудрыми русскими пословицами о труде, ученье, дружбе, мире, семье, взаимоотношениях между людьми. Обязательно выясняем, чему учит каждая пословица. Периодически провожу игры с ранее изученными пословицами: «Закончи пословицу» ( Век живи, …) или «Восстанови пословицу» (час, время, а, потехе, Делу), «Соедини части пословиц» (Чтение, Старый друг, Береги землю родимую, лучше новых двух, как мать любимую, лучшее учение), «Отгадай пропущенное слово в пословице» (… невелик, а стоять не велит), «Выбери из пословиц ту, которая относится к теме труда».
Дети читают пословицу несколько раз и, когда считают, что готовы хорошо её прочитать, поднимают руку. Детям, которым трудно дается чтение, даю карточку с маленьким текстом, с легкими словами. Таким образом, осуществляется индивидуальная работа.
При изучении литературных произведений различных жанров предлагаю ученикам выбрать пословицы наиболее близкие к основной мысли произведения, или более точно характеризующие того или иного героя.
Изученные пословицы пишу на картонных карточках. Распределяем пословицы по темам в отдельные конверты. Но больше всего дети любят, когда я даю им задания приготовить карточки дома. С каким воодушевлением на следующий день читают пословицу около доски перед всем классом. Приучаю их не стесняться, считать себя артистами. После прослушивания пословиц многие горят желанием скорее одолеть Азбуку.
На уроках русского языка продолжаем работать над пословицами. Выполняем такие задания:
провести минутку чистописания (переписать пословицу). Подчеркнуть все знакомые орфограммы;
найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение;
выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова, разделить их для переноса;
найти слова, где все согласные звонкие (или глухие)...
В 1 классе в учебном комплекте Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. встречается 99 пословиц. По результатам количественного и качественного анализа была составлена таблица, в которой в обобщённой форме представлен перечень тематических групп пословиц и поговорок.
Азбука . Часть 1. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. УМК «Школа России» | Азбука . Часть 2. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. УМК «Школа России» | Прописи (в 4 частях) |
56 | 33 | 10 |
«Тематические группы пословиц и поговорок,
включенных в содержание учебников по литературному чтению»
Учебное пособие | Тема |
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» | О дружбе |
О труде |
Об учении |
О родителях |
О качествах характера человека |
О человеке в обществе |
О взаимоотношениях |
О временах года |
О ценностях |
О Родине |
Во втором классе нас ждёт знакомство с новыми пословицами и поговорками. Поэтому считаю работу над пословицами и поговорками целесообразной.
Итог нашей работы уже заметен: все дети стали читать, читают дети осознанно. Стремятся быстрее закончить Азбуку.
Ученики моего класса начали ходить в библиотеку. После уроков всегда нахожу время для дополнительного чтения библиотечных книг. Ребята читают стихи, отрывки из рассказов, сказок. Из дома приносят интересные книги, рассказывают друг другу о прочитанном.
Как говорится, «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Пословица – всем делам помощница».
Список литературы
Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа, №4, 1998, с.11-18.
Воровщиков, С.Г.Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. Электронный ресурс Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.
Литературное чтение. 1 класс . Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 80с. : ил. – (Школа России).
Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 80с. : ил. – (Школа России).
Литературное чтение. 2 класс . Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 223с. : ил. – (Школа России).
Литературное чтение. 2 класс . Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 223с. : ил. – (Школа России).
Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы. Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
Приложение


