СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивов учения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации указано как формировать мотивы ученика у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов учения»

Министерство образования, науки и молодёжной политики  Краснодарского края  Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края  «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»     Формирование мотивов учения Выполнила: студентка Ш-21 группы Пятак Екатерина   Ейск, 2019

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Формирование мотивов учения

Выполнила:

студентка Ш-21 группы

Пятак Екатерина

 

Ейск, 2019

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят» В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс) «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс).

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы.

Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят»

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс)

«Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс).

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия фомирования у младших школьников положительных мотивов учения. Благоприятные Неблагоприятные 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста 1) неустойчивое внимание 2) полное доверие учителю 2) неустойчивые интересы 3) острая потребность в новых впечатлениях 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, 4) естественная любознательность но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия фомирования у младших школьников положительных мотивов учения.

Благоприятные

Неблагоприятные

1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста

1) неустойчивое внимание

2) полное доверие учителю

2) неустойчивые интересы

3) острая потребность в новых впечатлениях

3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях,

4) естественная любознательность

но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы.  Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим  алгоритмом (системой указаний) изучения мотивов. 1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы. Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим  алгоритмом (системой указаний) изучения мотивов.

1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда. 3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).

2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.

3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно. 4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно.

4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др. 7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолеть трудности для удовлетворения познавательной потребности.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.

7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолеть трудности для удовлетворения познавательной потребности.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

В связи с предстоящим переходом на четырехлетнюю систему начального образования в РФ проведены широкомасштабные исследования уровня обученности выпускников начальной школы по трем системам обучения: традиционной, занковской, эльконинско-давыдовской. Все учителя отвечали на вопрос: «Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?» Чаще всего назывались: низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развитая ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; неумение рассуждать и задавать вопросы; несформированность коммуникативных функций, волевых качеств. А один из ответов заставляет задуматься особенно: неподготовленность к обучению в школе. От 40 до 60 % первоклассников садятся за парты, миновав детские сады.

В связи с предстоящим переходом на четырехлетнюю систему начального образования в РФ проведены широкомасштабные исследования уровня обученности выпускников начальной школы по трем системам обучения: традиционной, занковской, эльконинско-давыдовской. Все учителя отвечали на вопрос: «Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?» Чаще всего назывались: низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развитая ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; неумение рассуждать и задавать вопросы; несформированность коммуникативных функций, волевых качеств. А один из ответов заставляет задуматься особенно: неподготовленность к обучению в школе. От 40 до 60 % первоклассников садятся за парты, миновав детские сады.

В связи с этим школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:   создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;   исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;   воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

В связи с этим школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:

  •   создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
  •   исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;
  •   воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
•  создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку; •  формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе; •  по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников; •  организовывать положительное, интересное общение детей между собой;

•  создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;

•  формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе;

•  по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;

•  организовывать положительное, интересное общение детей между собой;

•  воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку; •  утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений; •  формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей; •  стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

•  воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;

•  утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений;

•  формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;

•  стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо: 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей; 3) поддерживать положительную обратную связь; 4) заботиться о разнообразии методов обучения;  5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо:

  • 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
  • 2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  • 3) поддерживать положительную обратную связь;
  • 4) заботиться о разнообразии методов обучения;
  • 5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8) формировать чувство долга, ответственности;  9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
  • 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  • 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
  • 8) формировать чувство долга, ответственности;
  • 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Мотивации способствует также оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является  изменение формы общения,  под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу: •  со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж; •  с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом; •  в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом; •  индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Мотивации способствует также оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является  изменение формы общения,  под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу:

  • •  со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
  • •  с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
  • •  в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
  • •  индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !