Формирование навыков безопасного поведения на дороге
у детей младшего дошкольного возраста
Е.П. Виноградова
воспитатель
МБДОУ № 49 г. Майкоп
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Следует отметить, что в настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет иначе взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду.
Данная проблема очень актуальна в нашем обществе. Несомненно, родители заботятся о здоровье своих детей. Но о том, что необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, от знания которых порой зависит жизнь, родители часто забывают. С каждым годом все больше и больше на дорогах нашего города случается дорожных происшествий с участием детей. Поэтому сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения и научим их навыкам культуры поведения на улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Учитывая большое значение работы в данном направлении, мы уделяем особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен рядом с опасным перекрестком, поэтому необходимость обучать детей правилам безопасного поведения на дороге возникла сама собой.
В соответствии с ФГОС формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах предполагает решение следующих задач:
Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Знакомить с работой водителя.
На основе этих задач мною была составлена рабочая программа «Ребёнок и дорога» для младшей группы, которая реализуется по двум направлениям:
образовательная деятельность с воспитанниками;
взаимодействие с родителями.
Цель данной программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Программа является дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.
Программа содержит тематический план, примеры организации непосредственно образовательной деятельности, реализуемые проекты и методические рекомендации.
Вся работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения строится с учетом следующих принципов:
формировать навыки безопасного поведения на дороге следует не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во всех других видах;
работу вести таким образом, чтобы ребенок не механически заучивал правила, а понимал их смысл;
в процессе работы развивать у детей координацию внимания, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
Для успешной реализации поставленной цели и задач в группе организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Нами накоплен разнообразный методический материал, в котором представлена литература, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по данной теме.
Так как наша младшая группа разновозрастная (дети от 1,6 до 4 лет), вести работу по воспитанию общей культуры поведения начинаем на третьем году жизни ребенка. Малышей мы учим различать легковые и грузовые машины, называть части: кабину, окна, двери, колеса. Наблюдаем за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте рассматриваем книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве и умения действовать по сигналу проводим подвижные игры «К куклам в гости», «Бегите ко мне», «Поезд». Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения систематически проводится по принципу «От простого к сложному». И уже к 4 годам дети способны понимать и употреблять понятия: здесь, там, близко, далеко, вверху, внизу. На данном этапе проводим целевые прогулки, где дети наблюдают движение пешеходов и различных видов транспорта, дорожные знаки, пешеходные переходы. В процессе прогулки дети знакомятся с дорогой и тротуаром, а так же некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Объясняем детям, что настоящие автомобили опасны для человека в дорожной ситуации. Проводим различные дидактические игры по дорожной тематике.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому обучение правилам поведения на дороге осуществляется именно средствами игры, в которой они сами участвуют. В игровых ситуациях дети учатся правильно переходить дорогу, на которой есть знаки для пешеходов и водителей. Далее знания закрепляются во время продуктивной деятельности.
Согласно ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому мы, помимо традиционных видов деятельности, активно используем технологии проектирования. Метод проектов широко популярен, актуален и эффективен. Во время осуществления проекта происходит формирование определенных знаний у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, что позволяет реализоваться интересам и потребностям, способствует развитию личности ребёнка.
Нами были реализованы следующие проекты: «Мой друг - Светофор», «Путешествие в страну ПДД». Во время реализации проектов дети были вовлечены в мир правил дорожного движения. Они с удовольствием и интересом воспринимали предлагаемую им информацию. Особенно отзывчивы были на внесение в группу игрушек и игрового оборудования: машин, макета дороги со Светофорчиком и «зеброй», шапочек для подвижных игр и других пособий. За время осуществления проектов познакомились с иллюстрированным материалом по теме; разучили новые подвижные игры «Цветные автомобили», «Светофор», «Трамвай»; с желанием играли в сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Пешеходы и водители». Дети с интересом реагировали на чтение художественной литературы: «Грузовик» А. Барто, «На машине» Н. Павловой, «Про машину» В. Берестова, «Шофер» Б. Заходера, «Светофор» С. Михалкова, «Учимся переходить дорогу» Н. Мигуновой и другие произведения, а также отгадывали загадки по ПДД. В режимные моменты были включены пальчиковые игры: «Правила движения» и «Грузовик», дыхательная гимнастика: «Накачаем шины машине», артикуляционная гимнастика «Транспорт», физкультминутка «По ровненькой дорожке». С удовольствием участвовали в беседах на темы: «Что я видел по дороге домой?», «На чем ездят?», «Машины на нашей улице». Особый интерес у детей вызвали дидактические игры «Собери светофор», «Подбери дорожку для автомобиля», «Собери машину», «Угадай транспорт». С большим желанием дети конструировали из строительного материала широкие и узкие дороги для машин. Активны дети были и во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Также в своей работе мы активно используем новый и очень интересный вид пособий – лэпбук, который активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает проявить себя каждому ребёнку и лучше понять и запомнить информацию, особенно, если ребёнок визуал. Это пособие удобно и тем, что позволяет сохранить собранный материал.
Так мной был изготовлен лэпбук по ознакомлению с правилами дорожного движения на тему: «Детям знать положено». С большим интересом дети восприняли и этот вид пособия. Во-первых, потому что он красочный, привлекателен внешне. Во-вторых, в нем столько интересного материала оказалось для детей. Лэпбук представляет собой папку с шестью кармашками, в которых собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Собери светофор», иллюстрации с текстом «Правила движения», дорожные знаки, подборка коротких стихов для заучивания, иллюстрации «Транспорт» и загадки по теме. Дети с удовольствием занимаются с лэпбуком. Хочется надеяться, что полученные знания пригодятся им в жизни.
Значительное место отводится и работе с родителями. В воспитании грамотного пешехода большую помощь оказывают именно они. Родители должны быть всегда положительным примером для своих детей, особенно, когда это касается безопасного поведения на дороге. Работа с родителями в нашем детском саду представлена в виде модели «Воспитатель – ребёнок – родитель», где ребёнок является основным субъектом внимания. Стараемся, чтобы родители были активными участниками всех мероприятий нашего детского сада. Родители с большим желанием вместе с детьми участвовали в конкурсе рисунков «Мы за безопасность на дороге».
В работе с родителями мы используем разнообразные формы. Это и родительские собрания на темы: «Это должен знать каждый», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», консультации «Оградим от опасности», «Дети – тревожные цифры», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют», «Мама, папа, не забудь меня к креслу пристегнуть!». Для родителей были подготовлены памятки и буклеты по теме. Используя анкетирование, выяснили, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правильного поведения на улице. Были также даны советы психолога на темы: «Родители и дети как участники дорожного движения», «Как уберечь малыша от опасности». В повседневных беседах рекомендуем родителям наблюдать вместе с ребёнком ситуации на дороге, разъясняя, что происходит с транспортом, пешеходом в данный момент. Советуем учить играть только в безопасных местах, объясняя, но, не запугивая, так как страх тоже вредит. Так же привлекаем родителей к изготовлению атрибутов к играм, оснащению предметно-развивающей среды в группе. Постоянно стараемся знакомить родителей с работой, которую проводим с детьми, рассказываем об их успехах в освоении правил дорожного движения. Своевременно оформляем папки передвижки, ширмы по данной проблеме.
Таким образом, только нашими совместными усилиями и собственным примером можно научить детей навыкам безопасного поведения на дороге. Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от нас взрослых. Для этого требуется систематическая и кропотливая работа.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.-2-е изд., - М.: Мозаика - Синтез, 2014.- С. 135.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2014.